12 мин.

Анатолий Давыдов: «Как давно я не получал такого удовольствия!»

Из шести последних матчей чемпионата России «Зенит» выиграл пять и в одном сыграл вничью. И.о. главного тренера Анатолий Давыдов, поднявший питерский клуб в лидирующую тройку, после победы над ЦСКА пришел в студию радио «Зенит» и рассказал всю правду. Блог «Выигранный воздух» на Sports.ru публикует эту беседу.

– Хочу поздравить вас с победой над ЦСКА. Могу констатировать, что такого удовольствия на «Петровском» не получал с памятного матча с «Москвой» в ноябре 2007 года.

– А как я давно не получал такого удовольствия! (Смеется.) Одно дело — победа над «Ростовом», другое — над ЦСКА. После победы дал ребятам два дня выходных, потому что до этого у нас был напряженный график: уезжали сборники. Ну а после отдыха начинаем полноценно работать, готовиться к «Динамо».

– Матч с ЦСКА, по сути, решающий в борьбе за пьедестал. Вы готовились к этой встрече с такими же мыслями?

– Почти с такими. Потому что считаю: если бы у нас случилась осечка, можно было бы что-то исправить, впереди еще есть матчи. Тем более что наши основные соперники, ЦСКА и «Рубин», играют и в Лиге чемпионов. Так что эта игра была важной, но не определяющей в борьбе за самые высокие места. Хотя обыграть конкурента — это большое дело.

– То есть, по сути, это был матч даже не за шесть, а за девять очков?

– Мы взяли пока три. Жалко, нам не умножают (смеется).

– Как готовилась команда, были ли какие-то тактические разборы игры ЦСКА?

– Я специально не стал давать смотреть подборки наших матчей, хотя до этого мы практиковали показы как плохих, так и хороших моментов: ошибки, недоработки и, наоборот, хорошие действия. Собираемся, смотрим, обсуждаем. Единственная проблема, которая у нас была при подготовке – у Быстрова побаливал бок. На тренировке, в совершенно безобидной ситуации потянул мышцы поясницы. Но Володя – мужественный человек, спортсмен. Мы ему дали индивидуальную работу, да и медицинский штаб помог – и он вышел на игру.

– (Звонок болельщика): Хочу сказать, что очень рад, что руководство доверило вам команду минимум до конца года. Надеюсь, в завершении сезона вы от приставки «и.о.» избавитесь. А вопрос у меня касается Алексея Ионова: как скоро можно ждать его появления в основном составе?

– Леша очень прилично выглядел до травмы, один из самых ярких игроков впереди, играл очень нестандартно. Думаю, что его подломила все-таки травма. В результате, очень много пропустил и затем тяжело входил в игру. Мы ему дали возможность сыграть и за дубль, но он так и не включился в процесс. Того Алексея, какой был, я пока еще не вижу. Он только-только начинает приобретать свою прежнюю спортивную форму, поэтому он уже попадает в состав. Хотя, например, в матче с ЦСКА я тактически выбрал Файзулина.

– Как раз по тактике хотел вас спросить. Все ждали, что вы выберете схему 4-3-3. И никто не ждал Текке и Кежмана в основе.

– Мы играли по схеме 4-2-3-1. Что-то мы должны были поменять. По тренировкам было видно, что Кежман рвется в бой. С ребятами мы договорились, что в обороне будем действовать по схеме 4-1-4-1, а в атаке уже по-другому. Если в целом по матчу Кежман должен был действовать в роли второго форварда, из глубины, то в завершающей стадии атаки Матея и Фатих должны были обязательно работать в паре, плюс им должны были помогать два крайних полузащитника — Хусти и Быстров, а также один из центральных хавов.

– Кежман сказал, что в некоторых эпизодах мы вообще играли в четыре форварда.

– И это прекрасно, так и должно быть. Когда мяч у команды и идет атака, надо открываться за линией мяча, тогда получается хорошая скоростная атака. Надо не давать возможности сопернику вернуться в оборону.

– Правильно ли я понимаю, что в этой схеме Зырянов играет опорника?

– Да. Я попросил Костю сыграть поглубже. Он настоящий профессионал. Иногда меняли эту позицию, оставались с двумя опорными, то есть даже во время матча я просил Костю иногда сыграть вторым опорным вместе с Игорем Денисовым. И тут проблем не было, так как Костя совершенно уникальный разносторонний футболист, который может сыграть и слева широко, и инсайдом, и в подключениях, и, кроме того, очень здорово тактически играет в обороне.

* * *

– (Звонок болельщика): Анатолий Викторович, спасибо вам большое за Володю Быстрова, знаю, что вы тоже способствовали его возвращению в команду. А вопрос мой касается дальнейшей судьбы Камила Чонтофальски.

– По поводу Володи Быстрова: наверное, какая-то частичка моего желания в его возвращении, конечно, есть. В первую очередь, в том числе и с трансферной суммой, все решали руководители, вторым по важности было желание друзей по команде, третьим – желание «и.о». Я был двумя руками «за». Я чувствовал, что нам не хватает быстрых флангов, а это то, чем всегда славилcя «Зенит». И это не приобретение, это возврат долга. Я привел его и Денисова в 2001 году в дубль, и до сих пор Быстров не исчерпал свои возможности, до сих пор у него есть потенциал.

– До того, как перейти к вопросу о Камиле, закрою тему Быстрова. Бесполезно обсуждать отношение к нему болельщиков, спрошу про мнение команды. Команда тоже считает Быстрова Иудой?

– Нет, что вы! Со многими он съел не один пуд соли, и мыслей вроде «Быстров – предатель» ни у кого нет. Все его поддерживают, очень добрые и теплые отношения, уважительные как к хорошему футболисту. Пускай никто не мечтает о расколе в команде.

– Теперь про Камила.

– С дальнейшей судьбой Камила определимся в конце сезона. Все-таки Чонтофальски на вторых ролях в «Зените» уже не первый год. Самое главное, чтобы у него была мотивация не просто быть запасным вратарем и выходить на замену, а на тренировках, в матчах, на которые его ставят, доказывать свою конкурентоспособность, готовность помочь команде. Время еще есть, посмотрим, как он себя проявит до конца года.

– (Звонок болельщика): Почему сейчас Радек Ширл не попадает даже в заявку?

– Перед матчем с «Крыльями Советов» Радек приболел, у него был насморк, но температуры не было. Футболист сам подошел ко мне и попросил не брать его в поездку, сказал, что на сто процентов не готов играть. Посоветовавшись с врачом, мы решили оставить Ширла в Петербурге. Команда поехала в Самару, одержала победу тем составом, который играл с «Крыльями».

– Вопрос по смс: что вы сделали с Хусти? Человека как подменили.

– Саболч не выделялся в тренировочном процессе, после некоторых матчей мы с ним говорили. Я высказал свое видение: нет изюминки, агрессивности, атакующих действий, хотя у Хусти все предпосылки для этого есть. Он скоростной, техничный футболист. Но пока не получается забить, этого как раз не хватает. Один раз Хусти даже не попал в заявку. После этого я обратил внимание, что он остается работать и после тренировки, а это уже звонок для тренера — человек понял намек. И сейчас в тренировочном процессе он очень активен. Неплохо играет в основном составе, отрабатывает в обороне, что ценится в игре с такими командами, как ЦСКА, «Динамо». У нас впереди много очень важных игр, где надо не только атаковать, а еще и грамотно обороняться.

– (Звонок болельщика): Хотелось бы поблагодарить вас за Фатиха Текке. Что вы ему сказали, что он так сильно изменился?

– Фатих – очень характерный футболист, поэтому и подход к нему нужен нестандартный. Я сказал ему: у тебя есть еще шанс заиграть, ты прекрасный футболист, и ты обязан помочь своей команде, которая очень много сделала для тебя. Поэтому ты должен показать болельщикам, что ты не угасающий футболист, а у тебя все еще впереди. И Фатих вышел, начал забивать. Хотя он попал в очень сложную для себя ситуацию: у него был Рамадан, он выдерживал пост. Но как раз благодаря своему характеру он выходил на поле и забивал. Я жду от него еще больше голов, ему самому хочется продолжить эту серию. Он вкусил радость забитого мяча, ожил немножко.

– Удивило, как Кежман отобрал у всех мяч и пошел бить пенальти. Характер у парня!

– Он молодец. В некоторых тренировках ребята устраивают определенные соревнования на вылет — кто больше забьет пенальти. Иногда бывает так, что человек настолько уверен, что может вот так забить. Непросто в таком матче, в первой игре, совершить такой удар. Это говорит о волевых и лидерских качествах, его уверенности. И очевидно, что он очень хотел забить. Все эти причины в этот момент соединилиcь.

– Говорят о некой «быстровозависимости» вашего «Зенита». Насколько обоснованы такие претензии?

– От Быстрова действительно много зависит. В других командах уберем одного или группу игроков – и команда тоже становится совершенно другой. Поэтому это вполне нормально. Сильный, грамотный, по футбольным меркам просто талант, Володя, тем более, забивной полузащитник. Конечно, команда в большей степени играет на лидеров.

* * *

– Как обстоят дела у Данни?

– Мы его ждем, это тоже лидер команды, игрок с очень хорошими качествами. Это еще более усилит нашу игру, увеличит конкуренцию. Это прекрасно, это двигает командную стратегию, помогает набирать очки.

– «Зенит» отыграл 4 матча «на ноль» подряд. Каким образом добились такой уверенности в обороне?

– Какие-то моменты подсказываешь, ребята умные, воспринимают нормально. Посмотрели какие-то позиционные ошибки в записи. На то они и профессионалы и сильные игроки, чтобы правильно воспринимать критику.

– Вы заговорили про быстрые края, зенитовский стиль игры. Это Ваше тренерское кредо – играть с быстрыми флангами?

– К этому стремятся все тренеры. Сейчас команды научились обороняться, у всех хорошо организована оборона, очень хорошо насыщены центры, и для атак остаются фланги.

– Не удивили ли Вас замены Рамоса? Карвальо явно вышел с перевесом килограмм в семь.

– Не смотрел на Рамоса, не читал его мысли. Почувствовал, что мало что может измениться по тому, насколько был прикрыт Дзагоев. Мне тяжело судить Рамоса – наверное, он что-то и имел в виду, выпуская Карвальо. Больше всего проблем нам доставил, пожалуй, Красич. Ким Дон Чжин не всегда успевал его нейтрализовывать, особенно в первом тайме. Но в перерыве мы поговорили, и в дальнейшем сложностей на нашем левом краю обороны возникало меньше.

– «Зенит», по сути, первая команда, в которой вы много общаетесь через переводчика. Сложно?

– Много зависит от профессионализма переводчика. Тут важна суть перевода, одно неверное слово может исказить смысл. Но Дмитрий Севостьянов справляется, он уже не первый год в клубе. С русскими ребятами проще, тут и тон, и русский фольклор, опять же (смеется).

– С чем связаны ваши замены: выход Розины, Корниленко?

– Володя попросил замену. Текке на Корниленко – тактическая замена. Хотя, конечно, бывают и ситуации, когда игрок выходит на минуту и забивает. Я бы от таких замен тоже не отказался.

– На послематчевой пресс-конференции было впечатление, что Вы вместо Быстрова бегали – таким усталым выглядели.

– Я же мысленно проигрываю каждый момент, любое действие футболиста. Смотришь с опережением, что впереди, кто помогает. Как мы и договорились, ребята не проиграли середину поля, все нейтральные мячи были выиграны – спасибо им за это.

– Кежман – Текке – насколько удачно, по-вашему, складывается взаимодействие этой пары?

– Они совершенно разноплановые нападающие, и это очень важно. Один техничный, другой более «продавливающий». По его телосложению не скажешь, что он атлет. Но вот по его духу, по его стремлению напрягать, открываться за спину, идти в обводку, на скорости, через пространства — это все отличает его. Поэтому, важно, насколько они сыграются. У меня было требование, чтобы они завязались между собой, чтобы они искали друг друга обязательно.

– У Адвоката всегда был условный «нападающий-столб». А Вам нравится подобная игра? Или симпатичнее какая-то другая?

– Если Фатих будет также продавливать оборону, как в последних матчах, то будет здорово. Ну а как он играет головой — вообще уникально. Посмотрите, как он четко выбирает время прыжка, прилета мяча. А вообще мне всегда нравились техничные, быстрые форварды.

* * *

– Как работается с Владом Радимовым, который за один год прошел путь от начальника команды до помощника тренера?

– Очень комфортно. У Радимова две должности: начальник команды плюс у меня было сразу желание подтянуться к тренировочному процессу, тем более что он учится в ВШТ, будет получать лицензию. Ему обязательно потребуются эти знания. Я его подключаю еще и к тренировочному процессу. Когда не хватает футболистов, он еще выступает и как действующий игрок. Думаю, может получиться, как у меня с Бышовцем – я тоже был тренером, участвовал в тренировочном процессе, а потом неожиданно попал в заявку.

– А он в чем-то изменился в последнее время?

– Спокойнее, уравновешеннее, солиднее стал. Он был очень экспрессивным, а должность позволила ему пересмотреть свое поведение. Он ответственен не только за себя, но и за партнеров.

– Хотелось бы узнать, что случилось с Ромой Широковым. Он жертва игры в два форварда?

– Я считаю, что Широков хороший игрок с отличным видением поля, с неплохим первым пасом. Но, может быть, ему чуть не хватает своебразной футбольной харизмы, трудолюбия, иногда может во время тренировки выключиться с момента — это заметно. А по всем остальным параметрам, мы с ним по этому поводу говорили, и Влад тоже с ним на эту тему разговаривал, что только от него зависит его роль в команде, его прогресс в футболе в целом.

– Хватает ли времени на матчи дубля?

– Я ни одного матча дубля не пропускаю. Если у нас есть выходной, то я еду на тренировку молодежного состава. Сегодня я был на тренировке, посмотрел, пообщался с ребятами, были высказаны определенные пожелания. Контакт есть. Конечно, я очень и очень переживаю, потому что это часть моей души, это два года работы с этими ребятами. Понятно, что сейчас нужны опытные и очень сильные физически футболисты для решения поставленных задач. Но уже на последнем совещании совета директоров поднимался вопрос, чтобы многих игроков молодежки взять на сборы в первую команду. Все это будет рассматриваться и, дай бог, чтобы все это свершилось, со мной или без меня. Думаю, для этого и существует клуб.

– (Вопрос по смс): Игра в воскресенье – важнейшая, как и все оставшиеся. Готовитесь уже к «Динамо», поделитесь составом?

– Посмотрим, подумаем. Кто как будет готов (улыбается). Пофамильно состав назвать не могу. Это важная домашняя игра, которую мы обязаны выигрывать по всем раскладам. К тому же противостояние с «Динамо» у «Зенита» очень давнее, с большим подтекстом. Настоящее дерби. Как бы москвичей в этом году не списывали, это очень хорошая команда с отличным тренером. Кобелев – самолюбивый человек, с характером. Ему есть, что доказывать.

– Насколько на игре может сказаться отсутствие Габулова?

– Тут важно, насколько хорошо сыграет динамовская оборона. Шунин – парень тоже талантливый, в сборную вызывался.

– А насколько важно закрыть Кержакова? Будет ли он как-то особенно настроен на матч?

– Он – талантливый футболист, нацеленный на взятие ворот. Он мудреет с возрастом и в пас может сыграть. Конечно, он будет на нас настраиваться особо. Не знаю, хочет ли Саша вернуться в «Зенит», но показать себя на родном стадионе он точно захочет.