8 мин.

Сын полка. Как Кавай Ленард стал вашим любимым игроком

1

Вопрос: кто больше других выиграл от финала «Сан-Антонио» – «Майами». Ответ: «Майами» – они ведь победили, «ЛеБрон» – он ведь MVP, Флойд Мэйуэзер – он ведь ставил деньги. Кто-то другой – подсказывает друг.

Не из числа победителей. Из числа тех, кому поражение дает больше, чем победа (как когда-то самому ЛеБрону). Этим хорош баскетбол: качества индивидуальности здесь демонстрируются без отрыва от командного духа.

Кто больше других выиграл от финала 2013?

У Кавая Ленарда в плей-офф 2013 присутствовал командный дух, который может выбить синоним слова «дух» из кого угодно. Данкан, Паркер, Джинобили, Грин (даже с учетом, что на MVP-финала он претендовал меньше 20 часов), Сплиттер (даже с учетом ТОГО блок-шота) и Грегг Попович, который спустя несколько дней после поражения, скажет про Кавая, что тот – «губка».

Попович, мастер интервью, который должен преподавать искусство лаконизма на журфаках, не ошибся: 22-летний легкий форвард «Сперс» действительно губка (Попович добавил – «в плане понимания тренировок» и наделил стандартным – «he’s so coachable»), и Ленард действительно больше других выиграл от проигранного финала. Индивидуальный, шахматный, подход – стать сильней, играя с более умным противником. Даже при поражении, вне зависимости от результата.

2

В списке ваших любимых игроков Ленард будет во второй десятке (только если вы не из «Сан-Антонио» или вы не Тим Данкан). Там же он был на драфте.

Кавай не звезда, не был новичком года (4-й в голосовании), не был участником Матча звезд. Не стрелял по людям, не встречался с Рианной, про него не пел Дрейк, он заработал меньше 6 миллионов (на пару грузовиков Джей Ар Смита). Опыт – три года. Не набирает баллы Кармело, не набирает баллы Дюрэнта, ЛеБрона, Энтони Дэвиса или Кайри. Но он ваш любимый игрок, даже если вы живете в «Далласе» с фамилией Кьюбан.

В списке ваших любимых игроков Леонарда не будет в десятке

Что мы неосознанно ценим в спортсменах? Чем они подкупают? Внешность, поведение, показатель игры… Если так, то фанатов Кармело или Доминика Уилкинса должно быть столько же, сколько ЛеБрона или Ларри Берда. А их меньше.

Часто неосознанно во главу угла мы ставим этику и подход. Мы вспоминаем хайлайтовый блок-шот, оборону, данк (или имя ДеАндре), но знаем, что это не берется из простого «Хочу!», и отдаем этому должное. Второму уровню, тот, что под (или над?) публичной демонстрацией. Этим хорош баскетбол. Работой, компульсивным процессом.

2

Кавай Ленард редкий игрок, хотя бы потому, что его показатели (по крайней мере, пока) показывают постоянный рост. Я не смог добраться до цифр, когда он пятилетним бросал мяч на заднем дворе дома в Риверсайде, но, думаю, и там был бы положительный рост.

2007/2008 – общественная школа Мартина Лютера Кинга, Риверсайд, Калифорния: 32 игры, 17,3 за игру, 6,5 подборов, одна передача.

2008/2009 – первый год в университете Сан-Диего: 34 игры, 12,7 очков (что, держа в голове переход из школьников в NCAA, не такой уж и спад), 1,9 передач (улучшение), 9,9 подборов (улучшение).

Второй год с «Ацтекс» – 15,5 очков (лучше), 2,5 ассиста (лучше), 10,6 подбора (лучше).

2011-й, «Индиана» выбирает Ленарда на драфте (общий 15-й номер), в сделке по Джорджу Хиллу его «передают» «Сан-Антонио» (те и рады), стат – 7,9 очков, 1,1 ассист, 5,1 подбора.

2012 – 11,9/ 1,6/ 6,0.

Теперь – 12,7/ 2,0/ 6,3.

Из всех цифр, сопутствующих жизни Кавая Ленарда, незначительный рост показывают только цифры его зарплаты.

Из всех цифр у Ленарда не растет только зарплата

В течение карьеры (3 года в НБА, 2 в NCAA, год в high-school) Ленард улучшает показатели. В течение 5 лет молодой человек из Риверсайда заботится только о том, как стать лучше. Вне зависимости от того, кто находится рядом: дворовое кольцо – школьная площадка – университетский зал – арена НБА. Майкл играл атакующего защитника, и я не собираюсь сравнивать с ним Кавая, но, кажется, этот ролик ЭмДжея был для Ленарда настольным:

Этика Ленарда видна даже тем, кому по боку баскетбольные цифры. На паркете он почти отрешен, не разменивается на грубости и трэш-ток. Не проделывает трюки, шнурки развязывает только в раздевалке (и только себе).

Его поведение (тот самый body-language, которые досконально разбирают американцы), говорит о том, что Ленарда интересуют две вещи: личный профессионализм и тот, кто этому мешает. При этом, кажется, что второе Ленард воспринимает как единственное препятствие для успешности первого.

5

Когда Майкл пришел в лигу (1984-85), его доминанта пропитывала даже пот. Даже жуя жвачку, ЭмДжей демонстрировал, что и это он делает лучше других. Его серия из 40 матчей, где он набирал 25 и больше (которую недавно «прошел» Дюрэнт) пришлась на его третий год в лиге. Ленард не такой – он так же заточен на совершенство, так же повернут на победах («SO COMPETITIVE!»), но со спокойствием, которое присуще семантике его медитативного имени (которое дал ему покойный отец и в котором, по словам Кавая, нет никакого «скрытого смысла»).

Часто мы ценим подход к самому процессу

У меня есть теория, согласно которой каждый великий баскетболист обязательно приходит к тому, к чему пришел Люк Скайоукер после посещения Йоды: спокойствие и ограничение силы для достижения нужного результата (как отправить снаряд в «лунку» Звезды смерти без электроники). У каждого есть своя «система Дагоба» (и тут я слышу звук удаляющихся шагов ненавистников «Звездных войн»). Например, сейчас к такой подбирается Дюрэнт с его абсолютно искренним «мне плевать на эту 41-матчевую серию «25+», там его уже устал ждать ЛеБрон, который зевает при голосовании за MVP.

2

Такое было у Майкла в сезоне третьей победы второго триппла (господи, только вдумайтесь – третья победа второго триппла, Джордан определенно изменил не только баскетбол, но и умение о нем писать), такое исходит и от Ленарда, но постойте – он... он ведь ничего не выиграл?! И верно – он будто уже из Дагоба (специально для тех, кто еще не ушел), будто прямиком оттуда, от котла холодного профессионализма игры (синонимичный ряд – от Тима Данкана). И будто в самом правильном месте далекой Галактики.

4

И наблюдать за этим едва ли не интересней, чем за тем, как Хан Соло (контрольный выстрел) превращается из бронзовой плиты обратно в человека. Игра Ленарда эволюционировала под давлением лучших, но сам он, его подход (его «над-уровень») – оставался прежним. Эта компиляция и делает его особенным.

В 2012-м Дюрэнт творил с ним что хотел (тогда в полуфинале конференции «Оклахома» сняла ремейк «Из 13 в 30» только «Из 0:2 в 4:2»), и сейчас мы оправдательно заметим, что Дюрэнт с кем угодно делает что хочет. Как и ЛеБрон, Кармело, Айверсон, Кобе, Майкл, Уилкинс, Берд, Мэджик, Робертсон, Рассел, Уилт, абориген, впервые взявший мяч. Но подобным вопросом не задается Кавай. Это его просто не интересует, это не имеет дальнейшей пользы, не применимо к развитию. Это их достижения, их результаты, их крутизна. А он выходит на паркет и показывает то, о чем пел Синатра в «I Got You Under My Skin*»

17

И возвращаясь к индивидуальному, на которое влияет поражение: это мастерство, мастерство не только справляться с обидным проигрышем (а проигрыш имени «трешки Рэя Аллена» должен быть первым в словаре напротив «обидный»), но и умение конвертировать результат, с которым уже ничего не поделать, который от тебя уже не зависит (как таланты Дюрэнта или ЛеБрона), превратить это в преимущество, в свой урок, лучшую тренировку – это мастерство можно приравнять к вершинам сугубо игровых «скиллов». К умению атаковать или ставить блок-шот. И этим мастерством владеет Кавай.

На 21-й день рождения он получил в подарок не шутки про продажу спиртного, а папку с названием «Останови ЛеБрона в финале НБА», без пометки «Как», ведь «как» мало кто знает. И он не остановил, они проиграли финал, ЛеБрон стал MVP. Но даже его трипл-даблы казались тяжким бременем. Кавай заставил его сделать это – выйти на пик, не только потому, что ты «ЛеБрон Джеймс», «Король Джеймс», «MVP-финалов», а потому, что по-другому ты проиграешь.

И Ленард конвертировал то поражение в умение лучше других обороняться против двух лучших игроков сегодняшней НБА.

И он прибавляет. Что в физике, что в цепкости, что в искусности обороны. В статике остается только тот первичный подход к делу, потому что он был верным, а дзен Кавая оставляет за ним право не бросаться в крайности, даже когда имя твоей команды едва не нанесли на победный трофей. «Он приходит раньше других – и уходит позже», Попович. «После Тима, меня и Ману – он четвертый фактор серии», Паркер. «Это было невероятно сложно», ЛеБрон. Ему 22 и он готов к новой встрече. Как и к новым урокам, извлекать которые он будет, наверняка, уже из победных матчей.