9 мин.

Роджер Федерер: бесстрашный в 30

Перевод статьи из январского DEUCE Magazine. Завалялся тут с каникул. 

Что местами курил автор - не спрашивайте. :)

 

DEUCE  by Joel Drucker | 02.01.2012

 

© AFP/Getty Images

Роджеру Федереру сейчас 30 – обычно это переломный год для профессионального теннисиста. Но осмелившись назвать Федерера «обычным», вы действуете на свой страх и риск.

Декабрь в Дубаи

Тренер выдает предложение: попробуйте это упражнение.

Теперь давайте попробуем еще одно.

Вот одно, которое заканчивается очком раньше.

Как насчет этого, чтобы сделать розыгрыш дольше?

На этот раз вы получите только один удар для подачи.

Заходите на подачу.

Оставайтесь на подаче.

 

Тренером был Пол Аннакон. Больше чем 30 лет в своей теннисной жизни Аннакон оттачивал свою игру в только что оперившийся Теннисной академии Ника Боллетьери, достигнув лучшего за карьеру 13 места в рейтинге, играя Кубок Дэвиса и став тренером Пита Сампраса.

Так вот, это был Аннакон, однажды декабрьским днем в Дубаи направляющий еще одного игрока шаг за шагом, ищущий способы в течение короткого теннисного межсезонья повысить его «заряд».

И игрок был невероятно доволен, нетерпеливо впитывая каждое из слов Аннакона. То, что этим игроком оказался Роджер Федерер, неважно.

То, чем занимается Федерер в Дубаи, давняя интрига. Вдали от турниров и соперников, фанов и камер, безусловно, эта точка в Аравийской пустыне является местом, где спрятаны секреты; где гений, вызывавший обмороки во всех от литераторов, как покойный писатель Дэвид Фостер Уоллес, до элиты шоу-бизнеса, такой как редактор «Вог» Анна Винтур, до невообразимо огромного количества (сто тыщ миллион до неба – вольный перевод ) теннисных поклонников, и создан в сложной лаборатории.

Но рецепт полностью прозрачен. Это Федерер в возрасте 30 лет, поворотном возрасте для профессионального теннисного игрока, проводящий ежедневно от двух до четырех часов за отработкой ударов под наблюдением Аннакона и Северина Люти. Добавьте сюда несколько часов с фитнес-тренером Пьером Паганини и физиотерапевтом Stephane Vivier (Стефан Виьер?). Возникшая картинка рисует человека, просто делающего свое дело. Как сказал другой великий на все времена, осененный талантом, Род Лейвер: «На самом деле ничто не заменит тяжелой работы»

«Я люблю эту игру больше чем кто-либо, так что я не проснусь внезапно однажды утром и не скажу «мне больше это не нравится», – сказал Федерер. «Я многим жертвую. Я должен прикладывать много усилий каждый день».

Но Федерер, возможно, ошибается. Основываясь на удовольствии, которое он получает в Дубаи, было бы неверно говорить что Федерер получает удовольствия столько же, сколько и приносит в жертву. По словам Аннакона, «Пит (Сампрас) был более утомлен на этом этапе. У Роджера энтузиазм двадцатилетнего. Его не нужно мотивировать. Он неустанно работает над улучшением игры».

Если более запоминающиеся главы появятся в саге «Федерер», следует отметить 10 сентября 2011 года как хороший день для начала его выдающегося последнего этапа. В этот день был блестящий полуфинал ЮСО против Новака Джоковича. Несмотря на то что он имел два матч-болла против серба, второй год подряд Федерер уехал из Нью-Йорка с пустыми руками. 2011 год стал первым с 2002, когда он не выиграл одиночный титул ТБШ.

Затем последовала пресс-конференция, на которой Федерер описал ослепительный прием Джоковича с форхенда, которым он отыграл матчболл, как «удачный выстрел». Сомнительный комплимент, не воздающий должное победителю. Дерзко для человека, который сам пробил так много захватывающих победных ударов; не принизил ли Федерер сам себя, отозвавшись таким образом о удаче соперника?

Позже в этот день, он опустился на землю – то есть, Федерер сидел на полу детского дневного центра (детского сада) ЮСО, играя со своими двухлетними дочерьми Шарлин и Майлой. И пока он резвился, Федерер начал составлять свой план.

С точностью гранильщика алмазов, искусный как такие «долгоиграющие» первые номера, как Сампрас и Джимми Курье, Федерер уже давно очень дотошно подходит к составлению своего соревновательного графика. После середины сентября, Федерер устроил шестинедельные каникулы, пропуская азиатские качели. Он появился невероятно свежим, выиграв 15 матчей подряд и взяв титулы в Базеле, Париже (его 18-й титул на Мастерсах), и, наконец, рекордный шестой титул Итогового турнира.

Лондонский отрезок был отмечен обстоятельным (6-3, 6-0) демонтажом Надаля и двумя блестящими трехсетовыми победами над человеком, который побил Федерера на Уимблдоне, Джо-Уилфридом Цонга. Как сказал Федерер после финала, «для меня было важно сделать этот шаг и взглянуть с высоты птичьего полета и сказать: «Где я прямо сейчас в моем году? Это был хороший год, я знаю. Что я играл хорошо, я здоров. Когда вся эта тяжелая работа начнет окупаться?»

Работавший с Андре Агасси в его «тридцатые» годы, аналитик ESPN Бред Гилберт близко знаком с эволюцией стареющего чемпиона. «В этом году я продал немного акций Роджера», сказал Гилберт. «Но то, что он показал мне в конце года, я покупаю. Он был агрессивнее, чем я когда-либо его видел».

Как во всех из нас, в Федерере граничат два противоречивых начала инь-ян. Что менее часто проявляется, но весьма важно, это линия, идущая от его головы к сердцу, глубоко укоренившиеся страсти, которые на публике он проявляет лишь изредка – как, например, на АО-2006, когда Федерер получил чемпионский трофей из рук Лейвера, или там же тремя годами позже, когда проиграл Надалю.

Но, как указывает Федерер, не стоит думать, что все эти слезы выступают автоматически. « Я всегда был эмоциональным теннисным игроком», сказал он. «Раньше я был очень эмоциональным, когда проигрывал. Но я стараюсь держать мои эмоции под контролем в течение турнира, потому что я предпочитаю оставить их для чего-то большего». «Нельзя находиться на эмоциональных горках в течение всей карьеры, сезоны или матча».

В паре с приглушенными, но настоящими эмоциями Федерера идет его удивительное спокойствие. Понаблюдайте за Федерером во время турнира, и вы увидите человека, который полностью в своей тарелке, никогда не спешащего, неважно, проводит ли он серию интервью на разных языках, стоит в очереди за едой или убивает время в раздевалке перед началом тренировки, или вытаскивает из сумки новую ракетку в самый разгар матча. По словам Аннакона, «Это выглядит так, словно он на вечеринке. Он просто наслаждается каждым моментом турнира».

И так, постольку он так часто проводит время с ракеткой в руках, у Федерера есть его собственная отличительная способность по управлению временем, на его собственных условиях. Как сказал Гилберт: «Они никогда не травмируется, он точен, он не переигрывает. Вы видите его играющим тяжелый матч, а на следующий день он уже восстановаился».

«Я поражаюсь каждый раз, что я достиг стольких финалов, или выиграл у такого количества игроков, или что-то кто-то записывает все эти достижения», сказал Федерер. Это поражает меня и делает очень счастливым и гордым от того, что я был в состоянии делать все это на высочайшем уровне так много лет».

Благодаря длительному периоду превосходства Федерер сделался популярным среди маркетологов по всему миру. По версии журнала «Форбс», Федерер второй самый надежный спортивный бренд в мире – подтверждение этому не только логотипы и рекламные компании, но и длительность всего этого. Текущее портфолио Федерера значительно, включает в себя такие теннисные бренды, как Wilson и Nike, а также Rolex, шоколад Lindt, NetJets, Gillette, и другие. «Дело не т олько в том, что Роджер, возможно, величайший теннисист», сказал Грег Виа, главный директор по маркетингу Gillette/P&G, который был частью рекламных съемок с Федерером в таких широко разбросанных местах, как Дубаи, Орландо и Шанхай, «но он является чем-то бОльшим – сильная икона, человек, который выглядит хорошо, человек, в котором есть класс, и который воздействует на нас большим числом способов». В Шанхае, например, Федерер вышел на сцену, что бы показать тысяче молодых людей, как нужно бриться.

В последний раз, когда Федерер провел год без титула турнира Большого шлема, Барак Обама был сенатором штата. Как президент США, Федерер начинает 2012 год, стремясь доказать свою точку зрения. Три главных шанса Федерера находятся в Лондоне – Уимблдон, Итоговый турнир и летние Олимпийские игры пройдут в этом году во всеанглийсокм лаун-теннисном клубе. Олимпийские игры часто были «родником» для Роджера Федерера. В 2000 году в Сиднее у него начался роман с Мирославой (Миркой) Вавринец. Восемь лет спустя он взял золотую медаль в паре с соотечественником Станисласом Вавринкой, что помогло Федререру в продвижении к его пятому одиночному титулу Открытого чемпионата Америки.

Даже не считая Олимпиады, Федерер готов совершить свою долю главных «забегов» 2012 года. В конце концов, может Джокович – достаточно уставший в конце 2011 – сочинит другой годичный шедевр? Как хорошо тело Надаля будет нести его везде, кроме глины? Другие, такие как Энди Маррей и Тсонга остаются больше спонтанной неприятностью, чем постоянными соперниками.  

Итак, что будет ключом к захвату больших титулов на четвертом десятке? В то время как уставший от жизни Сампрас сумел собраться на одну последнюю попытку в 31, когда он выиграл в 2002 ЮСО, как бывшие №1 Иван Лендл, Борис Беккер, Штефан Эдберг и Джон Макинрой были неспособны попасть в круг победителей в возрасте за 30. Даже после великого выигрыша Лейвером всех 4 ТБШ в 31 год, он никогда не добирался больше ни до одного полуфинала мейджора.

Потом были и те, кому удалось многое на этом этапе – Коннорс и Агасси выиграли по два Шлема, Кен Розвелл 4. Изучите это трио повнимательнее, и вы увидите, что многое есть и в Федерере: отличная работа ног, управляемых глазами с невероятной реакций, которые отправляют ноги в движение, похожее на балет. Заманчиво назвать это подарком – что вполне возможно, но это также чистый навык, который Федерер продолжает оттачивать год за годом, месяц за месяцем, день за днем, час за часом, минута за минутой.

За оставшиеся годы своей карьеры Федерер будет слышать и читать всевозможные гипотезы и комментарии. Будут проигрыши, и сразу отрезвление, и разочарование, и конечно будут и те, кто посчитает это сигналом к возможному выходу на сцену для прощальных поклонов. Но скорее всего, cловами, которыми он будет отвечать на все это, будут два слова от Аннакона: попробуйте это. Зная, что он всегда контролирует процесс, Федерер в 2012 году сделает все, чтобы добиться более запоминающихся результатов.