11 мин.

Алексей Игонин: «Единственный человек, которому нужен был «Сатурн», – Борис Громов»

В Новый год «Радио Зенит» продолжает встречаться с бывшими игроками питерского клуба. Очередным гостем стал Алексей Игонин, и основная тема беседы оказалась совсем не праздничной. Уже бывший игрок «Сатурна» рассказал о причинах расформирования клуба, обозначил основные проблемы российского футбола, высказал свое мнение о лимите на легионеров и о договорняках, а также порадовался выступлению наших команд в Лиге Европы.

- По вашей информации, решение о снятии «Сатурна» – окончательное?

– Эта ситуация возникла не в одночасье, все шло к этому на протяжении последних нескольких лет. При этом мы все были в полном неведении. Сейчас уже идет разговор о расформировании команды. Официально об этом еще не объявили, но, думаю, скоро объявят (объявили – прим. Sports.ru). Для нас, футболистов, это не секрет.

- Кажется, именно вы в прессе впервые затронули эту тему.

– Такой вопрос стоял уже давно, хотя в последнее время у нас появилась некоторая надежда. Нечего скрывать, и я, и другие ребята надеялись до последнего. Был разговор с руководством о том, чтобы игроки пока не предпринимали каких-то действий по поиску новых команд. В общем, все подошло к логическому завершению. Теперь каждый футболист должен сам думать о своем будущем.

- Довелось уже с кем-то из партнеров обсудить сложившуюся ситуацию?

– Конечно, уже перекинулись парой слов. Сейчас, наверное, проблему можно разделить на две части. Первое – поиск новой команды и дальнейшее трудоустройство тех футболистов, у кого нет контрактов и каких-то обязательств перед клубом. И второй достаточно сложный вопрос – те задолженности, которые есть перед игроками за прошедший сезон. Игроки чувствуют, что сделали все, что могли, и к ним не так много претензий. Мы надеемся, что с этой стороны все будет хорошо, потому что это одна из главных проблем, из-за которых будущее команды уже невозможно.

- Тенденция исчезновения команд – самое тревожное, что происходило с российским футболом за последние годы?

– В какой-то степени, да. Однако, если посмотреть глубже, в похожем состоянии уже в течение нескольких лет находятся многие команды.

- Так или иначе, в прошлом году был создан прецедент, и теперь любой клуб может сказать: «У нас нет денег, играть не будем»?

– Если говорить о «Сатурне», то единственный человек, которому нужна была эта команда, – Борис Громов. На нем держалось буквально все. Сейчас финансовая ситуация в Московской области не самая простая, и, наверное, нет никаких возможностей для того, чтобы продолжать дальнейшие отношения. Поэтому, если клуб нужен только одному человеку, а не городу и не болельщикам, которых у нас достаточно мало, в данной ситуации это было единственное решение.

- В интервью журналу PROспорт вы шутили, что Сапета и Махмудов обеспечат финансовое будущее «Сатурну». Рассматривалась ли возможность их продажи для спасения команды?

– Какое-то время, конечно, такие разговоры велись. Сейчас, наверное, ситуация такая, что помочь не может уже ничто. Увы, стоимость этих игроков далека от денег, которые необходимы нам для того, чтобы хотя бы просто выжить. Думаю, в любом случае этот вопрос закрыт, и расформирование клуба может оказаться им только на руку.

- Неужели нет варианта понижения в классе, выступления хотя бы во втором дивизионе?

– Насколько я знаю Бориса Громова, он максималист, и команда, играющая в первой или во второй лиге, ему не нужна. Это просто не интересно. Пока точно можно говорить только о том, что никто из нынешних игроков, конечно, не останется, и того «Сатурна», к которому все привыкли, мы больше не увидим.

- Вам не кажется, что сейчас, говоря о будущем сезоне, люди больше думают не о результатах, а о составе участников премьер-лиги?

– Конечно, все смотрят на финансовую ситуацию. У каких-то команд, может, и есть мысли о результате, но, видя положение дел у нас и в «Амкаре», наверное, пора задуматься и о выживании. Есть проблемы и у клубов, которые могли бы нас заменить из первого двивзиона. Руководству РФС придется выкручиваться, и вообще пришло время подумать о том, куда идет российский футбол и как это все может закончиться.

- Как считаете, с чем связан столь разгромный счет в игре «Зенит» – «Сатурн»?

– В какой-то степени, наверное, мы совершили ошибку, выбрав в качестве стратегии игру в открытый футбол. Но с другой стороны, для нас это был единственный шанс получить какой-то результат и урок. «Сатурн» в этом матче получил бесценный опыт. Потому что мы действительно хотели сыграть в открытый футбол и переиграть «Зенит» на его поле. К сожалению, нам не удалось, наверное, потому и счет получился таким большим. В принципе, исход игры был понятен уже в первом тайме. А второй тайм больше походил не на футбол, а на избиение. Но Лучано Спаллетти, пожалуй, точнее всех охарактеризовал эту встречу, заметив, что мы в отличие от других команд, не планировали закрыться, наглухо уйти в оборону и сыграть на ноль. Мы хотели предложить свою игру.

- Есть такое понятие, как «инстинкт убийцы». Может, у зенитовцев как раз подобное чувство проявилось?

– Думаю, что «Зениту» подобное состояние привили болельщики. Трибуны «Петровского» всегда заполнены. И при игре, которую вел «Сатурн», было достаточно побеждать со счетом 3:0, на этом успокоиться, но зенитовцы продолжили играть для огромного числа фанатов, которые пришли на стадион. Думаю, что именно эта сила толкала их вперед, и матч получился настолько фееричным.

- Какой впечатление у вас осталось от чемпионата России 2010 года?

– К сожалению, разрыв финансирования между командами, которые находятся в благоприятных условиях и командами, которым приходится выживать, огромен. И разрыв этот на сегодняшний день разросся до масштабов пропасти. И преодолеть эту пропасть уже практически невозможно. Уже начиная чемпионат, большая часть клубов понимает, что догнать более состоятельные команды будет нельзя. Первые туры еще можно выглядеть прилично за счет правильной постановки игры и самоотдачи. И даже держаться в первой пятерке, как показал в этом сезоне «Спартак-Нальчик». А вот во второй половине сезона все встает на свои места. Думаю, что в следующем году ситуация станет еще острее. Отразится это и в турнирной таблице, можете смело делить команды на две части. Уже сейчас очевидно, что есть шесть команд с хорошим финансированием, которые абсолютно точно будут в первой восьмерке. И остается два места, за которые кто-то поборется. Думаю, это будет «Терек» плюс кто-то еще.

- Лимит на легионеров. Помогает ли он нашему чемпионату?

– Думаю, да, но в каждой команде к этому вопросу подходят по-своему. Для команд, где тренеру необходимо решить краткосрочную задачу, лимит на легионеров является помехой. Клубам, которые пытаются вкладывать средства в будущее, которые имеют свои школы и своих молодых игроков, лимит на легионеров только на руку.

- В последние годы в российском футболе все же появляются новые имена. В «Сатурне» это Сапета и Махмудов. Что вы можете сказать о перспективности этих ребят?

– Сапета – уже сформировавшийся игрок. Он не первый год в команде, прошел не один предсезонный сбор и, как мне кажется, был готов играть еще в прошлом году. Но по разного рода причинам тренер, видимо, ему не доверял. В этом сезоне ситуация сложилась таким образом, что некому было создать ему конкуренцию. Благодаря этому он закрепился в основном составе и далее стало понятно, что это действительно очень перспективный футболист. Примерно так же обстоят дела и с Махмудовым. Человек выходит на поле в тот момент, когда у команды возникают определенные проблемы с составом и вообще с наличием игроков. Все это, конечно же, складывалось из той финансовой ситуации, в которой мы находились. Махмудов сумел воспользоваться этой ситуацией и показал себя.

- Ярким примером того, что наши команды могут делать ставку на молодых российских игроков, как мне кажется, являются «Крылья Советов», где, в частности, появились такие перспективные молодые игроки, как Соснин и Яковлев.

– Все зависит от того, какой видит свою команду тренер. Можно делать ставку и на российских молодых футболистов. Но в этом случае все несколько сложнее, поскольку тренеру нужно много думать и тратить много времени и сил на поиски перспективных игроков, которых не так уж и много. Поэтому в какой-то степени легче взять в команду легионера, закрыть проблемную позицию и забыть о проблеме.

- На ваш взгляд, стоит ли считать легионерами футболистов из стран бывшего Советского Союза?

– Разумеется, стоит. Если они от нас отделились, то теперь это отдельные государства. Если мы на их территории являемся легионерами, то и они у нас должны находиться в том же статусе.

- У «Сатурна» молодой тренер, и игроки чуть ли не его ровесники. Это создавало какие-то трудности в работе с Гордеевым?

– Никаких проблем это не создавало, но надо понимать, в каких условиях находилась целый сезон команда. Рычагов, которыми тренер может воздействовать на свою команду, вне зависимости от того молодые это игроки или опытные, у Гордеева просто не было. И если вновь вернуться к вопросу о деньгах, то их не было, а, значит, не было возможности приобретать игроков, которые бы составляли конкуренцию уже имеющимся футболистам. Приходилось выкручиваться. Сколько было собраний, когда людей любыми способами пытались убедить, что они играют не потому, что некому играть, а потому что на них и вправду рассчитывают.

- Действительно ли в нашей стране настал момент, когда постепенно новое поколение российских футболистов должно прийти в национальную сборную? И есть ли уже такие игроки на слуху или мы пока не слишком хорошо знаем их имена?

– Этот момент наступил, но процесс должен происходить плавно. Какое-то количество опытных игроков должно оставаться в национальной сборной и помогать молодым. Наверное, это дело не одного года. При этом руководители сборной должны определиться, чего они хотят: немедленного результата или вкладывать средства в будущее и давать возможность молодым ошибаться. Я думаю, что второй путь предпочтительнее.

- Много говорится о том, что наша сборная должна показать себя на домашнем чемпионате мира. На ваш взгляд, достаточно ли интересных перспективных игроков появляется в нашем футболе с каждым новым сезоном? Многие вспоминают, что в середине двухтысячных каждый сезон появлялся кто-то яркий, о ком много говорили, а сейчас такого нет.

– Появиться, наверное, не так сложно. Самое трудное – оставаться на одном и том же уровне, и это проверено не на одном игроке. Надеюсь, что те футболисты, которые засветились год или два назад, а затем пропали из поля зрения, за то время, что их не было видно, все правильно поймут и снова будут на виду. Что касается молодых игроков, то тут сложно что-то говорить. Во многих клубах сложилась такая ситуация, когда стоит вопрос о выживании. Многие ли в таких условиях рискнут сделать ставку на молодых неопытных игроков? Ведь здесь решается не только судьба тренера, но и вообще, бывает, команды в целом. Поэтому сейчас в премьер-лиге не та стабильная ситуация, в которой можно смело давать возможность молодым проявить себя.

- Валерий Карпин, с которым вы пересекались в сборной, говорил, что невозможно влиять на молодых игроков в ситуации, когда на их позицию нет конкурентов. То есть очень сложно заставить футболиста играть лучше и качественнее, если он чувствует, что его все равно из состава не убрать из-за лимита на легионеров.

– Это проблема молодых современных игроков. Наверное, они не сталкивались в жизни с большими трудностями, но, возможно, после первой сложной ситуации их мировоззрение и поменяется. Но, как часто бывает, к тому времени становится слишком поздно.

- Какова роль агентов в российском футболе?

– Агенты, безусловно, оказывают очень большое влияние на команды и игроков. Хотя каждую ситуацию нужно рассматривать отдельно. Не всегда футболист попадает в ту команду, где хочет играть. Иногда получается, что интересы агента имеют больший вес, чем желание игрока. Разумеется, это также одна из проблем нашего футбола, как и небольшое количество профессиональных менеджеров. Не думаю, что за тот период, что профессиональный футбол существует в России, их появилось достаточно. Многие люди пришли со стороны. Только в последнее время управленческие кадры в клубах стали разбираться в футболе, а не только в деньгах. Надеюсь, что будут появляться и новые лица. Мы здесь только начинаем путь, и естественно, что допускается много ошибок и много предвзятости.

- Есть мнение, что в этом году чемпионат России несколько потерял в популярности во многом из-за большого количества договорных матчей.

– Мне кажется, что в какой-то степени разговоры о договорняках даже добавляют популярности футболу. Ведь что нужно болельщикам? Темы для обсуждения, поводы для высказывания мнений, неоднозначные события. Могу сказать, что мы всегда старались опровергнуть любые подозрения в адрес «Сатурна». Рад, что нам удалось остаться в стороне от этого. В каких-то моментах подозрения на договорной матч даже повышали внимание к нашим играм. Так что мы эту ситуацию даже перевернули себе в плюс. Ну а тем командам, которые играли не совсем чисто, это ещё обязательно аукнется. Мне сложно говорить за другие коллективы, но «Сатурн» это никак не затронуло.

- Как вам выступление российских клубов в еврокубках?

– Очень приятно смотреть на наши команды в Лиге Европы, учитывая то, что ещё несколько лет назад каждая победа в Европе на любой стадии была для нас большим событием. А сейчас уже наоборот, неудачные игры наших команд воспринимаются с некоторой долей удивления, если, конечно, не брать встречи с грандами. Те же «Зенит» и ЦСКА сегодня готовы выигрывать в Европе. Это — безусловный показатель того, что наш футбол не стоит на месте. Сейчас много говорят о соперничестве за 6 место в таблице коэффициентов УЕФА, которое даёт право выставить 3 команды в Лигу Чемпионов. Но, на мой взгляд, важнее всё-таки то, что происходит у нас самих. Есть некоторая ширма, которая в конце концов рухнет, и всему миру станет очевидно, как обстоят у нас дела в футбольной сфере. Если же мы будем долго и упорно от этого отмахиваться, то у нас будут большие проблемы, которые в конечно итоге повлияют на всех, включая и те команды, которые на сегодняшний день кажутся вполне успешными.

- Возможно ли выстроить такую систему, которая бы исключала ситуации, когда команды снимаются с такого значительного по финансам и игрокам турнира, как премьер-лига?

– Думаю, что в современных условиях это невозможно. Сейчас и в футбольном, и в нефутбольном мире складывается ситуация «каждый сам за себя». Каждый выживает, как может. Поэтому повернуть голову и посмотреть на своих соперников или будущих партнёров ни у кого нет ни времени, ни возможности.