6 мин.

Кавазашвили: Максименко должен прогрессировать. В «Спартаке» ему нельзя стоять на месте

Спартаковцы приступили к сбору в Эмиратах.

Команда отправилась туда в большом количестве, так что тренерскому штабу будет с кем поработать. Сегодня о вратарях, которые поехали в Дубай рассуждает мастер спорта международного класса, известный в прошлом вратарь ведущих советских клубов, сборной страны Анзор Кавазашвили. - Анзор Амберкович, «Спартак» отправился на первый сбор в Дубай. Взял туда с собой сразу пятерых вратарей. Не многовато, как вам кажется? - А сколько всего игроков поехали на сбор и как долго он продлится? - Всего – 29 футболистов, еще один – 30-й должен присоединиться в Эмиратах после прохождения медосмотра. Это потенциальный новичок Хендрикс из Голландии. Пока «Спартак» уехал туда на десять дней – до 24 января, а потом после паузы проведет там же и второй сбор – с 28 января по 8 февраля. Так что этот список из трех десятков игроков может и не измениться. - Тридцать футболистов, из которых пять вратарей… Не знаю, может быть это сейчас такая тенденция – возить на сборы столь много игроков. Так сказать, ноу хау. Что касается вратарей… Возможно, в команде считают всех вратарей одинаковыми по уровню мастерства и потому не знают, какой сделать выбор. Хотя, вот пока мы с вами разговариваем, я посмотрел список поехавших на сборы… Тут же все ясно. Только Максименко играет в основном составе, причем не первый год. И он, на мой взгляд, так и будет продолжать выходить в стартовом варианте. Других кандидатов я не вижу. Ребров? У него большой опыт, но ему уже много лет, он ветеран. Артем там на всякий случай в резерве. Подтверждением этому служит и тот факт, что с ним продлили договор, но только на год. Это справедливо.

- А Селихова вы где видите? - Селихов? Вот тут для меня непонятная ситуация. После травмы он никак не заиграет. Причем, ни в одной из спартаковских команд. Он в клубе просто затерялся и, на мой взгляд, чтобы совсем не потерять карьеру, ему надо уходить в другую команду. Скажем, в аренду. Селихову надо играть, возвращать свои практические навыки. Если, он, конечно, отошел от своей неприятной травмы. Отошел и физически, и психологически. Что тоже очень немаловажно. А пока, пусть он на меня не обижается, но от него осталась только одна фамилия. Что касается, Поплевченкова и Акмурзина? На взрослом уровне я их игры не видел, так что тут, как говорится, без комментариев. А как они выглядят в «Спартаке-2» или в дублерах, это совсем иная история. Поэтому пока – без авансов. - Давайте вернемся к Максименко. По сути, он уже три сезона полноценный первый номер «Спартака». Ему 22 года, в следующем сезоне может провести уже сотый матч за красно-белых в чемпионате. Я его всегда поддерживал в своих заметках, касающихся игры команды, но сейчас складывается ощущение, что он все-таки сбавил в своем росте. - Согласен: стоит на одном месте. В эти мои слова закладываю двойной смысл. На месте в плане прогресса и на месте, то есть на ленточке ворот, потому что Максименко силен именно в этой позиции. На выходах из ворот он действует по-прежнему неуверенно. Мне думается, что в «Спартаке» с ним, как с вратарем работают неправильно или не совсем правильно. Вы же видите, каков сегодня современный футбол: вратарь все больше становится полноценным полевым игроком с точки зрения его эффективности. Больше выходов из ворот, больше возможностей для первого паса в атаку. Он к тому же должен предупреждать своими действиями защитников, какие места им нужно занимать, переходя к обороне. Защитники должны чувствовать вратаря. Спиной, головой, как хотите. Они должны видеть его руки, куда и что он показывает. Я никогда не кричал, показывал все только руками. Подсказывал, на какую зону надо переключаться. Вратарь – это дирижер обороны.

- Но, согласитесь: у Максименко есть все данные для того, чтобы прогрессировать. - Опять соглашусь, есть. Только он так и останется талантливым мальчиком. И никогда не станет классным, если не будет исправлять свои недостатки в игре. Сколько талантливых или перспективных вратарей было в том же «Спартаке» за последние годы? А действительно классных?.. - Я бы задал вам и другой вопрос: если не Максименко, то, кто сейчас может заменить его? Пусть даже в экстренной ситуации: дисквалификация или, не дай бог, травма… - Сложный вопрос. С одной стороны Максименко должен играть, потому что дергать вратарей нельзя. Тут нужна стабильность. Но… Есть и другой момент. Любой вратарь, долго сидящий в запасе, будет все хуже и хуже себя чувствовать. Поэтому я и сказал: если Селихов не получает места в команде, а это, видимо, объективная ситуация, он должен уйти в другую команду и играть там в основном составе. Это касается, конечно, любого футболиста. Но вратаря – особенно. Можете мне поверить. Замену Максименко я сейчас не вижу. На короткий момент, то, о чем вы говорили, может Ребров выйти в составе. Все-таки он человек опытный, хотя тоже очень давно уже не играл. Помнится, когда происходила смена главных тренеров он вдруг вышел на один матч и потом опять сел в запас… Кстати, я сейчас хотел бы обратиться к Реброву. Артем ведь гораздо увереннее играл на выходах. Почему бы ему не потренировать это с Максименко? Помочь ему, как товарищу.

- Сейчас в каждой команде есть тренеры вратарей. - Я понимаю, что в «Спартаке» есть тренер вратарей, в наше время таких специалистов близко не было. И все-таки… Почему не помочь? Я помню, как мне в свое время в сборной страны помогал Лев Яшин, наш прославленный вратарь. Помнится, приехали на сборы в Южную Америку, так мы с ним постоянно отрабатывали такой элемент, как подача верхового мяча и выход вратаря с целью поймать мяч в верхней точке его полета. И никогда не забуду, как он мне говорил: «Анзорчик, никогда не дергайся в воротах, никогда. Стой спокойно. Идет на твои ворота игрок, следи за мячом, смотри, под какой ногой у него мяч». Дело в том, что, когда футболист бежит размашистым шагом, он никогда не может точно ударить. Потому что нога у него как бы в растяжке. А когда он сокращает шаг, прицеливается, тогда может ударить сильно и точно. И ты, вратарь, должен все это увидеть. Именно – начало удара мяча. И тогда ты поймешь, куда уходит мяч. И за счет этого будешь выбирать позицию. В ближний угол вратарь никогда не должен пропускать, в дальний – прыгай. Поймаешь – тебе честь и хвала, не поймаешь – тут вратаря ругать трудно. Но это все нарабатывается на тренировке. Так что, работать и работать, спартаковцы…

Александр Владыкин