8 мин.

Сам себе режиссёр. Куда Сергей Галицкий ведёт «Краснодар»?

«Краснодар» - один из самых обсуждаемых футбольных клубов страны. Больше, наверное, говорят только про «Спартак». И это объяснимо – уж больно нетипичным для наших реалий является проект, с нуля созданный краснодарским бизнесменом Сергеем Галицким. В отличие от большинства своих коллег, Галицкий решил инвестировать не в иностранные клубы, а в развитие футбольной инфраструктуры в родном городе. И уже этим заслужил самых лестных слов в свой адрес.

Кроме всего прочего, Сергей Галицкий – владелец-идеолог. Он чётко знает, как должна играть его команда, и в соответствии с этим подбирает состав игроков и формирует тренерский штаб. Всё это замечательно, но есть моменты, которые настораживают. Прежде всего, как кажется, даже чрезмерная вовлечённость Галицкого во все детали жизнедеятельности своего детища. Иногда слишком большая любовь – это тоже плохо. Того же Евгения Гинера трудно упрекнуть в безразличии к возглавляемому им ЦСКА, но он не указывает тренерам, в какой футбол они должны играть. В «Краснодаре» же всё иначе. Много говорится о том, что в клубе нет полноценной, отлаженной структуры менеджмента, где была бы группа высококлассных профессионалов, каждый из которых занимался бы своим делом. А есть один владелец, который подминает под себя абсолютно всё и живёт под девизом Людовика XIV «Государство (читай «Краснодар») это я». Хорошо это или плохо? Как показывает практика, скорее второе.

В последнее время Сергей Николаевич был не очень охоч до интервью на футбольную тематику. Вообще складывалось ощущение, что ему было не совсем до этого. Что и немудрено, учитывая его проблемы в основном бизнесе. Но после отставки Игоря Шалимов Галицкий прервал молчание и выступил с целым рядом программных тезисов. Прежде чем на них остановиться, хотелось бы вкратце прокомментировать событие, ставшее поводом для возвращения владельца «быков» к публичной трибуне. Этот вопрос имеет две стороны – обоснованность собственно отставки Шалимова и фигуру его сменщика, которая, мягко говоря, выглядит довольно странно.

Отставка Игоря Шалимова ожидалась давно. По сути, с первого дня его назначения. Но минувший сезон он закончил в целом неплохо, и Галицкий решил дать именитому в прошлом бомбардиру шанс отработать с командой полноценный сезон. И сезон этот по большому счёту можно назвать неудачным – в Лиге Европы «Краснодар» уступил «Црвене Звезде» и не прошёл в групповой этап, в Кубке России оступился на стадии 1/16 финала, уступив дорогу терпящей бедствие в ФНЛ «Томи», да и в чемпионате дела у «быков» идут с переменным успехом. Осенью был серьёзный провал – четыре поражения подряд (от «Зенита», «Арсенала», ЦСКА и «Локомотива»), затем дела вроде наладились, что позволило «Краснодару» даже выйти на второе место, но рестарт сезона после зимней паузы ему явно не удался. Из четырёх встреч, сыгранных в марте-начале апреля, подопечные Шалимова выиграли одну – в 21 туре у «Ростова», где, к слову, ростовчане ничем особо сопернику не уступили. Затем последовала безголевая ничья с «Динамо», проигрыш «Уфе» и, как квинтэссенция работы Шалимова в «Краснодаре», упущенная победа в матче с «Анжи». Именно эта игра стала для тренера последней.

Однозначно оценить работу Шалимова в «Краснодаре» сложно. С одной стороны, он явился продолжателем дела Олега Кононова – при нём команда по-прежнему лидировала в РФПЛ по владению мячом, практиковала позиционную атаку, игру через короткие и средние передачи. Но в то же время много говорится о предсказуемости краснодарской игры, к которой многие вполне приспособились. Наглядным примером в этом плане стала игра с «Уфой», в котором подопечные Сергея Семака, отдав мяч и территорию сопернику, существенно уступив по количеству ударов, за счёт высокого прессинга и плотной опеки свели опасность у своих ворот к минимуму – из 24 ударов по воротам «Уфы» опасными можно назвать разве что попытки Шатова и Классона в первом тайме, а также удар Смолова на последних минутах.

Шалимов привнёс в игру «Краснодара» отдельные тактические новшества, в частности, связанные с игрой на «стандартах», но, по большому счёту, при нём команда не сделала шага вперёд. Не регрессировала, но и не прибавляла. Особенно в плане менталитета, что проявлялось в слабой игре «быков» против грандов. В матчах с равными себе «Краснодар» из раза в раз выглядел зажато, скованно, как будто уступая сопернику ещё до выхода на поле. Особенно показателен в этом плане осенний матч с «Зенитом», когда питерцы уже в первом тайме создали голевой задел и уверенно довели дело до победы, не дав сопернику особых шансов на камбэк. Да, против команд из второй восьмёрки «Краснодар» играет лучше других лидеров, но для того, чтобы реально претендовать на 2-3-е место, не говоря уже о чемпионстве, этого мало. Для этого нужно побеждать или как минимум не уступать себе подобным, что при Шалимове у «Краснодара» категорически не получалось.

Что касается Мурада Мусаева, который сменит Шалимова у руля краснодарцев, то это, по большому счёту, вещь в себе, практически неизвестный широкой публике персонаж. Мусаев уже давно трудится в системе «Краснодара», работал в академии, а с2016 г. возглавлял молодёжную команду клуба, и на этом поприще добился определённых успехов. Но пока у него нет соответствующей лицензии, и его опыт во взрослом футболе равен нулю, что делает данное назначение весьма сомнительным. Возможно, Сергей Галицкий, делая подобный выбор, вдохновился примером немецкой бундеслиги, где в последнее время стало модным назначать тренерами тамошних клубов совсем молодых специалистов, до того работавших с молодёжью. Самый яркий пример в этом плане – Юлиан Нагельсманн, ныне не без успеха тренирующий «Хоффенхайм» и считающийся самым перспективным немецким тренером, которого уже вовсю сватают в «Баварию». Сам Галицкий, обосновывая в уже упоминавшемся интервью своё решение, использовал выражения вроде «он сам из Краснодара», «мы должны доверять российским тренерам» и т.д. Но всё это несерьёзно. Впрочем, если главная цель Сергея Галицкого, как он это декларирует, 11 воспитанников на поле, то тогда вопросов нет. Как говорят немцы, alles ist sehr gut. Но если «Краснодар» хочет стать топ-клубом хотя бы по российским меркам, то это нужно делать как-то иначе. А так будет в лучшем случае аналог «Атлетика» из Бильбао – добротная, самобытная команда, но без шансов на что-то серьёзное. Музейный экспонат, не более того.

Возвращаясь к пламенному и, как всегда, весьма содержательному спичу босса «Краснодара», то лично я вынес из него несколько умозаключений.

Во-первых, Сергей Галицкий - это этакий Дон Кихот нашего времени, последний романтик эпохи победившего цинизма. Для него футбол не ограничивается очками, победами и кубками, а вмещает в себя нечто большее. Его идеал – сборная Голландии 70-х гг. Но проблема в том, что та эпоха давно ушла. И как Дон Кихот, пытавшийся возродить славные традиции рыцарства и оттого выглядевший смешным в глазах остальных, так и Сергей Галицкий с его идеей красивого футбола смотрится по нынешним временам шукшинским чудиком, белой вороной. Но всё же хорошо, что подобные люди ещё есть.

Во-вторых, отставка Шалимова не была спонтанным, импульсивным шагом. Хотя, как признался сам Галицкий, негативные эмоции от упущенной победы в последнем туре тоже сыграли свою роль. Но не это стало основной причиной отставки. Скорее здесь можно говорить о совокупности факторов, о накопившемся негативе, который требовал каких-то радикальных шагов. Примечательно, что Галицкий ссылается на коллективное мнение болельщиков, которые, в массе своей, к тренеру относились довольно сдержанно. Так что, видимо, vox populis тоже сыграл не последнюю роль.

В-третьих, «Краснодар» в ближайшем будущем сделает упор на развитие академии, воспитанники которой во всё большем числе будут привлекаться в главную команду. И опять же, здесь палка о двух концах. С одной стороны, это здорово, что местные воспитанники получат шанс регулярно играть в основной команде, и тем самым будут расти и прогрессировать. Но сможет ли академия дать достаточное количество игроков требуемого (весьма высокого) уровня, необходимых для борьбы за высокие места в чемпионате и прорыва в Европу. В этом есть большие сомнения, ибо даже лучшие академии мира, включая барселонскую, не способны ставить на поток выпуск продукции топ-класса. В общем, затея Галицкого с опорой на собственные силы (тут возникают аллюзии с северокорейским чучхе) выглядит очень рискованной. Во всяком случае, быстрой отдачи тут ожидать явно не стоит.

В любом случае, сейчас «Краснодару» уже нужно думать о том, как ему жить дальше. После ничьей с «Анжи» краснодарцы упали на 5-е место. Ниже они вряд ли опустятся, но и выше забраться будет сложно. «Краснодару» предстоит сложный календарь – «Зенит», ЦСКА, «Локо» плюс выезд в Хабаровск. Учитывая, что в этом сезоне во встречах против команд из топ-5 «быки» не набрали ни одного очка, их перспективы в грядущих баталиях покрыты туманом. Что, соответственно, минимизирует их шансы в борьбе за лигочемпионскую тройку. Возможно, это и к лучшему, т.к. летом «Краснодару» предстоит большая перестройка. Уходит оплот обороны Андреас Гранквист, почти наверняка уходит Фёдор Смолов. И, как мне кажется, всё же будет новый тренер, ибо назначение Мурада Мусаева на постоянной основе будет недвусмысленно свидетельствовать о том, что «Краснодар» отказывается от борьбы за награды и трофеи в угоду утверждения собственной идентификации, на утрату которой, среди прочего, сетовал владелец клуба. Верить в такой расклад совсем не хочется.

Но исключать его нельзя. По большому счёту, будущее «Краснодара» в руках его владельца, который должен выбрать вектор развития команды, и подкрепить его соответствующими инвестициями. Не исключено, что сейчас и сам Галицкий не до конца понимает, что будет дальше, учитывая все пертурбации, связанные с его основным бизнесом. Но хочется надеяться, что многообещающий проект, недавно отметивший своё десятилетие, не уйдёт в песок. Потому что это будет мощнейший удар не только по Краснодару, но и по всей футбольной стране.