12 мин.

Как защищаются против лучших игроков плей-офф НБА

Мало что помогает.

Кавай Ленард («Торонто»)

Что происходит в серии: 2-2. К всеобщему удивлению, «Филадельфия» играет, так сказать, «с позиции силы» – «76-е» заполонили площадку огромными гиператлетичными телами и заставили «Рэпторс» подстраиваться под себя. У «Торонто» больше нет ни скамейки, считающейся одной из лучшей в лиге, ни звездного разыгрывающего, а о Фреде Ванвлите напоминает лишь торчащая, как кажется, от испуга борода. Нерсу некуда было деться – пришлось мериться размерами и выпускать одновременно Ибаку и Газоля. Что не очень хорошо для пространства в атаке.

Как действует соперник против Ленарда: «Филадельфия» попробовала разных защитников и установила опытным путем, что лучше остальных выглядит Бен Симмонс, он больше Джимми Батлера и иногда даже успевает за форвардом.

Основному стопперу помогают по мере сил остальные: на Ленарде обязательно сдваиваются, когда он оказывается в усах, в других ситуациях внимание защитников тоже сосредоточено главным образом на нем – Эннис, Батлер, Эмбиид стягиваются к центру, чтобы перекрыть пути к кольцу.

Самое главное решение серии – отправить Эмбиида защищаться против Сиакама. Так «Филадельфия» постаралась за счет центрового уплотнить «краску» и открыла периметр для бросающих «Торонто», которые в плей-офф не особенно кого-то пугают.

К Ленарду это имеет непосредственное отношение. «Филадельфия» использует разные способы усложнить ему жизнь при пик-н-роллах, но первостепенная задача для них – закрыть проход и заставить его избавляться от мяча.

Как это работает: На первый взгляд, никак. Ленард настолько неудержим, что заставляет воспринимать себя как лучшего игрока лиги прямо сейчас. В серии с огромной «Филадельфией» он набирает в среднем 38 очков и реализует 62% бросков с игры. Важно понимать, что лишь 33% от набранных очков были набраны после передач, остальное – он создал себе сам. Ленард относится ко всему этому физическому великолепию, которое бросают на его опеку, примерно так же, как относится ко всему остальному. Первое правило дома Ленардов: никогда не улыбаться и ничему не удивляться.

Чему нельзя не удивляться, так это тому, что Ленард был одним из худших в лиге по ходу регулярного сезона в тех ситуациях, когда соперники брали его в «капкан» при пик-н-роллах. Есть только одно обстоятельство, которое мешает назвать его лучшим игроком лиги – он пока не доказал, что умеет так же хорошо пасовать, как его конкуренты. И надежда «Филадельфии» – в том, что он перестанет попадать и все же запаникует перед выдумками Брауна. (Ну ок, просто хотелось в одном предложении написать «Кавай» и запаникует»).

Кевин Дюрэнт («Голден Стэйт»)

Что происходит в серии: 2-2. «Рокетс» опытным путем выяснили две вещи: а) Кевин Дюрэнт – лучший игрок серии, б) это нисколько не мешает им побеждать. Основная забота «Хьюстона» – сломать «Голден Стэйт» как таковой – за счет выматывания Карри и Томпсона в защите, за счет более качественного резерва, за счет разменов. Когда все это получается, даже качественные 46 от Дюрэнта – то, с чем можно мириться.

Как действует соперник: «Рокетс» предпочитают держать против Дюрэнта Такера и затруднить проход. Все остальное – побочное зло: Дюрэнт время от времени обыгрывает на дуге и выходит на простор, поливает со средней, выпрыгивая с коленцем в стиле Дирка Новицки, или просто бросает через головы. Главное – заставить его впахивать.

Как это работает: Даже если «Голден Стэйт» проиграет серию, к Дюрэнту не будет вообще никаких вопросов. В среднем за 45 минут он набирает 36,0 очка, 5,0 подбора, 4,5 передачи и почти 12 штрафных с линией 46-48-85.

Другое дело, что гипериспользование Дюрэнта, возможно, как-то отражается на остальных лидерах. Связь тут слишком умозрительная, но в качестве объяснения для провала Карри и Томпсона зачастую приходят именно сюда: слишком много КейДи означает неравное распределение мяча, что автоматически плохо для «Уорриорс». Так точно было в прошлом сезоне, но не факт, что это до сих пор актуально.

В общем, поглядим, но по плей-офф Дюрэнт идет со слоганом «Я – Кевин Дюрэнт, и вы знаете, кто я такой» и недвусмысленно нацеливается на третий MVP финальной серии.

Джеймс Харден («Хьюстон»)

Что происходит в серии: 2-2. У «Хьюстона» не слишком подвижная игровая модель, и еще по ходу сезона партнеры Хардена дали понять, что их вполне устраивает перспектива побеждать и умирать с бросками лидера. Поэтому «Рокетс», как кажется, даже не особенно пытаются решить вопрос с упрощением его «изоляций», для них важнее предоставить ему больше владений.  

Как действует соперник против Хардена: У «Рокетс» прозрачная цель – выделить самого слабого защитника соперника и бить по нему. С «Голден Стэйт» это еще важнее, так как здесь самый слабый защитник и ключевой фактор атаки – это один и тот же человек. «Рокетс» пытаются поставить Карри против Хардена – чтобы тот выкладывался, чтобы тот фолил.

«Голден Стэйт» отвечает двумя способами.

Во-первых, пытается всячески избежать размена на Хардена. Вся команда видит, как игрок Карри выбегает для заслона – и происходит размен еще до этого: партнер Стефа берет этого игрока, сам Карри переключается на другого.

Любые побочные проблемы компенсируются за счет резвости Карри в защите. Тот мечется по зоне и старается закрыть появившиеся дырки на периметре.

Во-вторых, путает Хардена, когда размен все же происходит. Тут тактика может быть разной: иногда Карри врезается в него, останавливает и сразу же меняется обратно; иногда ему приходится попотеть и держаться перед атакующим игроком; иногда Игудала или Грин приходят на помощь, и они зажимают Хардена вдвоем.

Как это работает: В серии с «Голден Стэйт» у Хардена 40% задействования: он набирает почти 36 очков, 5,0 передачи и 7,5 подбора в среднем. Главное для «Голден Стэйт» – то, что все это происходит с не очень хорошей эффективностью: 41% с игры и 34% из-за дуги, почти 4 потери в среднем, да и на линии штрафных Харден оказывается меньше 10 раз за матч.

Но даже при этом очевидно, что на этот раз Харден гораздо лучше готов тащить, чем когда-либо прежде. Во всех матчах серии он не выпадал в ключевые отрезки, решил в одиночку в овертайме третьей игры и в начале четвертой четверти четвертой и – пока не обнаружится иное объяснение – измотал Карри и Томпсона еще больше, чем устал сам.

Никола Йокич («Денвер»)

Что происходит в серии: 2-2. «Портленд» обнаружил, что остановить сербского центрового можно только одним способом – гонять его четыре овертайма, так чтобы тот еле волочил ноги.

Как действует соперник против Йокича: Без Нуркича у «Портленда» нет никого, кто мог бы запугать сокрушителя микрофонов. Стратегия противодействия ему, в принципе, понятна: «Блейзерс» стараются играть консервативно – при пик-н-роллах Йокича и Мюррэя, количество которых в этой серии выросло с 24 до 37 на 100 владений, «большой» остается в центре зоны, это достаточно, чтобы мешать разыгрывающему и успеть к центровому.

Но проблема в том, что Кантер и Ленард никого не пугают. «Портленд» пробовал задействовать и Амину, но результаты тоже не вполне благоприятные.

Любое присутствие Йокича в усах, естественно, требует дабл-тима и открывает периметр для снайперов «Наггетс».

«Портленд» попытался сосредоточиться на Йокиче и не отходить от него, но единственное к чему это привело – это 34-очковая вспышка Мюррэя в четвертой игре.

Как это работает: На данный момент Йокич – главный прорыв этого плей-офф. Толстяк показывает сумасшедшие цифры эффективности (52% с игры, 57% из-за дуги, 84% с линии) и набирает 26,8 очка, 13,3 подбора и 9,5 передачи.

Конечно, все это было и в регулярном сезона. И конечно, все это достигается против сомнительных защитников вроде Ламаркуса Олдриджа и травмированного Энеса Кантера. И конечно, «Наггетс» страдают на своей половине и не то чтобы выглядят сильнее в обеих сериях.

Но все равно серб все больше убеждает, что ко всему, что он делает, следует относиться всерьез. Он – лучший игрок в «посте» в этом плей-офф. Он показывает потрясающее разнообразие в атаке, где и поливает издали, и заносит «флотеры» через Кантера, и, конечно же, пасует. Он заставляет защиты подстраиваться под себя, а не ждет от природы милости. Он дает результат в плей-офф.

Дэмиан Лиллард («Портленд»)

Что происходит в серии: 2-2. «Денвер» и «Блейзерс» истязают друг друга разнообразными пик-н-роллами и вносят точечные коррективы защитную ротацию.

«Портленд» ждет откровения от своего лидера, «Денвер» надеется этого избежать.

Как действует соперник против Лилларда: «Денвер» агрессивно играет на «двойках» весь сезон и против Дэмиана Лилларда у них как-то все здорово получается в этом году. Йокич агрессивно тормозит разыгрывающего на периметре, его страхуют, он ретируется обратно в «краску». Плюс его стараются встречать очень высоко.

Подстраховка Йокича осуществляется за счет Харклесса и Амину. И понятно почему: у них на двоих показательные 4 из 22 против «Денвера».  

«Наггетс» не хотят меняться на пик-н-роллах Лилларда и сделали это считанное число раз.

via GIPHY

Их задача – сделать все, чтобы заставить его расстаться с мячом. А это требует особенной агрессивности от «больших» – чего, как неполиткорректно говорят сами «Наггетс», не хватило «Оклахоме».

via GIPHY

На случай «изоляций» выбор у «Наггетс» тоже есть – и Тори Крэйг, и Гэрри Харрис хорошо мешали лидеру «Портленда» на протяжении регулярного сезона и продолжили это и в этой серии.

Как это работает: Удивительно даже, что настолько хорошо все получается. Лиллард совсем не похож на себя – у него 43% с игры и 26% из-за дуги.

Понятно, что здесь работает комбинация факторов: Лилларда нагружают в защите, бросают на него лучших персональщиков, не дают получить свободу после пик-н-ролла… Но есть ощущение, что и он сам какой-то другой по сравнению с предыдущей серией – он мажет открытые броски, медлит с трехочковым тогда, когда у него появляется пространство, отказывается от излюбленных сверхдальних.

Яннис Адетокумбо («Милуоки»)

Что происходит в серии: 3-1. «Бостон», судя по всему, начал подготовку к межсезонью.

Как действует соперник против Янниса: «Селтикс» вроде бы разрушил «Милуоки» в первом матче – выстроил стену перед Адетокумбо, замуровал вход с помощью Эла Хорфорда, успевал на периметр за снайперами.

Грек оказался полностью несостоятелен против Хорфорда и под конец полный печали ушел на дугу, чтобы оттуда метать трехочковые.

Не получалось ни стягивать на себя внимание, ни раскачивать защиту самому.

Яннис набрал 22 очка и получил пять блоков. Он реализовал лишь 27% в «краске» (4 из 15), и это худший результат для этого сезона.

Как это работает: «Бакс» после первой игры яростно отмахивались от предположения, что им надо что-то поменять в консерватории – и тренеры, и остальные напирали исключительно на неоптимальный настрой и отсутствие привычного темпа и привычной агрессии.

И выяснилось, что все более-менее так и есть. Стратегия «Селтикс» вышла одноразовой. Дальше снайперы «Милуоки» начали бегать за стеной «Бостона» и открываться в углы. Яннис перестал тупо переть под Хорфорда. А коллективно они создают искусные возможности, чтобы при переходе в атаку быстро форсировать обмен и уходить от несносного центрового к более приемлемым разменам.

В общем, предчувствия оказались справедливы: Хорфорд может сдержать «грикфрика» один на один.

Вот только «Милуоки» не настолько глупы, чтобы так легко подставляться. Заслоны для Адетокумбо зачастую предлагали Бледсоу и Хилл и оставляли его против Кайри Ирвинга, в третьем матче пришла очередь Брука Лопеса, в четвертом – Криса Мидлтона.  

Этого хватило, чтобы Адетокумбо посадил всех на фолы, раскидал всех защитников, которых не зовут Хорфорд, и восстановил прежние стандарты эффективности. Черт, в серии с «Бостоном» он дошел до того, что начал даже попадать трехочковые – у него 7 из 15. И даже купил Хорфорда на пампфэйк. Что вообще происходит?

via GIPHY

Фото: Gettyimages.ru/Mitchell Leff