6 мин.

Оглянись, незнакомый прохожий. Как Рафа Надаль постарел, устал и проиграл Циципасу

В Австралии наступила пора полуфиналов, в которых впервые с 2006-го года будут играть сразу два русских теннисиста. Я прекрасно помню тот US Open середины позапрошлого десятилетия, когда Николай Давыденко пытался побороть швейцарского бога, а Южный на протяжении значительной части матча был лучше Роддика. Тогда выйти в финал не получилось у обоих – что ж, почти через 15 лет Медведев и Карацев попробуют изобразить что-то более патриотичное. Про Карацева и его странную миссию я уже немного, как смог, написал. Пока что природа и суть божественного явления льва Аслана мне не совсем ясны. Думаю, матч с хозяином земли австралийской Новаком Джоковичем наведет на окончательные выводы. Пока что я вместе со всем миром лишь развожу руками и бормочу что-то невнятное про самоотдачу, веру в себя, хороший форхэнд и характер горящих глаз.

Даниил Медведев же – восторг, как и всегда. Когда-нибудь Андрей Рублев перестанет быть теннисным аналогом итальянской «Ромы», которая в этом сезоне играючи разделывает всех аутсайдеров и середняков, но ничего не может сделать с командами по-настоящему сильными. Андрей слишком полагается на свои уникальные скорость и форхэнд, с которыми почти никто не справляется, только вот когда находятся те единицы, которые могут обуздать пыл Рублева, – у него проблемы начинаются страшные. Медведев как раз из таких единиц, поэтому он сегодня опять сердечно отутюжил своего старого друга, который к тому же прилично расплавился на жаре.

Но не о них пойдет разговор. Частично он пойдет о другом добром приятеле Медведева – Стефаносе Циципасе, с которым ему предстоит побиться за финал уже в эту пятницу, но главный герой текста, конечно, Рафаэль Надаль. Надаль, который первые два сета сегодняшнего матча с Циципасом играл в лучший теннис на этом турнире не только для себя, но и для кого бы то ни было. Получалось абсолютно все – подача летела не только в любимый второй квадрат, но и в первый. После длительной перестрелки косыми ударами слева налево он неожиданно бил с бэкхенда по линии, попадая в эту самую линию. Работа ног была такой, что не вспоминалось ни о каких страшных цифрах вроде «34» (привет пелевинским «Числам»), забывались проплешины на голове и предпенсионные складки на лице. Подача Циципаса читалась так же легко, как <здесь надо срочно придумать метафору вроде «как открытая книга», только более оригинальную, а у меня совсем нет идей>. Доходило до того, что Надаль ухитрялся угадывать, когда именно Стефанос после подачи сразу пойдет к сетке, что вообще-то последний делает не так и часто.

Надаль в форме, Надаль бодр и весел, Циципас не знает, что делать на корте. Стоит греку лишь порадоваться двум затяжным выигранным очкам на своей подаче, как тут же – бах, привет, брейк, чемодан, аэропорт, Греция. После второго сета, уходя на обед (это важно) я подумал, что Рафа скорее повесит «баранку» в третьем сете, как два года назад, чем проиграет матч. Надаль такие ситуации не отпускает никогда, если полностью здоров. Да-да, любимое оправдание болельщиков манакорского гения – но я действительно считаю, что в 2015-м году Фоньини на US Open отыгрывался с 0-2 по сетам не у полноценного Надаля, а у его неуверенного в себе астрального тела. Аналогичное поражение от Федерера, случившееся десять тысяч лет назад, я комментировать не собираюсь, потому что оно было даже не на Турнире большого шлема, да и Рафа тогда только закончил начальную школу.

Случилось так, что Надаль все же проиграл Циципасу, ведя 2-0 по сетам, находясь при этом в отличной форме. Когда-то я писал наивный личный текст о том, почему Надаль ассоциируется у меня с детством, и почему мне так важно, чтобы он продолжал побеждать как можно дольше. Я даже приписывал Рафаэлю свои собственные мысли, что вообще довольно абсурдно, потому что известно, что Надаль думает только о расположении бутылочек с водой, рыбалке на Майорке и Карлосе Бернардесе. Так вот – этот матч окончательно убедил меня в том, что Надаль, эдакий подлец, посмел начать стареть. Это было ясно давно, но как-то вроде обходилось и забывалось – да, он чуть не умер после финала с Медведевым полтора года назад, но все же сумел тогда выиграть. Сейчас – не сумел. Грустно.

Но и хорошо одновременно – эх, цикличность бытия, бессердечная ты дамочка. Разумеется, Рафа проиграл не только и не столько своему телу. Прекрасен был молодой Циципас. Многие обвиняют его в недостатке теннисного интеллекта («ха-ха, зумер-ютубер-инстаграмщик, лол»), но в этом матче после второго сета он выбрал неортодоксальную тактику и преуспел. Тактика заключалась в том, чтобы вообще не тратить сил на подаче Надаля, а все внимание сосредоточить на подаче собственной. Таким манером получится доползти до тай-брейка, ну а там уж как-нибудь авось (вспоминаем про русские корни Стефаноса) чего и получится. Как говорил Глеб Жеглов – «в общем, придумается что-нибудь».

И придумалось. Надаль, проигравший в третьем сете за шесть геймов на своей подаче всего один розыгрыш – и тот при счете 40:0 – на тай-брейке почему-то начал суетиться и нервничать в духе старушки Коробочки, пытающейся втюхать Чичикову пеньку. Смэш на километр в аут, удары мячом в сетку с частотой Роберта Левандовского и т. д и т. п. А ведь Циципас – он тот же Федерер, просто не бог. Если дать ему почувствовать себя хозяином положения, то выбраться из его цепких лап уже почти невозможно. После третьего сета грека как будто подменили, потому что у ударов появилась глубина, движение стало более интенсивным, подрос, пусть и не сразу, процент попадания первым мячом. Надаль же просто перестал контролировать ситуацию. Он перешел из формата дискуссии «преподаватель – студент» в формат общения приблизительно равных по статусу научных сотрудников, а такой переход всегда губителен для старшей стороны.

Надаль не выиграл бы этот турнир ни при каких обстоятельствах. Это ясно. Во-первых, конечно, карающий Карацев. Во-вторых, чего это ему вдруг выигрывать в Австралии, если предыдущие одиннадцать лет подряд он этого сделать не мог, когда часто и здоровее был, и сетка значительно легче выпадала. Не думаю, что болельщики Надаля сильно расстроились бы, если бы с самого начала игры Циципас начал диктовать свои условия и всячески выставлять напоказ свою молодость. Поражение в трех-четырех сетах при не самой внятной игре до этого – нормально, рабочий процесс, все-таки это самый нелюбимый Турнир большого шлема, где есть свои претенденты. Задача Надаля и его фанатов – как-нибудь костылем сбить еще 2-3 Ролан Гарроса, а при удачных раскладах и зацепить произвольный US Open. Все, больше ничего не нужно. На этом можно отъезжать в вечность к Тому Брэди и Майклу Джордану в качестве абсолютного рекордсмена всех рекордсменов.

Проблема в том, что все вышло совсем не так. Эти 2-0 и тотальное доминирование – они ведь были. А потом ушли, как уйдет однажды и сам Надаль. Сегодня кажется, что это случится раньше, чем планировалось. Есть надежда, что завтра будет казаться по-другому.

P.S. Отныне это блог портала про массовую культуру и спорт «Разряд» (razriad.ru), текст этот впервые выложен именно на нем. 

Телеграм-канал автора (здесь вы можете наткнуться на разные тексты о спорте, кино и массовой культуре)