5 мин.

Вождь переходного периода

Был против ухода Карпина.  

При том, что видел в наставнике красно-белых фигуру исключительно комедийную, фарсовую и даже трагифарсовую.  

И всё равно был против.  

Потому что дело Карпина - давно уже не футбольное. Очки, победы, игра - это всё очень важно, но в данном случае второстепенно.  

Каков Карпин тренер, всем понятно - пока плохой. Хороший ли гендир? Мы не знаем. С футболистами, приглашенными Карпиным лично, нормальный тренер-то еще не работал. Никто понятия не имеет, на что этот состав способен. Вполне вероятно, что у кого-то с этими парнями что-то слепится и слюбится.   

А без тренера как определить потенциал команды? Никак. Следовательно, как оценить работу гендира? Тоже пока никак.  

И в этой связи карпинский вопрос - уходить-оставаться - был абсолютно философский. Фундаментальный. Идеологический. И точно - не футбольный.  

Вот спросите себя - в чем заключается клубная философия "Зенита"? Только без лозунгов "город - команда" и банальностей "побеждать везде и всегда". Звучит хорошо, но только на слух. А по сути? Что объединяет болельщиков "Зенита" и футболистов? Что единит руководство команды и фанатский сектор? НИ-ЧЕ-ГО.   

"Зенит" - символ Петербурга и гордость его жителей. Так будет всегда. Только живут они, город и команда, уже давно разными жизнями. Замените вывеску на любую другую, "Газпром" или даже "Миллер" - и ничегошеньки не изменится. Фанаты побузят, но тоже недолго. Им уже продали Быстрова. Потом - название будущего стадиона (как можно допустить, чтобы название НИКАК не затрагивало историю клуба? Морозов и Садырин только мраморные плитки на домах заслужили?). Продадут им и новое название команды. Найдут способы.   

И что получается? "Зенит" нужен городу, нужен болельщикам. Но для самого "Зенита" город и болельщики - всего лишь рынок сбыта. Джаст бизнес и ничего личного. И скажите спасибо, что команду в Москву не перевезли, поближе к руководству.  

Или ЦСКА. Очень может быть, что Гинер - великолепный бизнесмен. И всё у армейцев в порядке - с хозяйством, селекцией и финансами. Но болельщик на ЦСКА не ходит. Даже просто так, на хорошую команду.  

Причин называют много. Столичная конкуренция, отсутствие своей арены и так далее. Хотя на самом деле всё проще, ЦСКА - больше не армейская команда. Более того, ПФК межуется от армии, словно от проказы.   

А болельщик - он такой. Ему мало проснуться однажды утром и сказать  - "с этого дня болею за ЦСКА!". Или же - "продолжаю ходить на ЦСКА!". Ему нужны аргументы - почему не "Локомотив"? Не "Динамо"? И в итоге он уходит в телевизор. В дУше он по-прежнему с ЦСКА, но у него нет ни одной зацепки пойти на стадион. Нет связи с командой. Нет повода считать свое боление достойным чего-то большего, чем пива, дивана и тапочек.   

Старая идеология умерла с той страной, а новой философии у ЦСКА так и не появилось. Есть только эффективный бизнесмен и его предприятие. И вывеска, которую фанат поддерживает по инерции. И чем дальше, тем реже поддерживает - на дерби со "Спартаком" в прошлом году квоту не заполнили. Пару-тройку лет назад подобное казалось фантастикой.   

Ладно старые поклонники, новым откуда взяться? Гинеру в первую руку нужны покупатели, а не идеологически правильная торсида. А будущий фанат, еще не определившийся в предпочтениях, не желает идти туда, где от него просят исключительно деньги. Фанату за свою любовь хочется большего, это нормально.  

И так можно пробежаться абсолютно по всем клубам Премьер-лиги. Каждая наша команда ежедневно твердит о своей исключительности и социальной значимости, а на самом деле руководители просто жонглируют пустыми лозунгами для пополнения кассы. И ничего больше. НИ-ЧЕ-ГО.    

Многие винят во всем плохую инфраструктуру. Однако новые арены проблему не решат. Комфорт на трибунах вступит в конкуренцию с другими видами досуга и пусть не сразу, но всё равно в итоге проиграет.  

Почему? Да потому что Европа, на которую так усердно кивают Гинер, Дюков и компания, формировала свою культуру боления целый век. Некоторые клубные идеологии сформировались раньше самого клуба. Европейский болельщик, пусть даже подсознательно, оплачивает не только зрелище, но и свою принадлежность к определенной социальной группе, району города и даже расе. В отдельных случаях, вроде "Атлетика", присутствует политическая составляющая.  

В этом контексте европейцу совершенно не важно, на каком месте идет его команда и сколько у неё денег. Поклоннику "Сити" плевать на шейхов. Трофеи важны, но не принципиальны - нефтяники придут и уйдут, а "Манчестер Сити" останется. Фанат поддерживает "Сити", а не шейхов.  

"Барселона", "Реал", "Ипсвич", Дортмунд - везде продаются не просто абонементы, а возможность встать под знамена, стать носителем определенной философии.  

Каким боком здесь Карпин?  

Самым прямым. "Спартак" до последнего времени оставался последним клубом в России, который позиционировал себя не только продавцом билетов. Выглядело это глупо и архаично, но у других и того нет. Просто любая идеология рано или поздно меняется под влиянием среды. Римские Папы однажды прекратили жечь неугодные книги, а монахи Шаолинь начали зарабатывать на экскурсиях.   

И "Спартак" со своими ромбиками в сердцах тоже начал меняться. Тяжело и со скрипом признавая, что времена не те, что ориентиры вокруг другие. Карпин - это вождь переходного периода. С одной стороны - носитель того самого духа, с другой - современный руководитель, стоящий на прогрессивных позициях. Горбачев без родинки. Главное, чего он пытался достичь - это осовременить "Спартак", не потеряв лучшее из старой жизни. Сделать так, чтобы старые традиции не зачахли, а трансформировались в некую новую философию.   

Конечно, он ошибся, взяв на себя функции главного тренера. Переоценил себя. А если вернее, в нужный момент не нашел единомышленника с качественным тренерским капиталом. Но он попытался решить всё сам. И мне искренне жаль, что у него не получилось.    

Потому что нашему футболу безумно не хватает сказок. Безумно не хватает новых историй и легенд. Не давнишних, а первых пост-советских. На основе которых начала бы формироваться новая среда боления. Среда, в которой клубы окончательно расстанутся со старыми мифами, но окажутся не на пустом месте, как сейчас ЦСКА, а обрастут совершенно новыми подробностями.   

На что это может быть похоже? Понятия не имею. Это как с кенгуру - пока его не откроешь, ничего о нем не узнаешь. Но без этого кенгуру наши стадионы никогда не заполнятся, даже будучи семизвездными. Болельщик не идет на футбол совсем не потому, что ему неуютно внешне - агрессия, плохие туалеты и прочее. Всё это можно пережить. Болельщику неуютно внутри - он не хочет болеть за Гинера, Миллера и Федуна. Ему необходимо нечто большее, чем название команды.   

Карпин искал именно это. Искал кенгуру.   

Вот поэтому я был против ухода Карпина. Мне тоже нужен кенгуру.