3 мин.

Служба, не спасение. Почему надо дать Эмери поработать

«Спартак» проиграл третий матч подряд, а в чемпионате отстал от «Анжи» на 10 очков. Иван Калашников объясняет, почему надо терпеть и верить.

Фото: РИАН/Алексей Филиппов

Иной раз кажется, что Олег Романцев прервал тренерскую карьеру в том числе из-за того, что тогда, в 2005-2006 году, в технической зоне запретили курить. Все пристрастия Романцева – табак, рыбалка, кое-что еще – помогали ему снимать стресс, хотя бы ненадолго выходить из-под психологического прессинга игры и принимать верные решения. Судя по всему, Олег Иванович не хочет снова подставляться под давление, но в комфортных условиях по-прежнему способен на точную оценку ситуации. В прошлом году, спокойно покуривая на тренировках в Тарасовке, он подметил важную вещь: нынешние легионеры приезжают в «Спартак» «не просто заработать, но и спасти команду».

Романцев имел в виду, что новые футболисты с порога чувствуют себя особенными – мол, без них и вторая звездочка не появится, и стадион не построится – и порой играют так, как будто им кто-то что-то должен. Посмотрите, сколько недавних спартаковских рекрутов заметно сдали за время выступлений в России: олимпийский чемпион Пареха, лучший игрок Ирландии Макгиди, бывшие игроки своих сборных Де Зеув, Рохо и Билялетдинов – и каждый из них должен был серьезно усилить «Спартак». Трудно поверить в то, что все они одинаково заносчивы, непрофессиональны или просто плохо играют в футбол. По-моему, масштаб этой проблемы подталкивает к тому, чтобы оставить в покое игроков и взглянуть на клуб.

В течение последних лет «Спартак» вроде как находился в оппозиции к российскому футболу. У Леонида Федуна нет мощного лобби в РФПЛ, Валерий Карпин не раз поднимал тему антиспартаковского заговора, при этом ряд решений по «Спартаку» действительно был принят в ущерб клубу и здравому смыслу, – но даже борьба на административном уровне вряд ли может служить оправданием создания и поддерживания атмосферы нестабильности в команде. В «Спартаке» чаще других оправдывались за поражения словами «зато мы стараемся играть красиво», жаловались на судей и календарь; в это же время болельщики и ветераны не прекращали взывать к славному прошлому, то учуяв в Дзюбе спартаковский дух, то разглядев в лысине Де Зеува черты Червиченко.

В принципе, любой большой клуб с традициями и историей побед вынужден жить под давлением, которое будет усиливаться с каждой неудачей, – но это не значит, что он не должен учиться из-под этого давления выходить. В настрадавшемся «Ливерпуле» не так давно приняли решение заменить человека-легенду Кенни Далглиша на талантливого, но неопытного Брендана Роджерса, тренера с собственной игровой философией, которому совершенно точно потребуется много времени на модернизацию команды. Я бы с удовольствием провел здесь параллель со «Спартаком», куда в сходной ситуации позвали близкого Роджерсу по духу тренера Эмери – только вот, похоже, в его успехе заинтересовано не так много людей.

Эмери уже открыто критиковали Титов и Тихонов, не считая менее авторитетных и более далеких от «Спартака» людей, но эта критика не учитывала одного: команда пока не изменилась настолько, чтобы винить в ее неудачах нового тренера. За последние три сезона игроки «Спартака» нарушали правила чаще всех в премьер-лиге – стоит ли удивляться, что они продолжают много фолить в этом году? В текущем сезоне «Анжи» забил больше всех голов после розыгрыша штрафных – так ли удивителен гол на последней минуте, даже если нарушения не было? Чего, в конце концов, ожидать от встречи лидера чемпионата, выходящего на 13-й матч беспроигрышной серии, и команды без трех ведущих игроков (Эменике, Макгиди, Ромуло), пропускавшей в восьми последних играх? Эти вопросы – не приговор тренеру Эмери, это история болезни, которую ему предстоит лечить.

Я бы даже, наверное, пожелал Эмери не спешить учить русский язык – вдруг поймет раньше времени, какова масса надежд и фрустраций, мертвым грузом висящих на «Спартаке». Очень хочется, чтобы он не назначил себя тем самым единственным человеком, который призван спасти клуб, и не кивал на судейство после по делу проигранного матча. Кстати, проигранного команде, куда приехали Роберто Карлос, Это’О, Хиддинк и еще полдюжины игроков классом повыше спартаковских – и где им никто не мешает работать.