7 мин.

Сколько шагов до любви?

Приветствую всех неспящих в период ленивого межсезонья.

Я думаю и даже твердо уверена, что у каждого из нас в нашем сверхэмоциональном виде спорта есть свои персональные любимчики и аутсайдеры. Наша (не)любовь внезапна, сильна, иррациональна, она способна превращать особенности катания фигуриста в неоспоримые достоинства, либо изъяны в наших глазах. Я думаю, каждый переживал неконтролируемое чувство восхищения или раздражения по отношению к творчеству тренеров и фигуристов. Но бывало ли так, что один прокат, одно движение, взмах ресниц могли заставить посмотреть на еще недавно нелюбимого, раздражающего, отталкивающего фигуриста в новом свете и увидеть в нем что-то близкое нам? Что может заставить нас если и не полюбить, то хотя бы посмотреть благосклонно на творчество человека, который ранее внушал лишь негативные переживания? Сломать наши стереотипы? Предлагаю поговорить об этом. Тема эта субъективная, но тем более интересная, предлагаю каждому поделиться своим опытом в этом тонком вопросе.

Начну, пожалуй, с пар.

Пожалуй, я мало кого так не любила в парах, как Алену Савченко. Меня раздражало в ней все – костюмы, мимика, характер, демонстрируемый на льду. Но главное, что меня раздражало – оценки, которые она получала за катание с ошибками. Савченко всегда оценивали хорошо и, если посмотреть здраво, любовь судей к ней вполне объяснима и даже логична. Алена – талантливая спортсменка, технически сильная, со спортивным характером. У нее, как правило, неплохие постановки, не признавать это может только слепой, и все же я не могла нейтрально воспринимать ее катание. Даже их с Робином вполне прекрасная программа «Пина» меня раздражала. Я уважала Алену, но это уважение было насквозь ледяным. И я очень расстроилась, когда узнала, что Алена намерена продолжать после Сочи с новым партнером.

Посмотреть на Алену другими глазами я смогла на чемпионате Европы этого года после их проката произвольной программы «Маяк». Необжиданно для себя я увидела тонко чувствующую натуру, художницу на льду, рассказывающую свою историю и рассказывающую ее стильно. Спортсменку, которая смогла поднять посредственного фигуриста практически до своего уровня.  Человека, достойного не только уважения, но и хотя бы немного теплого отношения за ее творчество. Я увидела в ее катании не только амбиции, но и глубину, за которую я ценю этот прекрасный, но жестокий вид спорта.

Не уверена, что я буду болеть за Алену и Бруно, но очень надеюсь на их хорошие постановки и одухотворенные прокаты в олимпийском сезоне.

Танцы.

В своих антипатиях я буду в меньшинстве, но среди танцевальных пар я не любила канадцев Тессу Вирчью и Скотта Мойра. С моей стороны не было какого-то огромного негатива к ним, но был огромный скепсис. Да, они – явление в танцах с момента первого появления на взрослой арене и по сей день, их обожают по всему миру, они техничны, артистичны, красивы, интеллигентны… Что не так?

«Не так» для меня – это амплуа, которое они катали бОльшую часть своей карьеры под руководством Зуевой. Этот идеальный романтический образ, истории любви, какая-то кукольность. Эти фигуристы казались совершенными, как пластиковые фрукты на блюде, на которые приятно смотреть, но нельзя попробовать. Вечная романтика, эксплуатируемая Зуевой, слащавая, как Брэд Питт, которого приглашают в романтический фильм среднего пошиба для привлечения женской аудитории. Нет, были, конечно, и исключения, например, латина, но даже она не могла лишить их в моих глазах привычного романтического розового флера. Особенно обидно было видеть из сезона в сезон действительно талантливых спортсменов, способных на гораздо бОльшее, в слезовыжимательных программах о мужчине и женщине. Ну и еще их фламенко в олимпийском сезоне-2010 забило свой гвоздик в мое восприятие этих фигуристов. В общем, из года в год я с грустью наблюдала за ними и их надежной, прибыльной, но скучной творческой нишей.

Пока на чемпионате мира-2013 в Канаде они не прокатали свою черную «Кармен». Эта программа, довольно эпатажная, в свое время вызвала большое обсуждение среди поклонников. Но даже не эпатаж и не выход за пределы уютного амплуа поразили меня. Именно в этом прокате поразил характер. Была экспрессия, были зубки, появившиеся в прокате этой пары чуть ли не впервые за все время их совместных выступлений, были Люди на льду со своими страстями и несовершенством, за которыми интересно наблюдать. В общем да, они гении, жаль только, что к Зуевой попали.

К слову, по сей день это единственный их зрелый выход за постановочную «зону комфорта». Я очень рада, что ребята решили возобновить карьеру без Зуевой, но пока чего-то кардинально нового в них я не увидела. Очень надеюсь, что это нужно для стратегии комфортного возращения, а изюм припасен на олимпийский сезон, который может стать главным в их карьере.

Мужчины

Евгений Плющенко. Да, я знаю, новости о нем многим набили уже оскомину, и все же мне бы хотелось еще раз вспомнить об этом выдающимся спортсмене, поистине уникальном в истории мирового ФК. Предлагаю говорить о Евгении именно в этом качестве.  

Фигурное катание для меня открыл Алексей Ягудин своей «Зимой» на играх-2002. Именно тогда я поняла, что ФК – это больше, чем спорт. Легкость, простота образа, органичность, проживание программы, эстетика, динамизм – вот то, что покорило меня тогда в Алексее и то, чего я в Плющенко разглядеть не смогла. Зато впечатления оставили интервью Евгения о психологе, помешавшем его прокату. К счастью, интервью Алексея я не читала до 2009 года, иначе, наверное, тоже разочаровалась бы. Ну да сейчас не о том. В общем, на долгие годы гений Плющенко как фигуриста оставался для меня закрытым, пока я не увидела его выступление в Шеффилде (ЧЕ-2012).

Плющенко никогда не катался изящно. Его стиль не похож на Ягудина, Ханью, Ламбьеля. Скорее он довольно прямолинеен, возможно, его катание кто-то назовет угловатым, тяжелым, хотя мне кажется, очень хорошо подходит термин «монументальный» применительно к Евгению. Но в нем есть то, что начисто отсутствует во многих современных фигуристах – спортивная харизма. Он – гладиатор на льду. Он всегда бросает вызов и не стремится это скрыть за доброжелательной улыбкой. Никогда ничего не боится. Уверен в себе. Он тверд, техничен, его прыжки красивы, в нем не сомневаешься: приземлит или нет? Он уверен, что он лучший, и заставляет весь мир поверить в это своим катанием. Этот спортсмен не создан для проигрышей, именно поэтому он начисто не умеет красиво проигрывать, да ему и не нужно уметь. ФК – это еще и спорт, и мало кто из фигуристов настолько явно воплощает спортивную харизму, как это делает Евгений. Одним своим присутствием он превращает соревнование в зрелище. Да, пожалуй, в катании Плющенко есть понты, но они ему чертовски идут. Наверное, мне нужно было прожить несколько сезонов, наблюдая за битвой фигуристов с четверными, чтобы понять и увидеть все это. 

Кстати, в чопорном Шеффилде зрители приветствовали Плющенко очень тепло, что было довольно редким явлением для того соревнования. Я специально взяла запись с иностранными комментаторами. Нам иногда не хватает мнения со стороны, чтобы посмотреть на фигуриста другими глазами.

Женское одиночное….

С ним сложнее всего. Дело в  том, что я не помню, чтобы кто-то из наших или иностранных фигуристок вызывал во мне бурю нелюбви или море скепсиса на протяжении всей карьеры. Поэтому я просто оставлю здесь произвольную программу Сатоко Мияхары «Мисс Сайгон».

Я вообще не понимаю, зачем японки берут латино-испанские темы. Ну вот зачем, если в тонкости востока вся их сила? В этой программе Сатоко хрупкая, загадочная, сильная, невесомая. И даже небольшой сбой в прокате не мешает воспринимать программу. К сожалению, на мой вкус, остальные программы Сатоко пока не дотягивают до воплощенного ею в начале карьеры образа. Стерильность и некоторая отстраненность от музыки, как мне кажется, мешают ей показывать действительно яркие программы. А вот образы со скрытой внутри силой - это действительно ее. Но это лишь мое мнение. Жаль, что Сатоко не было на чемпионате мира этого года, она бы добавила нерва в тот чемпионат.

Такова сила фигурного катания. Фигуристы, создавая образы и рассказывая истории, раскрывая себя на льду, позволяют нам другими глазами взглянуть на этот вид спорта, на них самих. И как знать, может быть и на мир в целом? Как бы то ни было, давайте пожелаем всем спортсменам, не взирая на их имена, максимально реализовать свой потенциал в следующем сезоне, ведь нас ждет ключевое событие четырехлетия. И пусть победит сильнейший.