9 мин.

Теймураз Лепсая: в нынешних экономических условиях «Спартаку» будет тяжело

Многие знают Тимура Лепсая как бывшего генерального директора «Балтики», консультанта–посредника. Он помогал переходить Окриашвили в «Краснодар», до сих пор поддерживает близкие отношения с Джано. 

Но кроме этого, Тимур Лепсая – ученый, кандидат экономических наук. Из–за футбола ему не удавалось с головой уходить в любое дело. Поэтому сейчас в эпоху вирусов и карантинов Тимур Лепсая в интервью Анару Ибрагимову четко и доходчиво объяснил об экономических раскладах в российском футболе.

- Кому сейчас в нынешних экономических условиях в российском футболе будет легче? Накидаю свои варианты: «Зенит», «Спартак» – у них мощные спонсоры. «Краснодар»: Галицкий нереально влюблён в футбол. Плюс цска, который умеет жить в условиях экономии. 

- Тяжелее всех из тех клубов, что ты назвал,  будет «Спартаку». Главные акционеры – бенефициары крупной нефтяной компании. 

Представь себе, когда ты что-то продавал за 100 рублей, а сейчас ты продаёшь тот же товар за 20 рублей. Твоя же прибыль несколько уменьшается. Наш футбол – это история о тратах, а не о заработке. Ты из своих 80 рублей готов был тратить один рубль на футбол. Теперь у тебя заработок стал не 80 рублей: он стал минусовым. Вот вчера бренд Urals (наша марка нефти) котировалась по 10.5 долларов. Это что-то в районе себестоимости добычи. Ты ничего не зарабатываешь. С нуля сколько ты потратишь? Понятно, что есть некая не самая маленькая подушка безопасности, которая позволяет некоторое время комфортно прожить. Но когда дохода нет, то из кубышки тратить деньги – это не самое приятно, что с человеком может произойти. Максимально тяжело с точки зрения владельца будет «Спартаку». Не так давно Леонид Арнольдович (Федун) дал интервью: он охарактеризовал ситуацию как критическую. Его опасения очевидны. 

- А кому легче? 

- Зениту». Он все равно останется гегемоном, потому что это некий питерский бренд, некий клуб по интересам высокопоставленных людей, выходцев из этого города, которые не оставят свой любимый клуб на произвол судьбы.

Чуть полегче будет «Краснодару». Ибо они в своё время сделали правильную ставку на развитие собственной академии. Уже пожинают эти плоды: 4 человека практически играют в основе, человек 5–6 под основой. Плюс есть интересные ребята в «Краснодаре–2». Есть «Краснодар-3». Когда они подписывают с ними первые контракты,  «Краснодар» это делает на достаточно скромных условиях. Их можно понять: они много инвестируют в то, чтобы вчерашние пацаны стали профессиональными футболистами. Плюс у Сергея Николаича (Галицкого) есть возможность какие-то пробельные позиции укрепить сильными легионерами. Поэтому вот этот сплав собственных воспитанников и сильных легионеров позволит «Краснодару» выйти с наименьшими потерями из данной ситуации. 

- ЦСКА и «Динамо», которые зависят от банков.  У них как ситуация сложится?

- Я думаю, что глобально ничего не изменится. У цска не самая лучшая финансовая ситуация и так в последние пару лет: это мы видим по трансферам, которые не состоялись. Они очень долго ищут нападающего. Ни с кем не могут договориться. Есть и другие проблемные позиции. Финансовое положение цска не самое лучшее, но они все равно наверху. Сейчас очень модно ругать Гончаренко, но мне он как тренер очень симпатичен. Он проделывает огромную работу. И менеджмент в лице Евгения Гинера работает четко. Все останется плюс–минус на своих местах. Звёзд с неба с точки зрения финансов они хватать не будут, но влачить жалкое существование тоже не станут. 

А «Динамо»... Пока глобального банковского кризиса в России мы не видим. Но я и этого не исключаю. Если это и произойдёт, то придётся ужаться. Вышла информация, что они пытаются договориться со своими футболистами о понижении зарплат. Значит, какая-то работа ведётся. У «Динамо» на данный момент достаточно неплохой состав. Больше трагедий в их жизни не предвижу, но и сказать, что «Динамо» станет чемпионом, тоже не рискую. 

- Не знаю, гоняют ли сейчас поезда или нет. Но после пандемии вряд ли народ будет так активно путешествовать, как раньше. «Локомотив» пострадает от этого? 

- Главная статья доходов РЖД – это не перевозка пассажиров, это перевозка грузов. А грузы перевозиться будут в любом случае. Ясно, что некий товарооборот сократится, но глобально, что у них будет кризис–кризис, не верю. 

- На днях была инфа, что Шюррле может уехать в Турцию. Значит ли это, что в будущем у «Спартака» могут быть проблемы?

- Это связано, скорее, с тем, что у Шюррле есть проблемы в настоящем, а не проблемы «Спартака» в будущем. Он здорово начал, потом яркость стала уменьшаться. Вряд ли Спартак использует опцию выкупа. 

- Но тут же больше история не про Шюррле, а про легионеров. Мы столкнемся с тем, что иностранцы начнут из России уезжать?

- Мы столкнемся с тем, что клубы будут стараться продать легионеров. Да, «Спартак» согласился на двухмесячное понижение контрактов: футболисты пошли навстречу клубу, когда он вообще ничего не зарабатывает. Это добрая воля футболистов: они могли и не идти на это. Все контракты будут исполняться. Но контракты с новыми футболистами – это будет сложнее. Больших зарплат, кроме «Зенита» и одного–двух клубов, вряд ли кто-то сможет позволить. 

Тот же Шюррле. У него не самая маленькая зарплата: они его выкупать не будут. Нужно дальше смотреть легионеров, которые не являются железобетонно игроками основы. Соответственно, от них будут стараться избавляться. Скорее всего, у них зарплата в евро, а курс евро прибавил очень сильно к рублю. Опять же откатываться назад вряд ли будет. 

- Как ты думаешь, если __ю_а соберёт всех в «Зените» и скажет: «Давайте пойдём на сокращение зарплаты на некоторое время, потерпим». Как отреагирует Малком, например?

- Для этого нужно знать Малкома. Я лично его не знаю. А легионеры бывают разные. Хотя отказ не делает его неадекватным. Малком приехал в Россию за деньгами. Это очевидно. Он приехал сюда зарабатывать деньги. Зачем ещё из «Барселоны» человек переезжает в Петербург? Для того, чтобы заработать деньги. Это его мотивация. А как он отреагирует, я не знаю. Но счастлив он не будет, как и другой любой человек. 

- Тяжело будет сейчас привозить иностранцев за хорошие деньги. А тяжело ли будет уезжать хорошим российским футболистам в Европу?

- Будет проще. Денег в российском футболе станет меньше, зарплаты сократятся. Но и Европе тоже будет тяжело. Мы уже знаем, что «Жилина» прекращает существование. Этот кризис, связанный с коронавирусом, ударит по футболу. Но европейцы из этого выйдут. А у нас этот выход будет сложнее. 

- Какая европейская страна больше всего приспособлена к нынешним экономическим реалиям?

- Это Англия. Там такой симбиоз шоу–бизнеса и спорта. Футбол уже не является в чистом виде спортом. Потому что звёзды футбола зарабатывают, как звёзды шоу–биза. Это привлекает зрительский интерес. В Англии это развито. У них огромные телевизионные контракты. У них огромное количество звёзд. У них очень интересный чемпионат, где забивается много мячей. Поэтому Англия выйдет с наименьшими потерями. 

- А как в Латинской Америке?

- Латинская Америка – донор этого. Если посмотрим на европейские чемпионаты, там много латиноамериканцев. Просто экономическая ситуация там намного хуже, чем в Европе. Они своих футболистов туда отправляют и зарабатывают неплохие деньги. Это все сложившаяся экосистема. 

- Как ты относишься к фарм–клубам: «Зенит–2», «Спартак–2»?

- Я понимаю клубы, которые пошли на это. Там много ребят: им же надо где то играть и получать практику. Ты не прав. Это не фарм–клубы. В сегодняшней ситуации это часть клуба, клубной инфраструктуры. Фарм–клуб – это клуб, который юридически к тебе не относится, но у тебя есть договор с ним, где твои футболисты получают практику. Например, «Витесс» – это фарм–клуб «Челси». А «Краснодар-2» это не есть фарм-клуб «Краснодара», это часть футбольного клуба «Краснодар». 

Я считаю, что ФНЛ – это огромная школа для любого молодого футболиста. Посмотри на Скопинцева. Он до прихода в «Балтику» сыграл три минуты в кубке. Это был абсолютный ноунейм. Мы посмотрели на его качества, дали пацану шанс. После ФНЛ он стал футболистом, которого знают все. После ФНЛ он стал автоматически игроком основы» Ростова». «Ростов» продал его за хорошие деньги в «Краснодар», а «Краснодар» продал его за хорошие деньги в «Динамо». Вот что такое ФНЛ! Это курс молодого бойца! Большой опыт! Это мужицкий футбол: никто ноги не убирает, все бьются и куются. Если ты эту мясорубку прошёл, то ты готов к Премьер-Лиге.

- Недавно в instagram–эфире Тимура Журавеля и Сергея Егорова ты написал, что футболисты, которые появляются на «МАТЧ ТВ» и играют в плойку, подают плохой пример народу. Разъясни свою позицию. 

- Из четырёх футболистов (Кучаев,Чалов, Джикия, Соболев), которые там были, я знаком только с Георгием Джикией. Он отличный парень. Георгий близко дружит с Джано, и мы несколько раз пересекались. Я многих знаю. Соболева до этого не было, поэтому незнаком. Я не хочу в этом обвинить футболистов. Им что говорят, то они и делают. Тут не домыслили «МАТЧ ТВ» и пресс-службы клубов. Сегодня у нас в России введен режим самоизоляции. Мы со всех экранов телевизоров слышим: «Оставайтесь дома! Никуда не ходите! Помогите нашим врачам!». Это правильные посылы в эпоху пандемии. Лучше из дома без лишней необходимости не выходить. У нас есть предписание мэра Москвы Собянина: можно выйти в магазин, в аптеку и выгулять собаку в ста метрах от дома. Эти ребята не пришли ни в магазин, ни в аптеку, в студии «МАТЧ ТВ» собак они не выгуливали. Это нарушение предписания или нет? Конечно, нарушение.

- Но есть же ещё пункт, что можно выйти из дома на работу.

- Они же не работают на «МАТЧ ТВ». Их работа – это тренировки и игры. У всех клубов карантин: их распустили, они не работают. Идея хорошая. Технологии нам позволяют сделать это из дома. Просто обычный человек включил телевизор и говорит: «Какого хрена я сижу дома, когда другие не сидят». Это неправильный пример. Это очень хорошая идея – сделать кибер–дерби, но неправильная организация ее дискредитирует. Может, я прав. Может, не прав. Но это мое мнение. 

- Возможно ли в нынешних реалиях перейти на систему весна–осень? 

- Я не готов тебе сказать, сколько это будет стоить. Я могу такую работу написать, если заказчиком выступит РФС и оплатит мои консультативные услуги. Я с удовольствием напишу (смеётся)!

Мне кажется, что этот переход назревает. С точки зрения логики он верный. Северная страна не должна тратить летние месяцы на отдых. У нас межсезонье должно быть зимой, а не летом.

- А как же еврокубки? 

- Как играли, так и будем играть. Мы этим переходом погубили вторую лигу. Мы создали большую проблему. Я не готов тебе с листа ответить, надо ли это сделать или нет. Но межсезонье у нас должно быть зимой. Играть же все равно невозможно. Мы не можем отдыхать летом. Мы теряем целый месяц, когда можно играть в футбол. 

- Какой самый правильный экономический шаг был сделан в РПЛ?

- Сокращение лиги до 10-12 команд. Что мы получим от этого? Клубы хотят иметь гладкий чемпионат: они не хотят играть в плей-офф. Ничего в этом плохо не вижу, например. Я понимаю, что сокращение до 10 команд – это очень жестко. Многие будут против. Но сыграть четыре круга десятью командами, когда у тебя четыре игры «Спартак» – «Зенит», где точно будут солд–ауты, очень круто. Все это покажут по ТВ. Оттуда придут деньги ещё. Общий уровень чемпионат вырастет, потому что будет больше игр с высокой степенью сопротивляемости. Уровень футболистов тоже вырастет. Соответственно, сборная России станет сильнее. У нас отпадут игры «Тамбов» – «Оренбург» где-нибудь в Нижнем Новгороде, где нет ни одного человека на трибунах. Плохая картинка сразу исчезнет. 

И ФНЛ – это будет выгодно. Там будет больше сильных клубов. И зрительский интерес прибавится. ПФЛ тоже надо реформировать. Может, – в качестве бреда – вообще придется расформировать ПФЛ. У нас клубы будут отмирать. Мы не сможем иметь три профессиональных лиги.

Источник