4 мин.

До свидания, «Москва», до свидания

Все когда-либо заканчивается у любого человека, и сейчас завершился этап моей работы в «Москве», который длился не только те два с половиной года, что я был главным тренером команды.

Три с половиной года я работал в этом клубе. За работу эту мне совсем не стыдно. Даже наоборот – есть факты, которыми хотелось бы гордиться. Это золотые и серебряные медали, выигранные с дублирующим составом. Это и 5-е, 6-е, 4-е места с основным составом – на мой взгляд, достаточно высокие, а возможно, и максимальные на данный момент показатели. Это и финал Кубка России, и дебют в Интертото. Думаю, за время моей работы «Москва» окончательно превратилась из середняка нашего чемпионата в команду, способную претендовать на высокие места.

Понимаю, что наибольший интерес в этой ситуации вызывают причины моего ухода из клуба. Наверное, об этих причинах стоит рассказать следующим образом. По мере постепенного эволюционного развития клуба неизбежно возникают ситуации, когда точка зрения руководства на это самое развитие и точка зрения главного тренера начинают не совпадать. В таких ситуациях необходимо принимать обоюдные, а иногда обоюдоострые решения, что и было сделано в моем случае. Руководители клуба отыскали аспекты, которые перестали их устраивать, по крайней мере, в этом сезоне. А у меня, соответственно, были собственные взгляды на то, что в моем понимании ограничивает потенциал команды и мой тренерский рост.

Например, руководство было крайне недовольно тем, что мы не добиваемся результатов в решающих матчах. Мое же мнение диаметрально противоположно: в первом круге мы обыграли «Спартак» и ЦСКА – это что, не решающие матчи? Да, в последних турах мы «Зениту» и «Спартаку» проиграли. В гостях, сильным соперникам, на самом финише, в равной борьбе – что здесь зазорного? Взять финал Кубка – уступили во втором овертайме «Локомотиву», который на тот момент показывал свой лучший футбол, в то время как у нас полкоманды выбыло из-за травм. Каждый из этих матчей – это отдельная история. Поэтому нельзя так запросто валить все в одну кучу с формулировкой «не умеете играть решающие матчи». За четыре тура до финиша мы ведь РЕАЛЬНО претендовали на золото. Соглашусь с тем, что я делал ошибки, делаю их и, наверняка, еще буду делать. Это вполне нормальная ситуация. Готов эти ошибки признавать и обсуждать. Но я не готов к тому, чтобы признанные мной ошибки потом работали против меня, когда их вдруг постфактум начинают подводить под какую-то несуществующую иррациональную систему.

То, как тренер прощается с клубом, тоже о многом говорит. Поэтому я очень благодарен болельщикам, которые создали очень душевную атмосферу на последней игре – с баннерами и аплодисментами. Плюс к этому многочисленные звонки на телефон. Было трогательно почти до слез. Кроме того, благодарен своим помощникам, с которыми все это время проработал душа в душу, и в лице которых всегда имел настоящих единомышленников. Расставание с футболистами – это вообще отдельная тема. Им всем я тоже благодарен. Наверное, любой тренер может только мечтать о том, как это произошло у нас. От количества теплых слов, которые я выслушал на нашем праздничном вечере, даже жена была сильно растрогана. Благодарен и руководителям. Михаилу Дмитриевичу Прохорову – за то, что в самом начале поддержал мою кандидатуру и позволил отработать столь длительный срок. Юрию Викторовичу Белоусу – за то, что поверил в меня, и сразу из дубля назначил главным тренером. Уверен, что оправдал доверие всех этих людей.

Что касается планов на будущее, то я уже пятнадцать лет проработал тренером, и хочу в дальнейшем работать именно в этом качестве. Однако тренерская деятельность, как вы понимаете, работа штучная, поскольку главных тренеров не может быть больше, чем сейчас есть команд. Чтобы занять такой пост, необходимо чтобы он перед этим освободился, и именно с этой точки зрения я свои перспективы и оцениваю. Тем не менее, за четыре дня, что прошли с момента официальной отставки, мне уже поступило несколько звонков с конкретными предложениями. Правда, большая их часть связана с приглашениями на административно-руководящую работу, однако есть предложения и чисто тренерского характера. Все их с интересом рассматриваю, и готов буду рассмотреть еще.

Я всегда считал, что уровень квалификации игрока – это умение гарантированно давать результат независимо от внешних обстоятельств. Дима Кириченко, если забивает, то забивает во всех командах, и никто не говорит, что он должен пройти процесс адаптации или еще что-то. То же самое и у футбольных тренеров. Уровень квалификации определяется не тем, как он отработал в одной команде, где под него многое может просто «сложиться»; а тем, как он может проявить себе в разных условиях, с разным контингентом, с разными организационными структурами. Говорю об этом потому, что теперь мне самому будет крайне интересно ощутить себя в новых обстоятельствах и, что называется, подтвердить свои умения и навыки.

Вообще о своей работе в «Москве» я могу говорить бесконечно. Поэтому планирую в ближайшее время опубликовать сразу несколько заметок об итогах минувшего сезона, где постараюсь ответить на большую часть вопросов о «Москве», которые вы оставляете в комментариях.