6 мин.

Липницкая vs. все-все-все. Почему я не могу разделять всеобщее восхищение Липницкой

Сейчас я стану врагом 3/4 местного фигурнокатательного сообщества, так как вопрос, вынесенный в заголовок (Липницкая против остальных), многочисленной армией фанатов решается очень просто: Юля - лучше всех во всём. Для этого они придумывают сами себе различные мифы, которые мы сегодня будем разрушать, проводя параллели с другими фигуристками, преимущественно российскими.

Дошло даже до того, что второе место на Чемпионате Мира, на который не приехали Аделина Сотникова и Юна Ким, на котором в произвольной программе кошмарно выступила Каролина Костнер - это, оказывается, круче, чем выиграть Олимпиаду. Ну да, ну да, упасть со скромного тройного сальхова - это круче, чем чисто откатать программу (не менее сложную). Не говоря уже про прочие технические аспекты, к разбору которых мы приступаем.

Начнём с вращений, которыми вам тыкнут в первую очередь при выражении хоть малейшего сомнения в уникальности Липницкой. Здесь, безусловно, Липницкая - лучшая в деле, как говорят американцы. Скорость, которую она набирает в I-spin (карандаше), абсолютно сумасшедшая. Восхитились. Но, во-первых, это всего лишь одна позиция в комбинации.

Во-вторых, удельный вес вращений в итоговой технической оценке не велик, сколь-либо много здесь не выиграешь, все сильнейшие фигуристки, как правило, третьи-четвёртые уровни вытягивают. А есть ещё одна, вращающаяся на четвёртые за счёт своих сложных комбинаций - это Аделина Сотникова, и разница здесь между ней и Юлей совсем минимальна, буквально десятые доли балла (на гое).

Прыжки. Девочка всё прыгает, до недавнего времени ещё и очень стабильно. Но вы посмотрите, как она прыгает! Такие низенькие прыжочки, особенно рёберные.

Но и тут восторженные фанаты придумали свои правила. Дескать, высота и пролётность не важны, зато какая крутка у Липницкой! Хотя любому здравомыслящему человеку понятно, что чем выше прыгаешь, тем тяжелее приземлиться чисто - элементарные законы физики. И судьи, при докрученности прыжка, всегда в первую очередь будут ориентироваться на высоту при выставлении гое. Фигурное катание - это спорт: быстрее, выше, сильнее.

Аделина прыгает под потолок, Траньков подкручивает Волосожар под потолок, и хоть об стену головой бейся, но это и есть то, что особенно ценится в технике, отличает качество исполнения. Гое, кто не в курсе, - это и есть качество исполнения (транслитерированная с английского аббревиатура). И это и есть одна из причин (другие разберём дальше), по которой, при прочих равных, Юле не светило бороться за золото с Юной Ким или Аделиной Сотниковой. Тут нужна настоящая прыжковая техника.

А крутка - что? Я не видел особо фигуристов (среди сильных), кто недокручивал бы больше двух-трёх прыжков за программу, особой уникальности тут нет. И не будем забывать, что со своим отсутствием высоты и пролётности без своей крутки Липницкая недокручивала бы всё и падала постоянно.

Нет уникальности. И раньше у нас были девочки (и по-прежнему они есть), которые всё прыгают, да ещё и гораздо лучше с технической точки зрения. Вот вам знаменитый тройной аксель Туктамышевой у нас на катке, когда она была поменьше:

Здесь и высота очень хорошая, и пролётность замечательная - идеальное исполнение. У Липницкой, к слову, аксель вообще неправильный, практически безмаховый, так никто не прыгает, кто хорошо обучен прыжковой технике. С такой техникой, как у неё, о трикселе и мечтать не приходится.

А это - первая попавшаяся мне программа Аделины Сотниковой по юниорам:

Сложнейшая программа (фанатам Липницкой - сложнейшая задача: определить, какой первый каскад здесь у Аделины; остальным - не мешать). Жду восхищений, "что творит эта 14-летняя девочка!!!"

А эстетам от фигурного катания предлагаю особенно насладиться её дорожкой шагов, начинающейся после 2:30: почти весь каток проехала на одной ноге! Вот это скольжение! Фантастическое владение коньком, "школой". Небольшой австрийский зал захлопал, что редко бывает на дорожках. Вообще, одна из самых разносторонне сильных фигуристок, что я видел, всем владеет на очень высоком уровне.

Все реплики разума, что Сотникова и Туктамышева выступали ничуть не хуже Липницкой в её возрасте, тоже всё прыгали, подвергаются обструкции со сравниванием успехов и набранных баллов. Главные козыри - Финал Гран-При и Чемпионат Мира (где в 13-м году Аделина и Лиза действительно выступили неудачно).

А про баллы я вам сейчас объясню, и это будет самая тяжёлая часть нашей лекции. Лиза, например, выигрывала тот же этап Гран-При в Канаде, а ещё - трофей Эрика Бомпара. Но вторая оценка что-то не особо росла: на Чемпионате Европы-2013 она в произвольной программе набрала не сколько-нибудь, а 70 баллов за технику. И лишь 61 компонентами. При том, что, в отличие от Липницкой, Аделина и Лиза начали кататься во взрослых соревнованиях на год позже (по возрасту), и уже - с довольно взрослым катанием: Татьяна Анатольевна не даст соврать (при этом вы сами знаете, что она из команды Аделины, так что лишнюю похвалу соперницам не выдаст).

Ну а как иначе сделаешь Костнер чемпионкой Европы? Это ответ на первый вопорос (почему было маловато). Прошёл год, приближалась Олимпиада - событие, всегда несколько переплетённое с политикой. Кому-то компоненты перестали зажимать, кому-то - нарастили до неприличия. Мне вот интересно, когда мы ещё увидим, как вчерашней юниорке, да ещё и с одним падением, ставят в произвольной программе за 70 баллов за компоненты? Делалось это для того, чтобы в случае неудачных прокатов других поставить-таки Липницкую на пьедестал.

Но поклонников Юли такие вопросы не волнуют: она лучшая и заслуживает всего. Признаться, у меня по началу тоже были полуобморочные восторги, но где-то с индивидуального турнира на Олимпиаде они начали проходить, и вовсе не из-за неудачи, а из-за совершенно других причин, о которых сейчас пойдёт речь.

Программа Авербуха, конечно, - в яблочко, 300-процентное попадание. Во всём мире любят тему маленьких, невинно убиенных еврейских девочек, и я тоже люблю. Абсолютно уверен, что на каждом старте сама программа давала +3 или даже +4 балла к компонентам. Очень уж она берущая за душу и одновременно простая для понимания. Судьи - тоже люди.

Но послушаешь "Шиндлера" три раза, пять, десять. На десятый музыка приедается, и остаётся фигурное катание. Остаётся юниорское катание, подача программы, заключающаяся лишь в стопроцентно подходящем вечно грустном взгляде и таком же вечно вздёрнутом носике.

Ещё б я отметил, что Юля довольно бодро начинает, со сложными шагами в переходах между элементами, но второй части всё это пропадает, катание между элементами становится совсем механическим и ещё - медленноватым.

Нашей маленькой звёздочке ещё многому учиться, чтобы достичь уровня компонентности таких выдающихся фигуристок, как Юна Ким, Мао Асада или Каролина Костнер, и оправдать сочинские авансы.

А ещё девочки в этом возрасте имеют свойство увеличиваться в габаритах. Слабоватая (будем честны) прыжковая техника Липницкой может не выдержать возможного увеличения веса, и тогда придётся таки осваивать настоящую прыжковую технику, а это процесс ох какой не простой. Переучивать - ещё сложнее, чем учить, как говорит Профессор Мишин.

Так что как бы это не оказался калиф на час... Вот этого бы не хотелось, это будет очень печально. Тогда я пересмотрю "Шиндлера" вместе с вами и всплакну.

А пока, как говорил один из основателей движения контр-блогов в футбольном разделе, заходи и минусуй, глор.