7 мин.

Дорога домой

Все началось в тот период, когда в команду только пришел Рене Мёленстен, которого назначили на должность тренера по развитию технических навыков. «Больше всего он уделял внимание тому, что во время матча на тебя постоянно оказывают давление, и ты должен иметь в своем арсенале приемы, которые помогут тебе выпутаться из любой ситуации, – говорит Невилл. – Я был защитником, и поэтому он решил, что должен научить меня, как делать так называемые «переступы» или «степоверы».

Вместе с Оле Гуннаром Сульшером и Рудом ван Нистелроем Невилл проводил 30-минутную тренировку под руководством Мёленстена. «Я очень серьезно к этому относился. Я практиковался на протяжении шести месяцев, а затем у нас состоялся матч с «Саутгемптоном», и у меня появился шанс испытать этот прием в деле. Я сделал финт и повернулся, очень довольный собой, и первыми, кого я увидел, были хохочущие Гиггз и Бекс».

Именно тогда стадион взорвался хором голосов, скандирующих «Phil will tear you apart again». Воодушевленный поддержкой болельщиков, Невилл исполнил финт еще раз, но на этот раз он сделал двойной «степовер». Тогда ему на пути встретился Рой Кин, который прикрикнул: «Довольно позерства: давай уже играй в футбол!»

Невилл обожает болтать о старых деньках. Все игроки той эпохи любят это делать, и Фил, как и его брат Гари, всегда оставляет после себя впечатление человека, для которого футбол и «Манчестер Юнайтед» – это самое важное в жизни. Да, он будет смотреть вам в глаза и говорить, что восемь проведенных в «Эвертоне» лет были такими же особенными, но если спросить его о том, что для него значит возвращение в свой первый клуб и работа с Дэвидом Мойесом, в его ответе будет гораздо больше эмоций. «Это лучшие месяцы в моей карьере», – говорит Невилл, и это простой и емкий вердикт. Но неужели это даже лучше, чем выступление в команде? «Вне всяких сомнений, – добавляет он. – Я нашел то, что всегда искал».

Не стоит удивляться. Невилл также рассказывает историю об уходе из клуба в 2005 году и о тех эмоциях, которые, словно кузнечный молот, обрушились на него во время поездки в Уилмслоу после приглашения в гости к сэру Алексу Фергюсону. Невилл чувствовал, что этот разговор изменит его жизнь. Джули, жена Фила, осталась в машине, и когда Фергюсон узнал об этом, он послал за ней свою жену Кэти. Джули была шокирована и разрыдалась: она просто не могла встать, чтобы войти в дом.

По словам Фила, Фергюсон научил его стольким вещам в плане общения с людьми, что и не опишешь. «Помню, как перед финалом Лиги чемпионов он взял меня на «Камп Ноу» и сказал: «Мы не сможем завоевать титулы без Фила Невилла». То, что я не сыграл в финале европейского первенства – вероятно, одно из самых больших разочарований в моей карьере, и, тем не менее, он заставил меня почувствовать себя самым особенным человеком в мире».

«С «Эвертоном» я не завоевал ни одного трофея, но время, проведенное в этой команде, для меня такое же особенное, как и моя карьера в «Юнайтед». Люди уходят из «Юнайтед» и постепенно покидают футбол. Что же до меня, мне кажется, что я стал лучше как в игровом, так и в человеческом плане. Я доказал, что все скептики ошибались. Я был там один, сам по себе. Попадание за пределы «пузыря» «Манчестер Юнайтед» стало для меня культурным шоком, но я прорвался. Это было мое становление».

Воспоминания Невилла касаются не только собственной персоны, но и Дэвида Мойеса. «Через месяц он сделал меня капитаном. Честно говоря, я этого не хотел. Мне просто хотелось освоиться в команде и обзавестись парой приятелей. Я не стремился к роли капитана, и все эти 18 месяцев мне было очень непросто. Это был самый тяжелый период в моей карьере».

«Другие игроки относились ко мне с изрядной долей скептики. У нас с тренером были близкие отношения, и я могу понять их подозрительное отношение. Они только что финишировали на четвертом месте и пробились в Лигу чемпионов. В команде было несколько великолепных игроков: Алан Стаббс, Ли Карсли, Томас Гравесен, Алессандро Пистоне и многие другие. Тем не менее, босс доверился мне».

«С самого первого дня Дэвид Мойес решил, что я буду вести за собой команду. Он хотел, чтобы я задал профессиональный уровень, и другие игроки должны были его достичь. И он никогда не позволял мне опуститься ниже этой планки. Он каждый день бросал мне вызовы и забрасывал угрозами. Бывали дни, когда я чувствовал себя немного уставшим, но как только он появлялся на тренировочной площадке, я понимал, что должен постоянно быть впереди, проявлять максимум рвения и вести остальных за собой».

«Я заменил Дэвида Уэйра, отличного парня, который был неподражаем, и у ребят ушло довольно много времени на то, чтобы принять меня. Возможно, это справедливо и для болельщиков. Я не скрывал свои пристрастия, и все знали, что я болел за «Юнайтед». Фанаты «Ливерпуля» говорили: «Ваш капитан – манкунианец». Даже связь Гари с «Ливерпулем» не помогала. Не думаю, что меня до конца приняли до того подката Криштиану Роналду».

Такое сложно забыть: Невилл, летящий на юного Роналду, который уже лежит на газоне в матче на «Гудисон Парк» в октябре 2008 года. «Эвертон» – замечательный клуб. Ты отправляешься туда не для того, чтобы просто работать. Ты должен стать частью семьи. До того момента я не был этой частью. Я был, скорее, приемным сыном, но после этого подката я стал родным».

«Китмэн «Эвертона» Джимми Мартин всегда говорил, что ты становишься «частью банды». Честно говоря, он с самого первого дня утверждал, что я стал этой частью, но я этого не чувствовал до того подката. Я стал своим. К слову, в эпизоде с Роналду я действовал непреднамеренно. Тем не менее, Гиггзи, Рио и Флетч не стеснялись в выражениях».

Фил всегда хотел быть тренером, хотя он признается, что легко мог перейти на «темную сторону» (имеются в виду СМИ), как и Гари. Юный выпускник знаменитого «Класса 92» (к слову, не нужно быть фанатом «Юнайтед», чтобы насладиться фильмом Гейба Тернера), Невилл был воспитан под жесткой опекой неподражаемого Эрика Харрисона. Сам Фил сравнивает себя с Брайаном Киддом: «Я люблю позитив. Я всегда хвалю игроков, возможно, даже слишком часто».

Невилл прозаично называет себя командным игроком и использует собственный опыт во благо футболистов, которые не попадают в основу. К примеру, он хорошо отзывается об Уилфриде Заха. «Уилф – настоящий неограненный алмаз. Все спрашивают, отчего он не играет, но в прошлом я уже был свидетелем подобной ситуации. Возьмите Виду, Патриса Эвра или Маруана Феллайни… На первые шесть месяцев можно забыть о матчах. Нужно просто быть игроком «Манчестер Юнайтед», усиленно тренироваться и постараться оправдать ожидания. Это очень нелегко и забирает все ваши силы».

Что ж, наверху Невилла ждет теплая постель, если он того пожелает, ведь лучшего места, чем «Манчестер Юнайтед», для него не сыскать.