4 мин.

ПСЖ может остаться один в Лиге 1. Рассказываем о финансовом крахе чемпионата с самым богатым клубом

Доминация и неравенство – очевидные ассоциации с Лигой 1.За последние 10 лет ПСЖ восемь раз становился чемпионом Франции. Кажется, скоро все может стать еще хуже.

Приоритет для катарских владельцев Парижа – успех в Лиге Чемпионов. В прошедшем сезоне всего два французских клуба участвовали в главном европейском турнире: ПСЖ проиграл «Сити» в четвертьфинале, а Лилль» вылетел в первом раунде. 

Французы не пользовались успехом в европейских клубах с тех пор, как «Марсель» выиграл Кубок европейских чемпионов в 1993 году, а «ПСЖ» завоевал Кубок обладателей кубков в 1996 году.

Немаловажно, что французские клубы – слишком бедны даже не в относительной значимости по сравнению с ПСЖ, а в абсолютной. Они не делают больших трансферов, а некоторые и вовсе выставляют себя на продажу.

К примеру, недавно руководство «Лиона» объявило о переговорах с Eagle Football Holdings, инвестиционной компанией, контролируемой совладельцем «Кристал Пэлас» Джоном Текстором и основателем Authentic Brands Джейми Солтером. А вы ведь помните, что случилось с «Бордо» в этом сезоне?

На данный момент французские клубы вынуждены продавать игроков за меньшие суммы, чтобы выживать – покупатели пользуются этим, поэтому ценники все падают и падают. Франция – второй экспортер игроков после Бразилии: с начала года и по май – 978 экспариантов.

Почему все так плохо? У трагедии французского футбола есть две причины. Первая – коронавирус, с которым директора лиги справлялись хуже других с самого начала (завершили чемпионат раньше всех, не продолжив его).

Вторая (более важная) – неоправданный телеконтракт. Французская лига потирала руки, когда в 2018 году заключила соглашение с Mediapro, базирующейся в Барселоне медиакомпанией и поддерживаемой Китаем, на сумму 670 миллионов фунтов стерлингов в год за 80 процентов прав в течение четырех лет.

Это была 60-процентная наценка по сравнению с предыдущей сделкой с Canal+. Тем временем Canal+ заключил отдельную сделку с катарской телекомпанией beIN Sports, заключив контракт на 283 миллиона фунтов стерлингов в год на остальные права (показывали только некоторые матчи, а не все).

В общей сложности французская лига считала, что вела бизнес на сумму около 1 миллиарда фунтов стерлингов в год, что вскоре принесло бы огромную пользу первым двум лигам страны.

Однако – слишком хорошо, чтобы быть правдой. Mediapro не смогла произвести платежи в течение нескольких месяцев после начала сделки в сезоне-2020/21.

Крах соглашения положил начало эпической саге, которая в конечном итоге привела к резкому сокращению телевизионных доходов.

Примечательно, что Amazon Prime приобрела бизнес Mediapro примерно за 215 миллионов фунтов стерлингов. The Athletic назвал это «сделкой века», в то время как Canal + остался платить больше за меньшее количество игр. Последние до сих разъяренны и ищут возмещения ущерба в суде.

К сожалению, для Лиги 1 на этом все не закончилось. Ранее в этом году новая коммерческая компания, которая будет заниматься продажей прав на трансляцию французской лиги, заключила отдельную сделку с частной инвестиционной компанией CVC Capital Partners.

В обмен на столь необходимые денежные средства лига продала 13% акций компании, что, по данным L'Equipe и Sportspromedia, обошлось в 1,3 миллиарда фунтов стерлингов.

Сделка структурирована таким образом, что крупнейшие клубы получат больше всего денег. ПСЖ – крупнейший бенефициар (170 миллионов фунтов стерлингов), а «Марсель», «Лион», «Ницца», «Ренн», «Монако» и «Лилль» – немногим меньше, но слишком много в сравнении с другими. 

Французский журналист Пьер Маес назвал это «кратковременным уколом, который полностью не избавит от проблем».

Пока другие страдают, Париж застрахован катарскими деньгами и способен предлагать игрокам контракты на 650 000 фунтов стерлингов в неделю. По сообщениям французских инсайдеров, владельцы ПСЖ проявляют все больший интерес к Премьер-лиге ввиду отсутствия конкуренции во Франции. 

Все идет к тому, что Лига 1 опустится на уровень чемпионата Шотландии и РПЛ.