12 мин.

Павол Демитра. Навсегда

Вообще не планировал писать эту статью. По крайней мере, этим летом. В планах было иное. Но, посмотрев финал последнего чемпионата мира по хоккею, посмотрев на этих словацких парней, идея написать такую статью пришла сама собой. Думаю, пост на эту тему будет актуален всегда, потому что память – самое ценное, что у нас есть. Без нее мы перестанем быть собой самими.

Когда словакам вручали серебряные медали чемпионата мира, капитан этой достойной дружины, Здено Хара, облачился в свитер под номером 38 с фамилией Демитра. Глядя на это всё, думается, не  меня одного вновь, будто ножом по сердцу. Я в сотый раз убедился, что разумом и сердцем я до сих пор не могу осознать всё то, что произошло прошлой осенью, и вряд ли когда-либо смогу принять всё это. Говорят, что мурашки не дают соврать. Так вот, каждый раз, когда я вспоминаю всех этих парней, которые погибли в страшной катастрофе, каждый раз, когда я стараюсь принять это и смириться с этим, но не могу – мурашки покрывают меня всего, насколько сильно и глубоко задела меня та трагедия. И, пока я печатал этот абзац, вновь этот индикатор чувств на теле дал о себе знать…

Разместить эту статью именно в этом блоге я решил потому что «NHL On The Fly» абсолютно нейтрален по части клубных пристрастий, нежели «GreenMachine из Уфы». Да и большую часть своей великолепной карьеры Павол провел в НХЛ.

_______________________________________________________________________________

Вся хоккейная Словакия со слезами на глазах провожала Павола Демитру, одну из своих самых ярких звезд на хоккейном небосклоне современной страны, когда тот провел свой последний матч за национальную команду. Тогда Словакия проводила последнюю игру на домашнем чемпионате мира. В последней игре Демитры за сборную были переиграны датчане. «- Очень тяжело говорить, спасибо болельщикам за поддержку. Надеюсь, следующее поколение хоккеистов сборной будет радовать болельщиков чаще.» - говорил после игры лидер словацкой сборной. Тогда еще никто даже представить себе не мог, что та игра станет последней официальной игрой Павола в жизни…

С тех прошло около года, чуть больше. Разрешите мне вернутся почти на четыре десятка лет назад, в город Дубница-над-Вагом. Именно в этом словацком городке родился наш герой, в 1974 году, 29 ноября. Маленький Павол увлекся спортом, и долгое время играл то в футбол то в хоккей.  Но всё таки к 14-и годам он выбрал хоккей, и эта игра для него стала смыслом всей жизни. Как рассказывали те, кто был с ним рядом во времена его детства, Павол мечтал однажды сыграть а команду из родного города. Так и случилось, результат упорных тренеровок и полной выкладки на все 100% не заставил себя ждать. Уже в 16 лет Павол дебютировал в основном составе местной хоккейной команды под названием «Спартак», который выступал в первой Лиге чехословацкого хоккея. Спустя два года Демитра был вызван сначала в юношескую, а затем и в молодежную сборную страны.

                     

В 1993 году произошло событие, расколовшее одну страну на двое. На карте мира больше не было Чехословакии. Теперь была Чехия, и была Словакия, и для большинства жителей обеих новых стран всё это казалось дикостью. Та земля всегда славилась своими блестящими хоккеистами, и десятки талантов после раскола бросили свои взгляды на Запад. Павол Демитра оказался одним из них. В возрасте 19 лет, в 1993 году, он выставил свою кандидатуру на драфт НХЛ.

Та церемония в Национальной Хоккейной Лиге запомнилась выбором Оттавы под общим первым номером Александра Дэйгла. Этот выбор стал одним из самых провальных за всю историю Лиги. Но не будем углубляться в историю этого игрока, кому интересно - Google в помощь. Но, кроме этого провала, драфт-1993 подарил хоккейному миру не мало будущих звезд планетарного масштаба. Ими стали, например, Крис Пронгер, Пол Кария, Саку Койву, и, конечно, сам Павол Демитра. И если первые трое были выбраны в первом раунде драфта, то на нашего героя выбор пал лишь в девятом раунде. Павол получил общий 227 номер, и был выбран Оттавой.

Это не стало для юного словака большим ударом. Скорее наоборот, это послужило толчком для Павола, что бы тот дал себе слово сделать все от себя зависящее, что бы уже через год дебютировать в сильнейшей Лиге мира. Трудолюбие всегда было отличительной чертой Демитры. И он даже перевыполнил свое обещание, выйдя на лед НХЛ в составе Оттавы уже в то  же год. Вот что сам Павол говорил о выборе игрового номера:

-Я родился в 1974 году и изначально игровым номером хотел выбрать свой год рождения. Но, вместо того чтобы сказать «74», сказал «78». Пришлось мне несколько лет поиграть под ним. Потом я перешел в «Оттаву» и там решил поменять номер. Советовался со многими людьми и в итоге решил взять 38-й, многие говорили, что это очень хороший номер. Так он стал моим и всегда мне приносил удачу.

То ли номер приносил хорошую статистику парню, то ли его трудолюбие и природный талант, но раз за разом играя в АХЛ, после нескольких проведенных игр в НХЛ, он показывал впечатляющие результаты в план личной статистики. В первый год в АХЛ Демитра набрал 41 очко в 41 игре, затем набрал 74 очка в 61 игре, а после и вовсе 81 очко в 48 играх! Но такие результаты не особо впечатлили менеджеров Сенаторов. В 1996 году Павол Демитра оказался в Сент-Луисе, за которых в сезоне 96-97 провел всего 8 матчей, и вновь был отправлен в Лиги ниже. К тому времени на счету Павола было 15 голов и 14 голевых передач НХЛ. Тот сезон вообще выдался насыщенным для Демитры. Он дебютировал за Блюзменов, сыграл на чемпионате мира за Словакию, сменил две команды в IHL, и даже сыграл в одной игре за словацкую Дуклу.

И вот наступает сезон 97-98. Сезон, который стал для Павола первым большим в НХЛ. Тогда он сыграл в 61 игре, в которых отличился 2 раза, и отдал еще 30 голевых передач! Он стал пятым бомбардиром клуба, пропусти вперед лишь Бретта Халла, Пьера Туржона, Джеффа Куртнолла и Стива Дюшена. Тогда 23-летний Демитра показал, что со временем готов стать лидером Сент-Луиса. И это случилось уже совсем скоро, на следующий сезон…

Сезон 98-99 стал одним из двух единственных полных сезонов для словака, и одним из лучших в плане личной статистики. Проведя 82 игры, Демитра набрал 89(37+52) очка, забив 14 голов в большинстве, и стал лучшим бомбардиром клуба, достойно заменив ушедшего легендарного Бретта Халла. У второго в этом списке Стива Туржона было аж на 24 очка меньше. Это был блестящий сезон для Павола. Именно тогда о нем заговорили как о звезде мирового хоккея, партнеры же дали ему прозвище – Демо.

Он руководил атаками на льду, выбирая самые удачные варианты, предпочитая отдавать передачи даже в тех эпизодах, где вполне мог бросить по воротам сам. С такой манерой  игры даже была связана одна любопытная история. По словам друзей Павола:

- С Паволом, когда он выступал в Америке, однажды приключилась история, которая очень ярко характеризует его как игрока. Всем известно, что клубы часто премируют игроков за получение определенного количества очков в регулярном чемпионате или плей-офф. В конце сезона регулярного чемпионата Паволу не доставало одного очка, чтобы получить такой бонус. Но у него был шанс заработать нужный балл в последней игре. И вот идут конечные минуты матча, соперник, уступая в счете, меняет вратаря на еще одного полевого игрока, но ошибается в атаке, и Павол перехватывает шайбу, выкатываясь на пустые ворота противника. Параллельно следует его партнер, которому тоже не достает одного очка до бонуса. Тогда Павол принимает решение отдать передачу на товарища, чтобы тот забросил победную шайбу и оба получили бы по необходимому баллу. Но в этот момент в зону возвращается защитник и перехватывает передачу Павола. В итоге нужные очки не получил ни тот и ни другой, а журналисты назвали этот пас самой дорогой передачей для Демитры.

Демитра всегда отличался своей корректностью и уважением к соперникам. Он был образцом поведения на льду, всегда сдержан, всегда спокоен, никакой грязи и жестокости. К сожалению, но, БЫЛ…

Венцом его джентельменской игры на льду стала награда Леди Бинг Трофи по итогам сезона 1999-2000 гг. Так сложилась его хоккейная судьба, что эта награда стала самой крупной и значимой в его карьере. Получилось так, что больше никаких крупных индивидуальных призов, никаких клубных и международных трофеев Демитра так и не выиграл. Да, были моменты, когда Павол вместе с командой был близок к тому или иному трофею, но не более того. Как, например, в 2010 году он с Ванкувером дошел до финала конференции, где уступил лишь будущему обладателю Кубка Стэнли, Чикаго. В том же году самой малости не хватило сборной Словакии, за которую Демитра выступал на протяжении четырнадцати лет, чтобы дойти до финала олимпийского хоккейного турнира в Ванкувере. На знакомом для себя льду Демо показал действительно классный хоккей. Он же принес словакам победу над Россией на групповом этапе, реализовав победный буллит. В итоге был признан лучшим бомбардиром турнира, но заветную олимпийскую медаль так и не примерил: словаки уступили финнам в матче за третье место и не попали на пьедестал почета.

К некоторым проигрышам своей команды он относился даже с иронией. Например, стория из 1998 года, со слов самого Павола Демитры:

-Однажды в моей жизни случился очень долгий перелет, – рассказывал он про то, как не попал на Олимпийские игры в Нагано. Я, Рихард Зедник и еще несколько ребят летели туда примерно 20 часов. Но сложилась такая ситуация, что, пока мы летели, наша команда успела выбыть из турнира. На этой Олимпиаде сборной Словакии предстояло выступать на отборочном турнире. Мы, игроки, выступающие в НХЛ, не могли приехать раньше, потому что шел сезон. А тем временем сборная в играх классификации проиграла Германии.

Я думаю, что нет смысла пересказывать все сезоны нашего героя в НХЛ. Достаточно лишь сказать, что Блюзменам он отдал 8 сезонов, а затем отправился в Лос-Анджелес, где провел всего год. Следующей остановкой Демитры стала Миннесота, там словак провел 2 года. Затем были два последних года Павола в НХЛ, он провел их в Ванкувере. Стоит отметить, что за все это время Демо провел еще всего один полный сезон, травмы не давали ему шанса доиграть регулярный чемпионат до конца. Но при этом за 16 долгих сезонов за океаном он лишь однажды дважды набрал меньше 50 очков за регулярку. В первый раз это случилось в 2000-2001, когда он пропустил из-за травмы половину сезона (44 игры, 45 очков), во второй раз – в последнем сезоне в НХЛ (28 игр, 16 очков).

Когда Павол не попал на Олимпиаду в Нагано (по описанным чуть выше причинам), он с оптимизмом смотрел в будущее, зная, что это не последняя его возможность сыграть на Олимпийских играх. В Ванкувере же этих надежд уже не было. Павол тогда уже всерьез задумывался о прекращении карьеры хоккеиста. И тут вдруг как нельзя кстати словацкому хоккеисту пришло предложение из России от клуба Континентальной хоккейной лиги Локомотив, из славного хоккейного города Ярославль.

Вот что говорил сам Павол о переходе в КХЛ:

-Мне хотелось попробовать что-нибудь новенькое. В прошлом сезоне я посмотрел несколько матчей этой лиги – хотелось понаблюдать за игрой моего друга Марцела Хоссы в рижском Динамо. И увиденное мне очень понравилось. Особенно то, что команды любят атакующий стиль, а не только сидят в обороне. Атмосфера матчей с весьма живыми фанатами тоже пришлась по душе. Это и подтолкнуло к мысли открыть новую страницу в своей карьере.

По душе Паволу пришлась не только лига, но и прежде всего клуб, за который ему предстояло выступать. В Ярославле его ждали теплый прием плюс преданная любовь фанатов. К тому же в команде он быстро нашел общий язык с чешскими легионерами Локо Вашичеком и Рахунеком. В следующем сезоне эти трое устроили настоящий разнос всей Лиге, вместе с другими партнерами по команде, став одной из самых атакующих и симпатичных команд КХЛ.

Демитра оставался очень скромным и простым парнем. Вот как о нем вспоминал журналист Евгений Мохов:

-В начале 2011 года мы договорились с Паволом об интервью. Мы несколько раз переносили время и место встречи, и каждый раз Павол с пониманием относился к нашим просьбам. Непосредственно перед самой встречей мы вновь поменяли место фотосессии, о чем предупредили его, буквально выловив из душа после очередной игры. Павол очень спокойно отнесся к нашим проблемам, отвечая: «Хорошо, я приду». Наконец мы встретились и увидели в Паволе не только классного спортсмена, но и прекраснейшего человека, заботливого семьянина, настоящего мужика с замечательным чувством юмора. В тот день мы говорили о многом и суть разговора очень точно понимали, пусть и через переводчицу. В том числе говорили и о рок-музыке, которую он обожал.

Он был и оставался таковым всегда, даже после той страшной трагедии, что настигла семью Демитры в 2005 году. В тот год его супруга Майя подарила мужу близнецов, Тобиаса и Зару. Вот только, к огромному сожалению, мальчик родился с серьезным недугом. Врачи ничего не могли поделать, и сын умер на руках родителей уже через несколько дней…

После этого Павол стал еще трепетнее относиться к родным и, как только появлялась возможность, первым делом ехал к семье в Тренчин. Дома его всегда с нетерпением ждали супруга и двое непоседливых ребятишек – Лукас и Зара.

– Все знают Павола как талантливого игрока, но лишь немногие знают, каким он был заботливым отцом. Он всегда проводил время со своими детьми и семьей. Именно поэтому, вместо того чтобы продолжать играть в НХЛ, он решил перебраться поближе к дому, чтобы чаще видеться с женой и детьми. А когда встал вопрос, в какую школу отдавать сына и дочку, то он, разумеется, выбрал словацкую, – рассказывал его друг Михал.

Следующий сезон, сезон 2011-2012, должен был стать последним для Павола в его спортивной карьере. Он так планировал. Демитра начал очень остро ощущать нехватку родных и близких, которые остались на Родине. Он реши посвятить последний год Локомотиву и новой цели–победить в Кубке Гагарина.

К сожалению, у судьбы на этот счет было иное мнение.

Светлой памяти Павола Демитры посвящается.

По материалам Ярославской прессы.