5 мин.

«Герой России – это слишком». Депутат Госдумы предложил присвоить Хабибу почетное звание, но, кажется, все против

Идею поддержал только летчик-испытатель.

Хабиб завершил карьеру две недели назад – после победы над Джастином Гейджи Нурмагомедов ушел из спорта в статусе неоспоримого чемпиона UFC и с превосходным рекордом 29-0.

А на днях депутат Госдумы от Дагестана Гаджимурад Омаров обратился к президенту России Владимиру Путину с предложением присвоить Хабибу звание Героя России. Коллеги Омарова и коллеги Хабиба эту идею не поддержали. Только один человек за – Магомед Толбоев, летчик-испытатель и депутат Госдумы первого созыва.

***

«На мой взгляд, Хабиб в еще молодом возрасте уже вписал свое имя в историю страны, причем не только спортивными достижениями, – сказал Омаров, обосновывая предложение присвоить Хабибу звание. – В наше непростое время, когда уровень нравственности среди молодежи стремительно падает, он своим примером показывает, что любой мальчишка, если будет усердно заниматься и тренироваться, может достичь невероятных высот.

Кроме того, его отношение к семье и семейным ценностям заслуживает глубокого уважения и почитания. Считаю, что такие ребята, как Хабиб, являются достойным примером для подражания подрастающего поколения, ведь у каждого поколения должны быть свои кумиры!» 

Одной из первых на предложение отреагировала трехкратная олимпийская чемпионка и депутат Госдумы Ирина Роднина.

«У нас, извините, чемпионов много, Героев России немного. Героя России последний раз давал Ельцин. Я считаю, что это, наверное, не награда для спортсменов. А для людей, которые совершают какой-то подвиг. Он профессиональный спортсмен, показал свою работу. Это работа, как у любого спортсмена-профессионала.

Не знаю, я как-то к этому не готова. Как решат, так решат. Но ничего героического в его действиях не увидела», – заявила Роднина.

Звание Героя России ввели в 20 марта 1992 года, оно присваивается людям, которые так или иначе отличились перед страной: участникам войны или военных действий, конструкторам оружейникам, спасателям, дипломатам или космонавтам. За 28 лет в России было 1118 присвоений, только три из них –спортсменам, многократным олимпийским чемпионам Александру Карелину, лыжницам Ларисе Лазутиной и Любови Егоровой.

Российское спортивное сообщество не отрицает заслуг Хабиба, но все считают, что звание Героя России – это слишком.

Костю Цзю: «Герой России? За что? Заслуженный мастер спорта – это понятно, даже не обсуждается. А звание Героя России... Я не понимаю. Как бы я ни уважал Хабиба и все то, что он делает, это несопоставимые вещи».

Николай Валуев: «Вообще, когда идет речь о награждении государственной наградой, нужны по большей части ходатайства от людей, каких-либо общественных организаций. Они могут это сделать. Но речь все-таки не о Герое России».

Дмитрий Губерниев: «Это его мнение. Посмотрим, как отреагируют депутаты. Но давайте не будем разбрасываться званиями. У нас есть звание Герой Труда. Если говорить, например, о звании Герой Труда — такая спортсменка, как Светлана Ромашина (пятикратная олимпийская чемпионка по синхронному плаванию) его, безусловно, достойна. Хабиб, безусловно, тоже хороший спортсмен».

Геннадий Орлов: «Хабиб – спортсмен. Он молодец, что выиграл 29 боев. Но таких спортсменов у нас сразу найдется человек сто. Кто-то выиграл три золотые олимпийские медали, а то и пять. Я был и против того, что футболистам дали заслуженных мастеров спорта. Для меня это обычная победа спортсмена. Будет следующее соревнование, он может проиграть. И что тогда делать?

Не надо вообще обсуждать звания. Вот мы играем в футбол – заслуженные мастера спорта России против незаслуженных мастеров спорта Германии. Если ты спас человека, то ты герой. Но если ты выиграл спортивное состязание, то сделал то, что должен делать».

Александр Шлеменко: «Если честно, я не вижу, за что. Герой России — это серьезное звание. Тут же спорт, а это разные вещи. Не думаю, что все были бы «за». Как мне кажется, это чуть-чуть уменьшит достоинство самого звания, так как создадут прецедент и недовольства. Недовольство уже есть: на кого-то больше внимания обращают депутаты и президент, а на кого-то меньше.

Все это чуть-чуть из другой оперы, у нас спортивные состязания. Мне кажется, это слишком. Не в обиду Хабибу, но это разные вещи. Герой России – это больше военные заслуги, человек жертвует собой ради другого.

Бесспорно, что мы выступаем за свою страну. Но не стоит забывать, что тот же UFC – это также коммерческая составляющая. Точно так же можно будет давать хоккеистам и футболистам Героев России… Просто это создаст неприятный прецедент. Не тот уровень».

Виталий Минаков: «Если смотреть на вещи объективно, Хабиб сделал многое для российского спорта, но это не основания на получение медали Героя России. Это уже перебор. Звезда Героя дается за проявленный человеческий героизм. Не в спортивном направлении, это точно. У спортсменов есть свои меры поощрения, профильной награды Хабиб достоин.

Если давать звезду Героя за спортивные достижения, то в таком случае эту награду могут попросить и выдающиеся люди из бизнеса или другой сферы. Эта награда за другие заслуги, если так давать ее, то она утратит свою сакральную ценность. Я бы такую инициативу не поддержал. Но, повторюсь, Хабиб внес огромный вклад в развитие спорта».

И пока только один человек поддержал эту идею – летчик-испытатель Толбоев:

«Геройство бывает разное. Я поддерживаю такую инициативу. Хабиб совершил подвиг – дал веру тысячам пацанов. И это сейчас, когда из-за пандемии дух падает. Но есть закон, там критерии прописаны очень четко. Я думаю, тут вопрос морали: Хабиб выступает на договорах, на деньгах, на прибыли. Но, с другой стороны, он представляет Россию. Посмотрите, как весь мир это воспринимает. Его поздравляют величайшие спортсмены – это признание и России в том числе». 

Боксер Билли Мур пережил настоящий ад, отсидев три года в жесточайшей тюрьме Таиланда. При нем в камерах насиловали и убивали

Боец UFC душит оленей на охоте голыми руками и дерется только в камуфляжной форме. А однажды он заправил дрель в штаны (зря)

Фото: РИА Новости/Евгений Одиноков; globallookpress.com/Komsomolskaya Pravda/Global Look Press, Dmitry Golubovich/Russian Look; Gettyimages.ru/Josh Hedges/Zuffa LLC