3 мин.

Судья - ...

Без судей в регби никак. Если в футбол вполне можно играть во дворе без судьи, то даже любителям, захотевшим поиграть в хоть сколько-нибудь приближенный к настоящему вариант регби, все же придется найти где-нибудь человека на роль арбитра. Действительно же классных судей в регби совсем немного, и ими там не разбрасываются. Валлиец Найджел Оуэнс на настоящий момент, пожалуй, лучший судья северного полушария, и его способности используются в полной мере - он отсудил оба последних финала Кубка Хайнекен, а также два более "сложных" полуфинала в каждом сезоне. Оуэнс работал на чемпионате мира, его привлекают к обслуживанию Кубка трех наций и вообще всюду, где нужны арбитры мирового уровня. Но, пожалуй, если бы он был футбольным судьей, все могло сложиться по-другому.

Дело в том, что выросший в патриархальной валлийской деревне Минидсерриг арбитр в интервью Wales on Sunday в 2007 году решил публично заявить о своей нетрадиционной сексуальной ориентации. Он признал, что подобное решение далось ему с огромным трудом. В свое время ему потребовалось совершить попытку самоубийства, чтобы наконец признаться об этом своим родителям. "Гораздо легче дать решающий пенальти в добавленное время игры на переполненном восьмидесятитысячнике, чем сказать такое своей матери", вспоминает Оуэнс.

Затем он сообщил об этом своему руководителю в Валлийском регбийном союзе. "Это было весьма пугающе. Я понимал, что, возможно, передо мной встанет выбор - закончить с судейством или продолжать жить во лжи. Это могло стать концом всей моей карьеры, ведь судейство было единственным моим занятием. Но все в союзе отнеслись ко мне с дружелюбием и поддержали меня. Мне крайне повезло с работодателем". Оуэнс также разослал смски всем своим друзьям. "Все, кроме одного, ответили словами поддержки. Этот единственный не сказал ничего и никогда не вспомнил об этом. Но мы общаемся, как прежде, и по-прежнему друзья."

Впрочем, друзья и коллеги, в конце концов, на то и друзья и коллеги, чтобы относиться лучше, чем посторонние. Но к Оуэнсу отнеслись корректно и во всем регбийном мире. Болельщики, игроки, чиновники - все продолжили ценить Оуэнса как высококлассного опытного судью. "Некоторым, конечно, было не совсем комфортно, но я понимаю их отношение и ценю то, как сдержанно они его выражают. Изредка с трибун отдельные люди кричат что-то, - говорит Оуэнс, - но, надо сказать, всегда в довольно добродушном тоне. Я, конечно, люблю смотреть футбол, но, думаю, в футбольном мире ко мне бы отнеслись совершенно по-другому". 

P.S.: в ближайшее время постараюсь сделать и  выложить перевод отрывков колонки Оуэнса в BBC, где он отвечал на вопросы читателей относительно особо сложных нюансов регбийных правил. Там много интересного.