7 мин.

Пища для размышлений с доставкой из Китая

Этап получился противоречивый. Была и радость, и гордость, и интрига (привет короткой программе Михаила, прекрасному танцу Кати и Димы, накалу страстей в соревнованиях женщин, особенно отрадно, что Лена с Лизой набирают форму). А еще были сожаление, грусть и недоумение (эх, Хави, да и вообще произвольная программа у мужчин не порадовала). Но речь пойдет не об этом. Поговорим о потенциале и перспективах?

Французы vs канадцы

Не секрет, что главными фаворитами в борьбе за золото являются канадцы Вирчу-Мойр и французы Пападакис-Сизерон. Сравнивать оценки с разных этапов довольно бессмысленно, но вот поговорить о постановках вполне можно. Что сказать – постановки штучные и явно ставились под сильные стороны спортсменов. Объективной быть сложно, ибо мне европейская школа роднее и ближе североамериканской, но риск – дело благородное.

Я два раза пересматривала произвольный танец Тессы и Скотта в надежде проникнуться им. Безусловно понравилась парность, такого слияния на льду, как у них, нет ни у кого, канадцы катают, как единый организм, и этим выделяются и поднимаются над всеми остальными. Работают на них и виртуозность исполнения, мастерское владение техникой, маститость и статность в позе, сила презентации, у них каждый жест – крик. Но есть и «но».  Канадцы так и не смогли уйти от темы, которую они эксплуатировали всю их карьеру – тема Мужчины и Женщины. В танцах вообще от этой темы уйти сложно, конечно, но в их постановке, их видении танца тема эта даже не подчеркнута,  она подчеркнуто-агрессивна, она выливается практически в атаку феромонами и пока что в исполнении канадцев все вместе смотрится как перебор. Да, это в духе голливудского первоисточника, но все же перебор. По большому счету, канадцы, замыкая свою карьеру, идут все тем же путем, что выбрала для них Зуева, только время прошло, юноша и девушка повзрослели, и место романтизма, легкости и чистоты заняла страсть, экспрессивная, но местами грубая, и пройденный путь повзрослевших Тессы и Скотта – это дорога от Малера к «Мулен Руж». Сознаюсь, мне это досадно, но досада эта исключительно субъективная, ибо всегда хочется видеть Одаренных Мастеров разносторонними, а их образы не нарочитыми и не подчеркнутыми, а тонкими и глубокими. Впрочем, большая часть сезона впереди, и кто знает, как заиграет эта постановка в Корее.

Габи и Гийом тоже выбрали надежную для них нишу – нишу тонкой изящной классики, и их выбор нельзя назвать неожиданным, но, сознаюсь, этот танец мне ближе. Абсолютно магические руки, полутона в жестах, мимике и позе, тонкость и изящество, аристократизм – вот что отличает их постановку. Есть и недочеты. Во-первых, в произвольном танце отсутствует бесшумный конек, а хочется, чтобы фигуристы катались под «Лунную сонату» шепотом. Во-вторых, сильно заметно, что скорости на динамическую часть постановки фигуристам пока не хватает, и танец проходит примерно в одном темпе, а музыка подразумевает иное. Классика как золотой танец на олимпийском льду, на мой взгляд, предпочтительнее мюзикла, хотя в конечном счете все решит мастерство фигуристов, посмотрим, кто станет в этой борьбе сильнейшим, схватка будет красивой, и оба соперника достойны золота.

Монолог о спортивной составляющей или антиподность одиночных видов

На сегодняшний день мужское и женское одиночное реализуют противоположные сценарии развития вида. Если у мужчин сейчас идет гонка четверных при отсутствии стабильного чемпиона, то  в женском виде повышение сложности программ спортсменок выглядит как попытка дотянуться до лидера (я говорю в первую очередь о японской школе, Осмонд пока не усложняется, а пытается выкатать свой контент).

Итак, мужское. На текущий момент правила построены так, что четверной прыжок приносит хорошие баллы вне зависимости от успешности его исполнения, поэтому программы одиночников напоминают гонку вооружений – они нашпигованы квадами, и не так уж важно, насколько стабилен заявленный контент у фигуриста.  Поэтому любой мало-мальски претендующий хоть на что-то фигурист вставляет в свои программы не менее 3 квадов (ну, за исключением некоторых Джейсонов). При этом наблюдается парадокс: относительно чисто выполненные многооборотные прыжки частично компенсируют развал остального контента. Ну либо упаденные четверные в купе с остальными прыжками дают неплохую сумму, ну а уж если все получилось, то можно смело ожидать хорошей компенсации от судей за приложенные усилия. Такой подход рождает бешеную конкуренцию, в которой стабильного лидера, систематически выкатывающего свой контент от старта к старту, пока не наблюдается, более того, но есть побочный эффект – победы с грязными прокатами. Тенденция, о которой я говорю, проявилась еще в прошлый олимпийский цикл, и сейчас мужские соревнования похожи на маятник, колеблющийся от необыкновенно зрелищных сильных прокатов с чистейшими четверными до турниров с глобальным падежом лидеров. Гонка за четверными выматывает не только физически, но и психологически, и в свете последних событий отношение к засилью ультра-си у меня крайне двойственное. Мужское одиночное без четверных – это неспортивно, но деморализованный Патрик и финал без Хави – это как-то даже немыслимо. Нужна золотая середина в правилах, которая не превратила бы соревнования в поле битвы павших от технических ошибок. Потому что пока в спорте нет стабильного лидера, исполняющего свой заявленный контент от проката к прокату, всегда будет соблазн вставить в программу сырой прыжок, за падение с которого дают высокие баллы.

В женском одиночном ситуация прямо противоположная: есть стабильный лидер, который катает без ошибок свой весьма конкурентоспособный контент, и это заставляет соперниц разумно усложняться. Каждая фигуристка, претендующая на пьедестал, понимает, что при текущей конкуренции любая ошибка, а иногда и погрешность может отбросить ее вниз. Поэтому у женщин мы наблюдаем прямо противоположную картину: стремление к чистоте прокатов (да, у фигуристок есть проблемы с ребрами, недокрутами, бывают даже единичные падения, но сложно представить сегодня на высшей ступени пьедестала серьезных соревнований фигуристку с бабочками и неоднократной грязью в прыжках).

О соперничестве Загитовой и Хигучи или немного о владении прыжковой техникой без кивания на вторую половину программы

Сразу оговорюсь, что не хочу обсуждать справедливость или несправедливость итоговой расстановки мест, посмотрим, что оценили судьи в соперничестве двух довольно разных по стилю катания фигуристок. Ярче всего потенциал спортсмена раскрывает произвольная программа, в которой больше прыжковых элементов и больше маневра в построении программы. Обе произвольных были выполнены девушками без видимых грубых ошибок, поэтому прокаты вполне допустимо сравнить между собой.

Давайте рассмотрим программы на предмет свободы выполнения прыжковых элементов. Для этого обратим внимание на те фрагменты, где идут длинные заходы на прыжок, при этом смотрим на работу рук и корпуса фигуристки. Те прыжковые, которые интересно вписаны в программу и не предполагают слишком длинных заходов, я не учитываю, нам важно сравнить провисающие места.

Прокат Хигучи:

0:55–1:26 (30 секунд) – заходы на 2 прыжка;

 2:30-3:13 (43 секунды) – заходы перед 3 прыжковыми элементами 

 Итого: примерно 1 минута 10 секунд от произвольной программы съедаются заходами на 5 прыжковых элементов. Заходы по шагам простые, украшаются движениями рук, корпус работает мало.

Произвольная Загитовой. В ее программе мне было сложно однозначно определить провисающие фрагменты, ибо часто фигуриста во время захода делала небольшие украшения, однако с некоторой натяжкой предлагаю посмотреть эти фрагменты.

2:14-2:46 (32 секунды) – заходы на два каскада, украшаются заклоном, сменой направления, бильманом.

3:13-3:53 (40 секунд)  – заходы на 4 прыжковых элемента украшены акцентированием музыки руками, исполнен прыжок в шпагате, в заходах также обозначены позы.

 

Итого: примерно 1 минута 10 секунд от произвольной программы уходит на заходы на 6 прыжковых элементов. Заходы украшаются акцентированием музыки, вариативными связками, можно увидеть смену направления движения.

Мы видим, что Загитова работает корпусом даже в заходах, она акцентирует руками музыку, обозначает позы, делает связующие, что, несомненно, усложняет выполнение прыжковых элементов. Загитова в прокате показывает умение делать прыжок с более короткого захода, усложняя его, что говорит о большей свободе владения техникой выполнения прыжка.

Отвлекаясь от прыжков, нужно отметить, что Хигучи показывает более экспрессивную презентацию (хотя с этим можно спорить), свободнее и чище катит. Получается, что на данных соревнованиях техника победила раскат. И дело даже не в прыжках во второй половине, а в свободе владения элементами. В общем, каждый спортсмен сражается при помощи своих сильных сторон. Что ж, посмотрим, что будет в финале, соперничество обещает быть острым.