5 мин.

2,3 млрд Абрамовича от продажи «Челси» зависли. Великобритания и ЕС не могут их поделить

Деньги Романа Абрамовича от продажи «Челси», которые должны были пойти на благотворительность, все еще не распределены. Есть несколько версий почему. 

Что требуют от Абрамовича?

Речь о 2,3 млрд фунтов, которые заморожены в Великобритании.

Договоренностей в деталях никогда не озвучивали, но публично говорили о том, что Абрамовичу позволили расстаться с активом – ради нормальной жизни клуба – при условии, что деньги пойдут на помощь Украине.

Сейчас источники Daily Mail сообщают, что бизнесмен не ставит финальную подпись под документом об отправке средств, потому что хочет, чтобы часть денег досталась в том числе россиянам, которые пострадали от происходящего на территории Украины. Кого именно он имеет в виду, издание не сообщает.

Министр иностранных дел Британии Джеймс Клеверли на прошлой неделе говорил: «Мы хотим быть уверены, что деньги пойдут тем получателям, которым они предназначены. Мне нужна полная уверенность в том, что так оно и есть».

«Была надежда, что деньги переведут прошлым летом, затем мы надеялись на подвижки в январе. Сейчас мы надеемся, что деньги начнут поступать в Украину до наступления суровой зимы в конце года, но в сейчас нет никаких гарантий, что это произойдет», – добавил источник Daily Mail.

Немного запутанно, правда? Daily Mail не поясняет в деталях тезис о том, что пауза связана с решением Абрамовича. 

Другая версия: ЕС хочет потратить деньги в границах Украины, а Великобритания еще учитывает беженцев

Более надежный The Telegraph объясняет: дело не в подписи Абрамовича, а во взглядах ЕС. Европейский блок считает, что деньги нужно потратить в пределах границ Украины, что привело в ярость целый ряд гуманитарных благотворительных организаций Великобритании.

Независимый фонд для управления средствами учрежден Майком Пенроузом, бывшим исполнительным директором британского комитета Unicef. Вот его позиция:

«Мы видим большую потребность как внутри Украины из-за разрушения Каховской ГЭС, так и за ее пределами, где деньги в равной степени необходимы для помощи беженцам, тем, кто их принимает, и тем, кто страдает из-за прямых последствий конфликта (формулировка изменена в соответствии с требованиями законодательства РФ – Sports.ru)».

Кейт Кавалье из Хэмпшира – член женской сети «Сестры Подсолнуха», которая приютила 14 тысяч женщин и детей-беженцев, перемещенных в результате конфликта.

«Я считаю невероятным, что 2,3 миллиарда фунтов, предназначенных для гуманитарной помощи, лежат на банковском счете без использования, в то время как они могли бы спасать жизни.

Я бы попросила премьер-министра вмешаться, выйти из этого политического тупика и постараться сделать так, чтобы эта сумма могла быть пущена в дело прямо сейчас. Он должен повлиять на ЕС, чтобы эти деньги могли быть использованы для поддержки украинских беженцев», – требует Кавалье.

У «Челси» был долг перед Абрамовичем, а он не стал его требовать и согласился передать на «добрые дела»

Автор Sports.ru Денис Пузырев объяснял отдельно нюансы продажи клуба. Напоминаем кратко.

Группа бизнесменов во главе с Тоддом Боули купила Fordstam Ltd, материнскую компанию «Челси», за 2,3 млрд фунтов – перечислила их на специально созданный счет. Распоряжаться им по условиям договоренностей с Абрамовичем могло только правительство Великобритании. Еще перед поиском покупателей чиновники с Абрамовичем договорились, что выручка пойдет на «добрые дела».

Изначально предполагалось, что «добрые дела» – отправка денег в благотворительный фонд, который бы затем помог гражданскому населению Украины, пострадавшему от боевых действий. Позднее британские медиа уточняли, что, учитывая колоссальный размер сделки (крупнейшая в истории футбола), часть денег можно будет потратить на развитие массового, детского и женского футбола в Великобритании. Называли даже сумму – 700 млн фунтов.

Однако в процессе обсуждений структуры сделки возникло одно существенное обстоятельство. Компания Fordstam Ltd имела на балансе долг в 1,61 млрд фунтов перед зарегистрированной на острове Джерси Camberley International Investments. Иными словами, это был долг лично перед Абрамовичем, который вливал деньги в клуб, оформляя инвестиции как кредит.

Представители Романа Абрамовича сразу заявили, что российский миллиардер не требует деньги назад. «Господин Абрамович не просил о возврате ему каких-либо займов – такие предположения абсолютно ложны, как и предположения о том, что господин Абрамович в последнюю минуту увеличил цену на клуб», – подчеркивалось в заявлении.

Где лежат деньги и от кого зависит распределение?

В том же заявлении Абрамович (словами представителей) объяснял, что после продажи сумму долга переведут его фирме и после этого заморозят. И это не желание бизнесмена, а результат санкций – ведь Абрамович не имеет права принимать каких-либо финансовых решений, связанных с его активами в Великобритании.

Проще говоря, долг выплатили автоматически в рамках сделки, но аннулировать его Абрамович не мог, так как лишен подобных полномочий правительством Великобритании. В результате эти деньги просто заморожены на счету Camberley International Investments. У Абрамовича нет к ним доступа, пока не снимут санкции, а правительство Великобритании не может их изъять, потому что для конфискации собственности нет оснований.

В начале 2023-го The Telegraph писал, что деньги от продажи «Челси» отправят Украине в случае одобрения Евросоюза. 

Подробную модель предложил сам Абрамович. В конце мая 2022-го бизнесмен говорил: «Я горжусь тем, что в результате наших совместных успехов миллионы людей теперь получат пользу от создаваемого нового благотворительного фонда. Это наследие, которое мы создали вместе».

***

Теперь не до конца ясно, изменилась ли позиция Романа Абрамовича, обстоятельства вокруг него или договоренности с британским правительством.

Факт пока только в том, что деньги от продажи «Челси» по-прежнему заморожены.

Продажа «Челси» подвисала – из-за споров между Абрамовичем и Британией. Но решение все же нашли

Фото: РИА Новости/Сергей Карпухин; globallookpress.com/IMAGO/Paul Terry, Arne Dedert/dpa