6 мин.

Последний олимпийский матч

Регби как олимпийский вид спорта в программу Игр включалось четырежды: в 1900 году в Париже, в 1908 в Лондоне, в Антверпене в 1920 и вновь в Париже в 1924 году. Последний турнир оказался наиболее примечательным как со спортивной, так и околоспортивной точек зрения.

Участниками соревнований 1924 года было всего три команды – Франции, Румынии и США. Причем первая из них считалась явным фаворитом, хотя американцы четырьмя годами ранее уже завоевывали олимпийское золото. Столь же скудное представительство национальных сборных во многом объяснялось тем, что многие федерации и регбийные союзы просто-напросто отказались посылать свои команды в Париж, поскольку в то время французские ценители регби славились свой склонностью к агрессии, что, к слову сказать, и проявилось во всей красе в завершающем матче соревнований.

Первый матч турнира, проходившего по круговой системе, состоялся 4 мая. Играли Франция и Румыния. Французы выставили свой сильнейший состав и на глазах 6000 болельщиков записали в свой актив победу со счетом 37:0. После матча при обсуждении кандидатуры судьи на игру между США и Францией возник первый скандал тех Игр: глава американской команды Сэм Гудмэн заявил о невозможности проводить игру при судействе англичанина Перси Ройдса, адмирала, участника битвы при Ютланде и впоследствии... главы RFU (с 1927 года). Хотя это и неафишировалось, но американская сторона не хотела, чтобы матч судил высокопоставленный чин Британского флота, поскольку к 20-м годам XX столетия отношения между союзниками все сильнее окрашивались в цвета будущего соперничества за мировое господство. 

В тот же день, 4 мая, французская сторона уведомила сборную США, что больше не может предоставить ей тренировочное поле, что вынудило американцев про водить не столь уж и частые тренировки в парке. Своё слово сказала и французская пресса. В попытке оказать психологическое давление на олимпийских чемпионов была опубликована статья одного из чиновников парижской мэрии, который в ней ставил под сомнение любительский статус команды США. Американцы, со свойственной им прямолинейностью, не нашли ничего лучшего, чем пригласить чиновника на спортивную площадку, чтобы выяснить суть претензий - разумеется, он не пришёл. 

А масла в огонь добавил Французский олимпийский комитет, запретившей американской стороне снимать на кинопленку матчи, поскольку исключительное право на фиксацию происходящего принадлежало французской кинокомпании.

Четыре дня спустя, то есть 8 мая состоялась встреча, на которой должно было решиться, кто будет назначен судьёй матча. Сопротивление американцев было столь велико, что Гудмэн пригрозил организаторам отказом своей команды участвовать в турнире. Шантаж «в стиле янки» строился на том, что без участия олимпийских чемпионов турнир потеряет спортивную составляющую, а вручение золотых медалей французам станет профанацией олимпийского движения в целом. Забавно, но, пока Гудмэн стращал организаторов, у американской команды из отеля кто-то похитил все вещи. Хотя французы и попытались обеспечить безопасность своих гостей, те недосчитались имущества на 4000$, что в то время представляло огромную сумму. Положение усугублялось и тем, что публика, подзуживаемая прессой, буквально не давала прохода членам американской сборной по улицам Парижа, обзывая их «профессионалами» и намекая на то, что золотые медали 1920 года были выиграны нечестно. 9 мая организаторы все же уступили давлению главы сборной США, и назначенный на 11 мая матч с румынами было позволено снимать «в целях сохранения для истории» американской кинокомпании. Ту игру сборная США выиграла со счетом 37:0, однако атмосфера на стадионе была далека от олимпийских идеалов: каждый раз, когда мяч оказывался у американцев, публика улюлюкала и шипела, громко одобряя в то же время любое удачное действие румын.

Два дня спустя для олимпийских чемпионов удачно разрешился и вопрос о назначении судьи: им стал валлиец Сэм Фризи. Американцы в тот же день покинули отель, где так неудачно разместились, и перебрались в накануне открытую олимпийскую деревню, оставив после себя в комнатах гостиницы «небольшую разруху» от вечеринки в стиле калифорнийских студентов. Ставки букмекеров перед финальным матчем однозначно свидетельствовали о том, что французы являются фаворитами: 5 к 1 на разрыв в счете в 20 очков в пользу хозяев поля.

Сама же игра состоялась в присутствии 21 000 зрителей 18 мая – в день пасмурный и необычайно жаркий даже для тёплой парижской весны. Организаторы матча, будто предчувствуя неладное, обнесли трибуны решеткой, наподобие той, что устанавливается на современных футбольных стадионах. И они оказались правы: по окончании матча, завершившегося победой американцев со счётом 17:3, униженная публика в неистовстве не только начала избивать болельщиков сборной США, – потом многих из них полицейские на руках спускали в бессознательном состоянии с трибун к полю, где их могли беспрепятственно забирать кареты скорой помощи, – но и всячески пыталась добраться до охваченных страхом игроков команды-победительницы. Как позже вспоминал игрок сборной США Норман Кливлэнд, «Я был уверен, что наши болельщики уже мертвы. И то, когда доберутся до нас, оставалось лишь вопросом времени». Если учесть, что в момент, когда раздался финальный свисток, Джидион Нельсон, один из запасных у американцев, получил удар в голову прилетевшей с трибуны прогулочной тростью, Кливлэнда вряд ли стоит обвинять в излишней пугливости. Впрочем, и сам матч не отличался джентельменским характером: уже третье касание мяча игрока французов и любимца публики Адольфа Жогери закончилось для последнего тем, что он был очень грубо сбит соперниками, потерял сознание и, истекающий кровью, был вынесен с поля медиками.

Эта игра стала последним олимпийским матчем по регби.

Рассматривая программу Игр 1928 года, Международный олимпийский комитет отказался включать в неё регби, что было сделать достаточно легко,поскольку большой любитель игры барон Пьер Де Кубертен в 1925 году покинул свой пост председателя Комитета. МОК мотивировал своё решение тем, что Олимпийские игры требуют большего представительства индивидуальных видов спорта и большего представительства женщин. Однако, скорее всего, на исход голосования о судьбе турнира оказали влияние нейтральная позиция англичан и тот неприятный осадок, что остался после финального матча 18 мая. Еще дважды предпринимались попытки включить регби в олимпийскую программу – перед Играми 1980 года в Москве, на чём настаивала советская делегация, и перед Играми 1988 года, прошедшими в Сеуле. Однако МОК оставался непреклонен вплоть до 2009 года, когда на своем заседании он все же решился включить в программу Игр 2016 года регби, пусть и варианте «семёрки».

 

Источник: vk.com/4inches