13 мин.

У греческого фрика первый нормальный тренер в карьере. И уже страшно

На Востоке еще один претендент на финал.

У «Милуоки» многое нехорошо: они теряют мяч больше всех в лиге – 16,9 раза за игру, редко выходят на линию штрафных (18-е место), а бросок Янниса Адетокумбо уже сам по себе давно стал единорогом (о нем все говорят, но никто не видел) – 6,3% из-за дуги. Вдобавок сам грек еще и вылетел с сотрясением мозга.

Правда, важнее, что сами их недостатки – побочный эффект неоспоримых достоинств.

На Майка Буденхольцера сильно надеялись перед сезоном, и ему хватило двух недель, чтобы показать, сколь много значит тренер в НБА, в лиге, принадлежащей звездам. «Милуоки» – единственная команда, которая не потерпела ни одного поражения, и одна и трех, что фигурируют одновременно в топ-10 рейтингов защитной и атакующей эффективности. 

Сам он украшает другой рейтинг:

#119. Демаркус Казинс уже взялся за технические на новом месте, ему не нужно даже покидать скамейку;

#23. Леброн с важным видом запарывает концовки в «Лейкерс»;

#5. Кавай пришел в «Торонто», который и без него финишировал первым на Востоке;

#4. Дерозан только дважды стряхнул проклятье Леброна, но уже растворился как «часть системы»;

#3. Дуэйн Кэйси воскресил Блэйка Гриффина, но победил с помощью той же схемы, что еще недавно в «Рэпторс»;

#2. Рондо воплотил, как выяснилось, мечту миллионов – пощупал нос Криса Пола, но получил лишь приз зрительских симпатий;

#1. И, наконец, на вершине – Буденхольцер, неожиданно самый значительный переход бурного межсезонья. В течение двух первых недель никто так радикально не определяет изменения вокруг, как слегка дерганый тренер, которому не хватает лишь шляпы и мешковатых штанов, чтобы полностью перевоплотиться в вудхаусовского лорда Эмсворта и мирно шебаршиться в любимом саду. Рассеянная улыбка, слегка помешанный взгляд мелькающих восторга и тревоги, абстрактная риторика и боязнь всего, что отнимает время от любимого увлечения – новый тренер «Милуоки» не вызывает сомнений в своей квалификации, но тоже не спешит никого пускать в баскетбольный огород. Кто-то выращивает императорских свиней, другим по душе единороги (и тех, и других норовят утащить).

Вакансия в «Милуоки» была одной из самых привлекательных в лиге за последние годы. И коуч Бад получил ее с блистательным подтверждением статуса одного из лучших специалистов НБА. Договорился о расторжении контракта с «Хоукс» без всяких гарантий со стороны других клубов, провел несколько собеседований, с легкостью забрал лучший пост лета, как то, что ему как будто причитается, одной встречей завоевал уважение Янниса, да еще позволил себе бесцеремонное вторжение в область управленческих решений (безвозмездное удаление Паркера, громоздкий контракт Ильясовы). Это выглядело даже внушительнее обмена на пик второго раунда – в лиге, где тренеров-финалистов выставляют за дверь в одном полотенце и больше никогда о них не вспоминают, приятно, наверное, быть настолько уверенным в собственной востребованности. И это при том, что заслуги-то у него довольно формальные: за построение «Сперс» Востока» титулы вряд ли дают, насчет медалей сложно сказать.

В «Бакс» Буденхольцер начал примерно так же, как провел лето: при расставании в «Хоукс» его пинали за то, что он «мечтает тренировать суперзвезду», и он сразу поспешил всем показать, почему так к этому стремился и какие разрушения может устроить с этой самой супергрикфрикзвездой.

Самое поразительное, впрочем, совсем не это.

7-0 на старте – это слишком маленький отрезок для богатых выводов. Извините, меня зовут не Дэн Гилберт.

7-0 на старте прекрасен почти мистическим контрастом между новыми и старыми «Бакс». Состав почти тот же, но вроде бы элементарные, напрашивающиеся построения исключают какие-либо общие черты, кроме болотной гаммы. И вот удивительна в этом во всем не легкость, с которой помчались «олени», не новая бицуха Янниса, не трехочковые Джона Хенсона, а именно эта неуловимая простота. Грегг Попович всегда любит говорить, что «баскетбол – это не ракетостроение», но почему-то примитивные идеи утверждаются на площадках крутыми тренерами.

Буденхольцер работает буквально по учебнику современного баскетбола. Причем только начинает, пока набрасывает тенденции широкими мазками. Уже примерно всем понятно, что любая команда из 2018-го должна действовать ровно так, но его предшественники маялись много лет, а он умудрился сформулировать это все на паркете уже к началу ноября.

«Простота в тренерской работе – это то, во что я очень верю. Если мы сможем все упростить для игроков и поставить их в ситуацию, в которой они просто играют и борются, думаю, что это даст им наилучшие шансы на успех. Я забочусь о том, чтобы не перегружать их лишней информацией, и стараюсь, чтобы все было максимально доступно».

Защита:

Принцип #1. Центровые садятся в «краску».

Мобильные центровые, устраивающие «ловушки» на периметре – это замечательно. Но, как показывает практика наблюдений, во время регулярного чемпионата оптимальная тактика – это держать «больших» в «краске».

Самый яркий пример девиантного поведения – это методика Джейсона Кидда. Бывший главный тренер «Бакс» поощрял безумствования при защите от пик-н-роллов и не видел, что если кого-то такая тактика и сбивает с толку, то лишь его же команду. Гиперагрессивная защита выливалась в море легких очков соперника и в итоге обеспечила тренеру отставку и долгое отстранение от дел.

(Что нужно увидеть на гифке: Лопес не ввязывается в защиту против пик-н-ролла, а отступает в «краску». Батлер не хочет бросать со средней. Прорыв под щит Лопес останавливает блоком).

Буденхольцер предпочитает традиционный подход: и Лопес, и Хенсон сосредотачиваются на том, чтобы не пускать никого в «краску» и закрывать пространство непосредственно под щитом. Взаимозаменяемость на всех позициях также используется в классическом исполнении, а не в диковатых прыжках на дуге.

Принцип #2. «Бакс» заставляют соперника бросать дальние двухочковые.

У «Милуоки» лучший показатель в лиге по проценту попаданий оппонента (39%). Это достигается не только «старанием, активностью, быстрыми руками» и прочими стереотипными способами повлиять на нападение, прежде всего – грамотным пониманием общекомандной задачи. А она сводится к тезису, который в школах заучивают параллельно с таблицей умножения и «Достаю из широких штанин»: «Самые эффективные очки – это трехочковые, броски из-под кольца и штрафные».

Соответственно «Милуоки» устраивают толкучку в «краске», внимательно присматривают за периметром, закрывают углы площадки (откуда прилетают самые легкие трехочковые) и охотно освобождают область между трехочковой дугой и трехсекундной.

(Что нужно видеть на гифке: «Бакс» не волнуются об одиноком Дженге, он делает ровно то, что от него требуется).

Понятно, что Буденхольцер понимал, куда он приходит – по антропометрическим данным и способности быстро все это богатство природы перемещать по паркету «Бакс» всегда считались идеалом. Как бы там ни оценивались их баскетбольные таланты, но слишком много долговязых, длинноруких, настойчивых и колючих защитников в одном месте не могли не бросаться в глаза. Вот только все эти чудеса природы были совершенно бесполезны: в прошлом сезоне у «Милуоки» 19-е место в рейтинге защитной эффективности, 20-е по проценту попаданий у соперников (47%), 28-е место по подборам на своем щите.

Дело не в физических данных, а в принципе.

Принцип #3. «Милуоки» старается не нарушать правила.

Это базовая установка «Сперс», которую Буденхольцер всюду таскает с собой.

«Это очень важный аспект, – рассказывал он перед сезоном. – Думаю, что здесь нужно не только объяснять, нужно отрабатывать это на тренировках. Мы выполняем упражнения, которые, надеюсь, помогут им показывать более фундаментальный уровень защиты. Одним этим мы сократим число штрафных у соперников».

В прошлом сезоне «Бакс» заняли по количеству фолов 26-е место в лиге. Профилактическая работа Бада помогла не радикально: сейчас они идут на 19-м.

Но процесс продолжается. Игроки «Милуоки» постоянно рассказывают, что их учат одновременно активно работать руками и стараться мешать передачам, но ни в коем случае не фолить. Оказывается, для многих это неразрешимая головоломка.

Принцип #4. Забирать подборы на своем щите.

В «Бакс» пришел Брук Лопес, загадочный обладатель статистики в 2,7 подбора за матч. За ним давно укрепилась репутация человека, который не забирает щит сам, но зато так мощно вытесняет оппонентов, что улучшает общую ситуацию для всей команды.

Дальнейшее стечение обстоятельств предопределили три фактора:

1. Удачная защита и самый низкий процент попадания у соперников;

2. Тактика стягивания «больших» под щит;

3. Оставшаяся от Джона Хенсона антропометрическая фантасмагория.

При таком количестве сваливающихся отскоков да с такими физическими данными «Бакс» просто не могли занимать какое-либо место, кроме первого: в среднем 45,4 подбора на своем щите.

Нападение:

Принцип #1. Высокий темп.

В НБА бегут почти все – правда, кто куда. Бегут и «Бакс» – 105,5 владения и 5-е место в НБА.

Буденхольцер перекраивал переход команды в атаку на протяжении всего межсезонья и отучал, например, Бледсоу от естественного тяготения к мячу. Сам разыгрывающий рассказывал, что новый тренер хочет, чтобы команда не просто куда-то бездумно неслась, а  мгновенно ориентировалась, как эффективнее ужалить соперника.

(Что нужно видеть на гифке: Малкольм Брогдон улетает в отрыв сразу же после броска соперника)

Причем сам Буденхольцер в понятие темп вкладывает дополнительный смысл.

«Для нас темп – это не просто убегать в отрывы и там быстро бросать или забивать сверху. Понятно, что мы хотим делать это. Темп – это еще и игра в позиционном нападении. Нужно спрашивать себя: «Хорошо ли мы двигаемся, ставя заслоны и выбегая из-под заслонов, двигаемся без мяча, делаем рывки к щиту? Все ли мы в нападении делаем достаточно быстро?  Здесь больше нюансов, чем просто «играть быстро и бросать в начале владения».

Для нас темп – это понятие, которое определяет всю нашу игру. Например, нужно быстро разыгрывать пик-н-роллы и двигать мяч. Темп не только соответствует тому, насколько быстро мы получаем возможности для бросков».

В общем, то, что Адетокумбо преодолевает площадку в три шага, это не определяющий фактор. В философии Буденхольцера темп – это то, что определяет повсеместное давление на защиту, а не только собственно быстрые атаки (в них как раз «Бакс» не особенно сильны).

(Что нужно видеть на гифке: баскетбольный оргазм)

Принцип #2. Движение мяча и пространство для Янниса

Яннису никуда не деться от траектории юного Леброна. То, чего нет у старого Леброна, Буденхольцер быстро наладил в «Бакс»: четыре снайпера на периметре и разрезающий колеблющуюся защиту Адетокумбо. Эту очевидную модель его предшественники так и не смогли довести до логического завершения: рано или поздно пространство греку перекрывали, и он вяз в дабл-тимах.

Новый тренер взялся за эксперимент более основательно:

– у него есть более приспособленный персонал: подтянулись не только Брук Лопес и Ильясова, уже Джон Хенсон и тот начал метать трехочковые;

(Что нужно видеть на гифке: Джон Хенсон кладет три под сирену)

– у него есть уверенность, что мало трехочковых не бывает: пока «Рокетс» тормозят, «Бакс» вышли на первое место по количеству дальних бросков в лиге (40,6 – в прошлом году они были на 25-м месте с 24,7 попытки за игру), при 6-м месте по реализации (38%);

– уверенность до такой степени, что он постоянно подсуживает Адетокумбо бросать чаще, несмотря на то, что тот не может вылезти из 10%;

– у него есть поймавший дикий кураж на старте Миддлтон – 55% из-за дуги.

– у него есть установка на движение мяча: «Милуоки» занимает третье место по числу передач;

– у него есть четкая установка, что нужно и что не нужно: «Бакс» были последней командой в лиге, которая положила мяч со средней дистанции, и до сих пор презирают такие попытки не меньше, чем Дэрил Мори – тренер Бад по максимуму убирает все неэффективное из атаки;

– у него есть более подготовленный Адетокумбо в качестве тарана.

(Что нужно видеть на гифке: «Бакс» готовят полосу под взлет).

«Мы пытаемся создать очень много пространства. Играть агрессивно и атаковать в отрывах, потом переходить на нашу подвижную систему позиционного нападения и взаимодействовать друг с другом. Все отталкивается от пространства».

Принцип #3. Верность системе

Все это прописные истины для кого-нибудь вроде «Рокетс», где за дальние двухчковые порют на конюшне, так что уже выработались соответствующие рефлексы. 

Для «Милуоки», который зачастую в прошлом году не понимал, зачем вообще люди переходят на другую половину, все не столь очевидно.

Но пока «Бакс» держатся Бада. Характерным примером стала игра против «Филадельфии», которая началась с постоянных промахов – 4 из 20 с игры, в том числе 9 промахов из-за дуги. «Милуоки» отставал на 14 очков. Удивительно, но никто не психанул и не свалился на «именины сердца Кобе Брайанта», бесконечную феерию плохих, ужасных и «ты совсем #####?!» бросков.

Адетокумбо и малыши продолжали прилежно скидывать.

В итоге Брук Лопес начал попадать: 5 трех подряд во второй четверти, 8 из 15 для команды – все вопросы закрыты.

(Что нужно видеть на гифке: Брук Лопес расстреливает «Филадельфию» из угла)

В данный момент «Бакс» уступают по защите лишь «Бостону», имеют лучшее соотношение эффективности атаки и обороны в НБА и опережают всех по числу трехочковых (даже без учета процента это традиционно хорошо).

Само по себе это ничего не значит.

Единственный основание для позитива на данный момент – это вот такое каноничное, если не карикатурное воплощение едва ли не всех принципов, которые определяют успешную современную команду. Пока «Рокетс» разбираются, почему во всем виноват Кармело, «Бакс» перехватили звание «Образцового цеха трехочкового и всеменяющегося труда»

Фото: Gettyimages.ru/Streeter Lecka