4 мин.

10 МИЛЛИОНОВ В ГОД – ЗА БУДУЩЕЕ БУНДЕСТИМ

10 МИЛЛИОНОВ В ГОД – ЗА БУДУЩЕЕ БУНДЕСТИМ

Столько платит немецкий футбольный союз, чтобы растить таланты для сборной

ВОПРОС ПЕРВЫЙ

ПОЧЕМУ РЕШИЛИ СОЗДАТЬ НОВУЮ ПРОГРАММУ?

– В 98-м году сборная Германии неудачно выступила на ЧМ, – рассказывает Кайзер. – В четвертьфинале нас разгромила Хорватия (0:3), хотя все считали нас фаворитами турнира. Затем последовал провал на Евро-2000, когда мы набрали всего одно очко в группе. Это было настоящее унижение, и Немецкий футбольный союз понял, что надо действовать. На Евро-2000 мы привезли очень старую команду. Баллаку тогда стукнуло 23, и моложе него был только Дайслер. Остальным игрокам перевалило за 26, а большинству – и вовсе за 30. Мы увидели, какая молодежь растет у других команд, и поняли, что таких кадров у нас нет.

Тогда Немецкий футбольный союз и начал разрабатывать новую программу для развития молодых футболистов. Она была запущена в 2002 году и оказалась очень успешной. Нам очень повезло, что на этот год пришелся чемпионат мира в Японии и Южной Корее, где наша команда дошла до финала. Разумеется, в стране начался футбольный бум и родители повели детей в спортивные школы.

Плоды новой системы мы видим сейчас – у нас одна из самых молодых команд на турнире. Причем вся молодежь подает большие надежды. Жерома Боатенга, например, уже купил «Манчестер Сити» за 10 миллионов фунтов!

ВОПРОС ВТОРОЙ

В ЧЕМ БЫЛА ОШИБКА?

– Вообще-то в Германии, если сравнивать с другими странами, неплохие школы, – считает Цвингманн. – Самые лучшие школы числились при сильных клубах. И вот исследователи Немецкого союза заметили, что они не могут воспитать столько сильных немецких игроков, сколько нужно для сборной. К тому же почти все звезды немецкой сборной не учились в этих школах. Наоборот, они, как правило, начинали карьеру в малюсеньких командах регионального значения. Например, Баллак учился футболу в клубе «Мотор Карл-Маркс-Штадт», Бирхофф – в клубе «99/6 Эссен», Леманн – в «Хайсингене», Йеремис – в «Моторе» из Герлитца.

Наши специалисты побывали в других странах, узнали методики и поняли, что возлагать надежды на клубы в подготовке молодых игроков для сборных – это путь в никуда. Многие игроки при такой системе просто отсеиваются на определенных этапах, так как чувствуют себя слабее более талантливых товарищей. А ведь в футболе очень часто случается, что игрок созревает поздно. Например, Мирослав Клозе никогда не играл ни за юношеские сборные, ни за «молодежку».

Стало понятно, что нужна общенациональная программа по работе с молодежью. Мы увидели, как такая система работает в Голландии. Да, между нашими странами довольно напряженные футбольные отношения, но Германии надо было догонять Европу, поэтому мы не стеснялись учиться у конкурентов.

ВОПРОС ТРЕТИЙ

ЧТО СДЕЛАЛИ?

– «Программа поощрения талантов» начала работу с сезона-2002/03. К этому моменту Немецким футбольным союзом было построено 390 (!) тренировочных баз по всей Германии, – продолжает Цвингманн. – Очень важно, что они были рассредоточены по всей стране и были примерно равноудалены друг от друга. Смысл в том, чтобы дать равную возможность всем детям, которые хотят стать футболистами. Это также очень удобно для скаутов различных клубов. Клубы могут наблюдать за молодыми игроками, которые находятся в одном месте, в своем регионе.

Эти 390 баз приняли к себе 22 тысячи (!) детей в возрасте от 11 до 17 лет. Цифра большая, но вы, наверное, помните, что в стране тогда был футбольный бум. С этими детьми начали работу около 1200 тренеров, причем иностранцев мы не приглашали. В Германии всегда были футбольные тренеры, и теперь им нашлось больше работы.

Всю эту махину контролируют 30 координаторов Немецкого футбольного союза. Координаторы – это наше ноу-хау. Это люди, которые ездят по базам, инструктируют тренеров, детей, смотрят, как все работает.

Как правило, дети с 11 до 13 лет в таких школах занимаются отдельно, а все остальные возрасты – с 14 до 17 лет – вместе. С 14 лет детей начинают обучать футбольной тактике.

Вся эта система приносит результат. Если ты талантлив – не важно, где ты живешь. Тебя все равно разглядят. Потому что каждая такая база обслуживает около 70 клубов, которые базируются неподалеку.

ВОПРОС ЧЕТВЕРТЫЙ

КАК СДЕЛАЛИ?

– Конечно, такую программу запустить нелегко, – рассказывает Кайзер. – «Программа поощрения талантов» обходится Немецкому футбольному союзу в 10 миллионов евро в год. Сумма огромная, но у федерации сильные спонсоры: известная компания производителей спортивной одежды и компания – производитель автомобилей. Они и оплачивают большую часть этой суммы, осознавая, что эта программа – важнейший социальный проект.

ВОПРОС ПЯТЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ

– Наверняка вы заметили, что в сборной Германии немало игроков с корнями из других стран, – продолжает Кайзер. – Но здесь нет особых заслуг Немецкого футбольного союза. Просто с 1999 года в Германии действует упрощенная процедура получения гражданства. Наша страна открыта для людей других национальностей. У нас действуют сотни программ интеграции выходцев из других стран в немецкое общество.

Такая либеральная политика дала хорошие результаты в футболе. Благодаря этой системе молодой футболист знает: если в Германии он будет здорово играть, его обязательно заметят. Возможно, из-за этого Хедира, Боатенг, Озил и другие и выбирают в итоге сборную Германии, а не ту страну, в которой родились их родители.

Да, наша сборная во втором туре проиграла сборной Сербии. Но в том-то и дело, что результат одного отдельного матча никак не повлияет на оценку команды со стороны журналистов, специалистов и болельщиков. Потому что мы все знаем: бундестим на верном пути!

P.S. подписываемся на блог!

P.S. оцениваем пост!