3 мин.

Игра по Канту. Балет «критика чистого разума».

Итальянский футбол - мумия, погребенная в пирамиде тактических преобразований.

Только великий извращенец, кинорежиссер и страстный поклонник игры, зверски убитый Пьер-Паоло Пазолини мог выразиться настолько точно и емко о сущности кальчо, что остается одно -  вторить ему: " Итальянский футбол по своему содержанию близок к прозе, однако и у него есть свой поэтический момент – контратака».

Отсмотрев очередное римское дерби,  лишь укоренился во мнении: я не готов дожидаться поэзии и, зачитываясь прозой, надеяться на озарение свыше одного из писателей дробь игроков, творящих новую повесть. Одну спонтанную, метафоричную, и от этого гениальную рифму, я готов предпочесть тысяче заковыристых сюжетных ходов и хитросплетений судеб, циничных интриг и харизматичных, но все-таки, вписанных в рамки персонажей. К тому же, терпеть не могу вымученные финальные штрихи.

Футбол с Апеннин  чертовски последователен ,  в нем нет несостыковок сюжета, неприятных сюрпризов –  хороший роман, который, однако, читается с превеликим трудом в силу своего правильного, идеального, но чрезвычайно занудного языка. Итальянский футбол, как  романы Льва Николаевича Толстого, -  велик, даже величественен, но ввиду своего стремления к абсолютной умозрительности и глубинной саморефлексии, невыносимо скучен и от этого несколько патетичен. Его  патетика мне не близка.  Мне не близка  абсолютизация умения сыграть на чьей-то оплошности и доведенная до высшего искусства культура выжидания. Игра в прятки. И это не моя игра.

Я люблю социально-реалистическую направленность, которую завсегда можно встретить в высшем дивизионе английского футбола. Саморефлексия маргиналов, таких как «Болтон» Койла, «Сток» Пьюлиса или «Блэкпул» Холловея , мне во сто крат ближе, нежели балет «критика чистого разума» в исполнении лучших образцов «Ювентуса» времен Капелло или нынешнего занудства от еще одного сына Италии – Роберто Манчини, которое, как ни прискорбно, должна терпеть Английская Премьер-Лига и все ее почитатели. Английские или , к примеру, испанские команды сами берут свое: первые – бешеным темпом, напором, скоростью, страстью там, где не хватает умения ; вторые  - постоянными посягательствами на  территориальное преимущество, посредством контроля мяча и стремительных многоходовых комбинаций, как главного оружия (за скобки можно вынести разве что Атлетик из Бильбао, перманентно играющий в более силовой, атлетичный (простите за каламбур) футбол).

Разве нет только что перечисленных достоинств у итальянских команд? Есть, можно даже сказать, что Италия –  квинтессенция вышеназванных качеств! Однако, в процессе абсорбции футбольного опыта, итальянские специалисты не забывают упрочить полученный материал главным постулатом: "Будь бдителен, ты не должен проиграть!». Победа любой ценой – вот краеугольный камень итальянского футбола. Что ж, двигаться согласно заповедям хитреца Макиавелли -  дело небесперспективное, хотя и неблагодарное – большинство на твоей стороне не будет точно, врагов наживешь не меньше, чем искренних благожелателей.

Кальчо – продукт высоколобых теоретиков, забывших о ходульном, затасканном донельзя, но жизненном выражении «все гениальное просто», а может быть даже и не подозревавших о его существовании. Кальчо – это сверкающие камни, бриллианты, воплощенные гениальными футболистами, и водруженные на дряблую шею обрюзгшей дворянки. Кальчо – колосс на глиняных ногах тактик, схем, умозаключений и софизмов.

Он выхолащивает эмоции. Он сводит скулы. Он заставляет смотреть с вожделением на постылую доселе подушку. Оправдывает порочность средств чистотою цели. Впадает в безвременье, чтобы вовремя восстать из пепла самокритики и самоуничижений. Стремительно возносится на Олимп, но долгое пребывание там почитает застоем.

Ему нужны противоречия,  скандалы и оглушительные фиаско, чтобы самоутверждаться. Он никогда не будет в покое, так как умиротворение для него – синоним забвения.  

 Оксюморон. Поэтому непонятен и ненавистен.