6 мин.

Biathlon Kompakt - Виктор Майгуров

 Сегодня ночью, Наталья (в сети ее можно увидеть под ником Керпенесса) прислала мне перевод очередной главы, из книги Зиги Генриха и Франка Люка "Biathlon Kompakt", для того, чтобы я показала ее вам. За что ей большое спасибо.

Это было как будто вчера. Франк Люк не забыл ни одной мелочи. Всё, что случилось 24 января 1999 года,  живет в воспоминаниях, и от них не избавиться. Это был день, который  не выжечь из памяти, потому что слишком многое случилось за такой короткий период. Сначала хаос с его оружием. В то время биатлонисты должны были отправлять маркировать оружие кого-то третьего. У немецких биатлонистов этим третьим был врач команды. Но по какой-то случайности перед эстафетной гонкой маркировку отправился делать кто-то другой. А сам Люк не обратил на это внимания. Он был уверен, что всё в порядке. Немецкая команда с Рикко Гроссом, Петером Зенделем, Свеном Фишером и Франком Люком выигрывала, но была дисквалифицирована. «Моя вина, это определенно ясно» - считал Люк, который опирался на мнение судейской бригады.   Фанат справедливости Франк Ульрих пропустил ранний отъезд домой, который он запланировал раньше по случаю празднования с семьей 41-го дня рождения. Бундестренер выдвинул протест, не информируя об этом Люка. 

 Жюри под председательством Андерса Бессеберга заседало и пришло к следующим результатам: «Решение далось нам нелегко. Но мы в интересах спорта пришли к иному решению, хотя конечно   Люк и совершил ошибку, так как атлет ответственен за свое оружие».    Итак, победа досталась немецкому квартету.  Против этого решения не протестовала ни одна нация. «Ваше достижение было первоклассным. Поздравляю», - сказал Уле-Айнар Бьорндален. И Франк Ульрих с многочасовым опозданием наконец уехал домой и встречал там день рождения в кругу семьи.     

Международный союз биатлона между тем вынес урок из  халатности Франка Люка. С тех пор должны были атлеты сами доставлять свое оружие на проверку и ставить соответствующий штемпель.    

Но больше всего Люку запомнился один случай, произошедший тогда же. Этот случай показал ему, что дружба не пустое слово.  С горящими глазами Франк Люк всегда рассказывает, как Виктор Майгуров  отдал ему свои лыжи, чтоб он вообще смог закончить эстафету. Что же произошло тогда? Люк вспоминает: «Я внезапно услышал металлический  щелчок, когда стоял на стрельбище, и заметил, что расшатано крепление на лыжах». Анализ подтвердил, что крепление сломано. «Такого со мной никогда не происходило», вспоминает Люк. На стрельбище не было замены. Мысли сменяли в голове одна другую. Что делать? «Я тогда думал, что от нервного напряжения не смогу стрелять», говорит Люк. Но стрельба была произведена спокойно, уверенно. Команда всё еще лидировала, но у Люка теперь не было лыжи. Он еле проехал 50 метров, и вдруг увидел, как кто-то протягивает ему лыжу. На вытянутой руке. Это был Виктор Майгуров.  Он был соперником Франка Люка. Русский   уже закончил свой этап в соперничестве против немецкой команды, так как Виктор бежал на первом этапе.  

 Зрители хлопали активно в ладоши. Они оценили этот великий жест соперника. С лыжей конкурента Люк ушел на победный круг. «Ясно, что я должен быть дать ему лыжу», говорит Виктор Майгуров, который не желал делать из всего произошедшего великую историю. Но она всё равно стала таковой, так как повсюду хвалили жест русского спортсмена.  Трехкратный чемпион мира и обладатель двух бронзовых медалей олимпийских игр в Германии моментально стал звездой, и его имя было  у всех на устах. Газета «Свобода слова» в Зуле отреагировала быстрее всех.  Майгурову вручили приз «чистой игры», соединив это с приглашением Виктора и его семьи в Южную Тюрингию, чтобы он мог познакомиться с родной землей Франка Люка.  «Свобода слова» писала 29 января 1999 года: «В то время, когда все только и твердят о допинге и скандалах в спорте, есть спортивные поступки, которые дают шанс спортивной порядочности! Виктор Майгуров, благодаря своей порядочности, дал своему другу Франку Люку возможность выиграть первое место». Такая же ситуация уже случалась в 1972 году, когда Дитер Шпеер отдал лыжу Александру Тихонову, бежавшему на заключительном этапе. В то время эта помощь была разрекламирована как немецко-советская дружба.  Поступок Майгурова исходил от сердца, от его состоятельности как большого спортсмена.  В Баден-Бадене он позднее получил приз в 10000 немецких марок. Майгуров завершил свою карьеру вторым местом в эстафете вместе с Павлом Ростовцевым и Сергеем Чепиковым, которых  пригласили на прощальную гонку Майгурова. Франк Люк туда тоже поехал.

   

Это был визит, который произвел неизгладимое впечатление. Майгуров хотел показать Люку, что он сделал с призовыми деньгами. «Я сильно удивился» - вспоминает Люк. Его коллега все свои призовые вложил в приобретение снаряжения для школы его родного городка. Палки и лыжи лежали в полупустом зале.  Они были как трофеи и все, кто их использовали, были горды как будто им вручили Оскара, потому что это были лыжи от  Виктора.  Люк очень впечатлился идеей Майгурова, который потратил призовые на то, чтоб взращивать подрастающее поколение спортсменов на своей родной земле. 10 тысяч марок тогда и для Виктора Майгурова были достаточно солидной суммой. Но он ни секунду не раздумывал, чтобы их оставить у себя. Это по его мнению противоречило бы морали. Там же познакомился Франк Люк еще и с бывшим тренером Майгурова, Верой Лукьяновой, которая рассталась со своим обручальным кольцом, чтобы Виктору приобрести несколько лыж, с помощью которых он мог бы развивать свой спортивный талант. Майгуров узнал об этом лишь через 20 лет от знакомого и подарил ей бриллиантовое кольцо на своем прощальном спортивном празднике. «Это такая глубокая связь, которую вообще сложно представить», -  говорит Франк Люк.

Он до сих пор охотно вспоминает о том,  как одев лыжный костюм, бежал эстафету с Павлом Ростовцевым, Сергеем Чепиковым и Виктором Майгуровым. Это было прекрасное прощание.  Само собой разумеется, что Виктор Майгуров тоже был на прощальной гонке Франка Люка в 2004 году. Дружба между ними еще больше окрепла. Им не нужны слова. Хотя Майгуров говорит неплохо по-немецки, а Люк учил в юности русский язык.

 

 Франк Люк, который наслаждается такой дружбой, считает, что ему очень повезло. В биатлоне должно  царить чувство одной дружной семьи.  Нужно конечно же и дальше развивать такие отношения меду соперниками. Виктор Майгуров указал всем верный путь.  Чистая игра – большая ценность в спорте. Это основа всех состязаний среди существ разумных. Спасибо, Виктор, что ты нам всем показал, чем должна быть наполнена жизнь.