7 мин.

Наши спортсмены агитируют за поправки. Все из-за отсутствия конкуренции в спортивном менеджменте

Большинство публичных спортсменов призывает голосовать за поправки в Конституцию и «обнуление» сроков президента России, поскольку не видит альтернативы действующей главе государства. Причины тому – управленческий кризис и отсутствие профессиональной конкуренции внутри спортивных ведомств.

А теперь подробнее.

Я прочитал немало интервью атлетов и спортивных чиновников, касающихся фигуры Владимира Путина, с момента его последнего избрания весной 2018 года. Даже те герои, которые явно осознавали и озвучивали государственные проблемы, входящие в сферу ответственности президента, на логичный вопрос о необходимости сменяемости власти сразу же приводили контраргумент: «А кто, если не он?»

Казалось бы, само неверие в то, что среди ста сорока миллионов граждан, могут быть достойные и способные к управлению люди, уже должно ставить под сомнение существующую политическую и избирательную систему. Однако к началу общего голосования (референдумом это, увы, никак не назвать) большинство представителей спорта лишь продолжило агитировать за возможность оставить Путина еще на несколько сроков.

К примеру, главный тренер сборной России по футболу Станислав Черчесов искренне считает, что Владимир Владимирович является лидером нашего государства и пользуется огромным авторитетом как у российских граждан, так и за рубежом. А сами поправки для него оказались интересным предложением.

Его поддерживает и почетный президент РФС Вячеслав Колосков, который уверен, что по сравнению с последствиями Второй мировой войны, а также периодами правления Никиты Хрущева и Михаила Горбачева, нынешние времена – еще ничего. А в том, что у действующего главы государства и в будущем не будет конкурента, Вячеслав не видит ничего страшного.

Тем временем президент Федерации хоккея России Владислав Третьяк искренне верит, что победами сборной лично помогает Путину объединить наш народ.

Не менее легендарный хоккеист Вячеслав Фетисов в то же время поучает нас мудрости: прогресса без стабильности быть не может. Стабильность же, конечно, исключительно путинская.

Подобных изречений слышится все больше: от представителей фигурного катания Евгения Плющенко, Гном Гномыча и Александра Жулина до менее популярных футболистов, бойцов и телевизионных спортивных журналистов.

Эти люди не видят и не умеют находить альтернативы. С самого детства они косвенно попадают в отечественную систему спортивного менеджмента, которая не признает само понятие конкуренции идей и навыков, направленных на достижение максимального результата.

Но ведь спорт – это и есть конкуренция?

Со стороны ситуация выглядит довольно противоречиво, поскольку профессиональный спорт является крайне соревновательной сферой деятельности. Атлеты ежедневно тренируются, не жалея себя, и соперничают с коллегами просто за место в заявке команды: футболисты бьются за возможность провести матч в старте, баскетболисты по крупицам отвоевывают у партнеров игровое время, а спортсмены-одиночки стараются обойти тысячи соперников, чтобы оказаться среди нескольких счастливчиков внутри сборной.

Но как только спортивная карьера заканчивается, они оказываются совсем в другом мире. Образование, полученное за спортивные заслуги, не особо помогает в применении скромных управленческих навыков. Жизнь с детства внутри закрытого однородного социума и следующий из этого инфантилизм только мешают в осознании собственной неисключительности внутри нового мира.

Несомненно, чемпион мира по биатлону Антон Шипулин после завершения карьеры в возрасте тридцати лет был способен легко построить бизнес средней руки и жить в очень комфортных условиях. А лучший из баскетболистов в истории современной России Андрей Кириленко и в тридцать четыре года мог продолжить заниматься любимым делом в США, пусть и в другом качестве. Ведь американский паспорт позволял ему без проблем оставаться за океаном.

Но поскольку привычное желание быть среди лучших так свойственно чемпионам, Антон решил, что стать депутатом «Единой России» – это наиболее достойное продолжение его жизненного пути. Андрей же сходу избрался президентом Российской федерации баскетбола. Да, вот так, не имея никакого управленческого опыта, оба легко превратились в людей, определяющих развитие гражданского и спортивного общества.

Подобное волшебство происходит именно на изломе личностных амбиций. Заканчивающий карьеру спортсмен осознает, что при всем имущественном достатке и при всех прошлых победах, его роль в современном мире становится довольно ограниченной.

Но вдруг появляются мудрецы из руководства партий, попечительных советов спортивных федераций и просто хорошие руководители хороших компаний-спонсоров (добрый день господа Ротенберги). Они вновь помогают обрести атлетам вкус к жизни, чувство собственного величия последних даже начинает грозить пробить небесную твердь. Спортсмен обретает уверенность, что сможет изменить буквально все к лучшему, поскольку отсутствие знаний и опыта не дает ему возможности оценить все существующие риски. При этом ответственность за неудачу практически нулевая – ведь добрые дяди всегда помогут советом.

Таким сказочным образом мы получаем новых руководителей. Если же правильного спортсмена найти не получается, то всегда можно поставить человека из своего окружения. Пусть он и не разбирается в спорте, но зато так же будет верен.

Реальность такова, что возможности воспрепятствовать этому практически не существует. Главные лица спортивных организаций либо, как уже было сказано, назначаются сверху, либо участвуют в безальтернативных выборах. Как у нас принято.

Кратко пройдемся по руководителям основных союзов и лиг.

Российский футбольный союз: в феврале 2019 года генеральный директор ПАО «Газпром нефть» Александр Дюков избран президентом РФС единогласно.

Российская Премьер-Лига: в марте 2020 года Сергей Прядкин переизбран президентом РПЛ единогласно.

Федерация хоккея России: в апреле 2018 года Владислав Третьяк переизбран президентом ФХР единогласно.

Континентальная хоккейная лига: в апреле 2020 владелец Volga Group Геннадий Тимченко переизбран председателем совета директоров КХЛ. Бывший хоккеист Алексей Морозов после опыта управления Молодежной хоккейной лигой сразу единогласно избирается президентом КХЛ.

Российская федерация баскетбола: в августе 2015 Андрей Кириленко (год завершения карьеры игрока) избран президентом РФБ единогласно.

Единая Лига ВТБ: в июле 2014 под протекторатом бывшего министра обороны РФ Сергея Иванова Сергей Кущенко был избран президентом ЕЛ ВТБ. Получил 18 голосов «за» и ни одного «против», трое делегатов – воздержались.

Думаю, общая логика вполне ясна. Вы так же сами можете ознакомиться с ситуациями и в других федерациях. Большинство видов спорта курируется «серьезными» людьми из высшего экономического и политического руководства страны. Выборы часто завершаются единогласным решением. Теоретические соперники избранных президентов редко доходят до финального голосования. Подобно видному члену КПРФ, режиссеру и тому еще товарищу Владимиру Бортко, который выдвигался на выборы губернатора Санкт-Петербурга, они просто снимают кандидатуры. Потому что своего личного Беглова, благославленного свыше, им не победить. Не важно, что один «Норникель» способен устроить одну маленькую, но очень черненькую катастрофу не только для северного региона, но и для всего российского баскетбола. Президент РФБ этому никак не сможет воспротивиться.

И глядя на то, как во главе его федерации оказывается либо очередной «заслуженный человек», либо так горячо всеми любимый «крепкий хозяйственник», спортсмен задается вопросом: «А кто, если не он? Ведь других кандидатов почти и не было. Тем более и проголосовали за него единогласно».

При этом чувство верности к своей команде и тренерскому штабу, прививаемое еще в ДЮСШ, и не самые развитые навыки критического мышления после пропущенных уроков, также не помогают атлету заподозрить что-то неладное.

Он видит, как не самую популярную на тот момент Любовь Соболь не допустили к выборам в Московскую государственную думу. Но не может провести аналогию, что и в федеральной политике, и в спорте также не пускают неугодных кандидатов. Даже на столь невысоком уровне.

Он хочет поднять престиж страны, но не знает к чему подступиться. В итоге выбирает пошлый и простейший ориентир и создает «Putin Team».

Спортсмены не хотят даже пытаться думать, что может быть по-другому. Что достойные стать президентом люди могут находиться на митинге, разгоняемом дубинами Росгвардии. Что отсутствие выбора – это уже порок системы, работающей исключительно на себя.

Когда хоккеист Артемий Панарин и пара молодых футболистов из РПЛ начинает сомневаться в правильности текущего политического курса, они от коллег получают звания едва ли не главных оппозиционеров отечественного спорта. Хотя их мысль довольно проста и естественна для обычного человека, желающего что-то изменить вокруг себя.

Мне незачем ругать или жалеть тех, кто не пытается посмотреть чуть шире своей прикормленной государством зоны комфорта. Но когда я сейчас читаю у очередного спортсмена: «А кто кроме него», – я понимаю, как буду голосовать уже в среду.