5 мин.

Верим в Валеру? О том, как нам относиться к назначению Карпина

Назначение Валерия Карпина главным тренером сборной России обсудили уже примерно все. Оно и понятно. Во-первых, назначение главного тренера национальной команды по самому популярному виду спорта – всегда априори весьма солидный информационный повод; во-вторых, добавляет градуса обсуждениям яркая фигура Валерия Карпина и определённые обстоятельства, сопряжённые с его назначением.

Трудно, думаю, спорить с тем, что вся эта история явственно отдаёт спонтанностью и даже истеричностью, как высказался известный комментатор Константин Генич. И здесь в очередной раз подтверждается давний тезис: любая отставка – это назначение. Нельзя сначала уволить тренера, а потом уже думать, кем его заменить. Тем более, что называется, по ходу пьесы, в условиях жёсткого временного цейтнота. Это редко приводит к хорошим последствиям. Можно вспомнить хотя бы пример сборной Испании три года назад. Пример же Массимо Карреры в «Спартаке» вроде бы доказывает обратное, но там всё же был немного другой кейс. Каррера входил в штаб предыдущего тренера, пусть и недолго, а не пришёл со стороны. Кроме того, та рокировка случилась в самом начале сезона, когда имелось время на раскачку, и к тому же на фоне позорного вылета красно-белых из еврокубков. Так что этот пример здесь не очень работает. В отличие от ЦСКА, который под занавес прошлого сезона поменял Виктора Гончаренко на Ивицу Олича – человека со стороны, и отнюдь не в ситуации, когда уже «всё пропало».

Нужна ли сейчас была отставка Черчесова? Я не поклонник Станислава Саламовича от слова «совсем», и его работу трудно оценить в каком-то позитивном ключе. Но, учитывая, что в самом разгаре отборочный цикл к чемпионату мира в Катаре, и остаётся всего-ничего до сверхважного матча с Хорватией, этот шаг кажется всё же рискованным.

По некоторым признакам, руководство РФС и лично Александр Дюков не собирались сейчас увольнять Черчесова, но в итоге они вынуждены были пойти на это. Возможно, какую-то роль в этом сыграла одиозная пресс-конференция Черчесова. «Полевого командира» мы явно ещё не скоро забудем. Так или иначе, а Дюков и Ко оказались в незавидной ситуации дефицита времени для принятия очень важного решения и при довольно скудном наборе возможных вариантов, каждый из которых имел свои минусы. Мы не знаем, как и с кем на самом деле велись переговоры (ну или, по крайней мере, не знаем всей правды), и в большей степени оперируем инсайдами, домыслами и предположениями. Мы даже точно не знаем, действительно ли были переговоры с тем же Бердыевым, или это журналистские инсинуации. По всей видимости, фаворитом для РФС был тренер немецкой молодёжки Штефан Кунц, но его назначение сорвалось. Да и вообще не очень понятно, как его могли всерьёз рассматривать, учитывая его занятость на Олимпиаде. Из российских же специалистов, кроме Карпина, особых вариантов не прослеживается. Сергей Семак и Леонид Слуцкий отказались, имея неплохие позиции в своих клубах. Надо понимать, что работа в сборной сейчас воспринимается не как награда и привилегия, а как тяжкая обуза, или – если более пафосно – Голгофа, где вполне можно сложить если не голову, то свою репутацию и реноме точно. И срываться из благополучных «Зенита» или «Рубина» ради такого куша большого резона нет. Карпин же, надо понимать, дал понять, что согласен возглавить сборную до конца этого года на условиях совмещения. Едва ли тот же Дюков был в восторге от подобной перспективы, тем паче что он высказывался ранее против совместительства. Но, будучи прижатым к стенке, вынужден был пойти на предложенные условия.

Тут, конечно, можно сказать о том, что эта ситуация ярко высветила, помимо прочего, острейший дефицит в нашем футболе отечественных тренеров должного уровня. Лет 15-20 назад у нас были Романцев, Сёмин, Газзаев, Долматов, Гаджиев, Бышовец, Тарханов, Шевчук, Шевченко, Павлов и Бог знает кто ещё. А сегодня – Семак, Слуцкий да Карпин. C’est tout. Ну, может, ещё Андрей Талалаев. Нет, конечно, можно вспомнить ещё добрую дюжину тренеров: Юран, Колыванов, Кирьяков, Канчельскис, Шалимов, Кобелев, Рахимов, Игнашевич, Березуцкие, Хохлов, Евсеев etc. Но едва ли они могли всерьёз рассматриваться на пост главного тренера сборной. Так что Карпин был, по сути, безальтернативен.

Многие восприняли назначение Карпина позитивно, но это просто по контрасту со ставшим всеобщим аллергеном Черчесовым. Претензии общественности к Станиславу Саламовичу сводятся к двум аспектам: отсутствию результата и примитивной игре, а также плохим коммуникативным навыкам. Но, как по мне, по обоим пунктам нет никакой уверенности в том, что при Карпине станет лучше.

Валерия Георгиевича трудно назвать образцом вежливого и дружелюбного общения с журналистами, особенно когда тот находится в негативном эмоциональном состоянии. И велика вероятность, что табу на «товарищеские матчи» и «проблемы» Черчесова сменятся на «ну и?» и «бред» в исполнении Карпина. Станет ли от этого легче?

По поводу игры и результата тоже полно вопросов. Игру команд Карпина не назовёшь чересчур яркой и искромётной. Даже к «Спартаку» подобные эпитеты малоприменимы, не говоря уже про остальные клубы. С результатами у Валерия Георгиевича тоже так себе. За 12 лет активной тренерской практики в активе Карпина ровно ноль трофеев. Голый вассер. Конечно, если не считать Copa del sol. Да, дважды «Спартак» при Карпине занимал второе место в чемпионате, но этим же могут похвастаться Старков, Черчесов или Тедеско. Так что это так себе достижение. В «Мальорке», «Торпедо» Армавир и «Ростове» с достижениями дела обстоят ещё хуже. И где гарантия, что Карпин даст результат в сборной?

Понято, что в спорте вообще трудно рассуждать в подобных категориях/ Линейная логика здесь работает далеко не всегда. Иногда есть все предпосылки для достижения успеха, но на выходе получается пшик. А иногда, напротив, изначально сомнительное предприятие оказывается Клондайком. Случай с Карпиным вполне может попасть во вторую категорию. Во всяком случае, ему – человеку яркому, искреннему и неравнодушному – я этого от души желаю.

Назначение Карпина – это во многом шаг от безысходности. В идеальной ситуации его назначение не было бы оптимальным, но в текущих реалиях оно вполне оправдано. А к чему оно в итоге приведёт – увидим уже совсем скоро.