Идеолог спартаковского стиля – Абрам Дангулов. Это он поставил короткий пас и придумал бесконечные треугольники
Перевод текста американского историка.
В годы послевоенного кризиса, когда основатели «Спартака» братья Старостины продолжали отбывать срок в ГУЛАГе, команду принял новый тренер, который раньше никогда не работал в больших клубах. Его звали Абрам Дангулов. И он навсегда изменил спартаковский футбол.
Главный текст о методах Дангулова принадлежит американскому историку Роберту Эдельману, который посвятил тренеру несколько глав в книге «Московский «Спартак»: история народной команды в стране рабочих».
Мы перевели эти главы Эдельмана, чтобы зафиксировать важную часть эпохи.
***
В 1949 году Абрам Дангулов (родился в Армавире), бывший тренер московских «Крыльев Советов», возглавил «Спартак». Компанию ему составил еще один армянин, нападающий Никита Симонян из черноморского портового города Сухуми. В следующем сезоне полузащитник Игорь Нетто, эстонец, родившийся в Москве, стал регулярно попадать в основной состав. Все трое новичков идеально вписались в компанию к ветеранам Соколову и Дементьеву, молодым звездам Сальникову и Парамонову и, с 1950-го года, другому выдающемуся форварду Анатолию Ильину. Все они заложили основу к возвращению «Спартаку» былого величия.
Футбольные приключения Дангулова начались в Краснодаре во время Гражданской войны. Оставшуюся часть карьеры он играл в Армавире, был ловким и умным полузащитником. Тренировать начал в Пятигорске и Сталино (современном Донецке), а затем получил назначение в одну из индустриальных команд, связанных с авиацией – в куйбышевские «Крылья Советов». За успешной работой последовало приглашение в Москву, где уже местные «Крылья» завоевали место в Высшей лиге сразу после войны. В столице Дангулову удалось собрать конкурентоспособный состав при очень скромных ресурсах. Он приглашал в команду не только игроков из разных советских республик, но и настоящих иностранцев, среди которых были два испанских беженца времен Гражданской войны – Августин Гомес (1922-1975) и баск Руперто Сагасти.
Прогрессивные взгляды Дангулова на футбол, его тренерские методы отмечались в прессе, у самого тренера сложились близкие отношения со многими спортивным журналистами. Его подпись часто появлялась под статьями в «Советском спорте».
Когда серия травм подкосила «Крылья Советов» в сезоне-1948, и команда вылетела из Высшей лиги, заняв последнее место, Дангулов был уже известным специалистом. Правда, он остался без работы, потому что авиационное начальство так не хотело играть во втором дивизионе, что предпочло расформировать команду.
«Спартак» в тот момент как раз искал нового главного тренера. В одной остановке по Ярославской дороге от тренировочной базы «Крыльев» располагалась Тарасовка, спартаковский дом, где «Крылья» не раз играли и тренировались. За тренировками наблюдали Николай Морозов и Владимир Степанов, работавшие в то время администраторами команды, а еще следить мог и кто-то из официальных клубных представителей. Неизвестно, кто именно выбрал Дангулова – может быть, Морозов, а, может быть, жестко критикуемый глава московского общества «Спартак» Василий Кузин. Но кто бы ни был автором идеи, она оказалась удачной.
Новый тренер «Спартака» навсегда изменил командный подход к игре. Привитый им стиль можно проследить и сейчас, несмотря на грандиозные перемены, которые пережил футбол. Дангулов был сторонником стиля с быстрыми рывками в свободные зоны и коротким пасом. Опирался на техничных футболистов, выстраивающих на поле бесконечные треугольники и создающих голы в артистическом, импровизационном, но вполне структурированном стиле – который спартаковские болельщики окрестили «романтическим».
Командная игра разбавлялась наличием дриблеров, способных преодолеть защиту соперника за счет индивидуальных действий. Один из таких дриблеров, Никита Симонян, так описывал этот стиль: «Мы должны были строить игру на рациональный манер. Футболист, контролировавший мяч, должен был видеть следующего, чтобы отдать ему пас. Тот игрок в свою очередь уже искал третьего свободного игрока».
По словам журналиста Льва Филатова, Дангулов привнес в московский футбол «южный стиль». Кавказские футболисты – грузины в большей степени, нежели армяне – были известны как большие мастера работы с мячом, яростные и темпераментные в атакующей игре.
Сделав акцент на мелкий и средний пас, Дангулов сократил количество ошибок, которое было характерно для южных команд в Советском Союзе. Так «Спартак» сам стал самой южной из северных команд чемпионата. До прихода Дангулова она была известна сильной обороной и мощными, физически одаренными игроками атаки, которые проявляли желание, волю и уверенность в себе. Они играли более-менее как любая другая московская команда, просто сильнее и быстрее.
Новый «Спартак» был тоньше, быстрее и техничнее. Игроки даже выглядели иначе. Посмотрите на командные фотографии 1949 года. Алексей Парамонов (176 см) стоит посередине, как минимум пять одноклубников ниже ростом. Дангуловские взгляды на футбол и его нетрадиционные методы в подборе игроков создали спартаковский стиль, который со временем занял свое место в мифологии команды рядом со спартаковским духом. Идеями Дангулова прониклись не только игроки – их поддержали и болельщики, для которых новый стиль стал свидетельством прогрессивных спартаковских взглядов.
В то тяжелое время, в разгул ксенофобии и «борьбы с космополитизмом», был ли спартаковский выбор в пользу «социалистического интернационализма» осознанным? Тогда никто не говорил об этом, говорить так было бы равносильно самоубийству. Тем не менее разница между «Спартаком» и его московскими соперниками была совершенно очевидной. Спартаковцы Парамонов, Симонян, Ильин были меньше, быстрее, а те, что подлиннее и грациознее – Сальников, Нетто – играли в другой футбол, меньше ориентированный на физическую силу. Это было демонстрацией другого типа телесной культуры. Никто из них не выглядел как архетипичный русский мужик, образ которого в футболе олицетворял Всеволод Бобров. «Спартак» не играл жестко, не играл в длинный пас и «бей-беги». А другие советские команды играли именно так.
Неявной моделью для того «Спартака» может служить креольский футбол «Ривер Плейта». Именно такой футбол подарила миру Аргентина и Уругвай в 20-е и 30-е годы. Это был футбол, доведенный до совершенства миллионами испанских и итальянских иммигрантов в Латинской Америке, искусный и хитрый, чувственный и артистичный. Те же мужчины и женщины подарили миру другую экзотическую культурную форму – страстное и сексуальное танго. Для них футбол и танго были тесно связаны как практики, дающие возможность телу выразить то, что разум выразить не способен.
Разрешавший игрокам секс накануне игры, Дангулов вряд ли может считаться типичным советским тренером. Наоборот, характерный для него индивидуализм в сочетании с уважением к чужому мнению сближали его с другими лидерами команды. Он был немногословным человеком, обращавшимся к своим игрокам исключительно на «вы». Вместе со своим ассистентом, его более разговорчивым альтер-эго Владимиром Гороховым, Дангулов тратил много времени на индивидуальную работу с игроками, занимаясь техникой и встраивая их в свою тактическую систему.
Заядлый курильщик, он зажигал сигарету и погружался в альтернативную реальность на время матча, проводя всю игру молча и оживая только после финального свистка.
Он понимал, что команда не сможет играть в его футбол без определенного уровня гармонии.
50 важнейших людей в истории «Спартака»
Фото: Twitter/fcsm_official
Огромное спасибо за перевод отрывка. Приятно вспомнить, как столь разные люди отдавали свои таланты Спартаку.
Спасибо, г. Эдельман!
Спасибо, дорогой Абрам Христофорович!
И Уважаемый Автор - тоже спасибо!
А имя человека не всегда коррелирует с его национальностью.
В 58 году у Аргентины должно было быть нападение в лице Сивори, Ди Стефано, Анжелилло, Маскио. Это как у Бразилии убрать Пеле, Вава, Загало и Гарринчу.
По сути, в 58 году в финале должны были сойтись Бразилия с Аргентиной, но не срослось, по уровню состава.
На счет СССР в 58 году со Стрельцовым. Ну, не обыграли бы мы Бразилию, с ним или без, сами игроки той сборной говорили- максимум финал. Молодой Стрельцов мог обыграть сборную ФРГ, например.
На Олимпиадах все было не однородно, каждая Олимпиада до 1930- это свой отдельный уровень, некоторые эксперты полагают, что 1924 и 1928 был сопоставим с Кубком Мира, но и только.
Ну назвали свой клуб бразильцы в честь английского, ну и что, Англия в 50м из группы вышла?
Амадео Кариссо, Франсиско Ломбардо, Педро Дельяча, Хосе Рамон Дельгадо, Федерико Вайро, Нестор Росси, Эрнесто Грильо , Анхель Лабруна, Альфредо Ди Стефано... вышли бы против Венгрии в 54м в финале, я не знаю, кто-бы выиграл. Венгры обыгрывали англичан, так аргентинцы тоже. Гол Грильо англичанам в 53м году, был одним из самых знаменитых голов того времени.
Европейский футбол не был лучшим в мире до войны. У итальянцев в сборной в 1934 г Монти, Орси, Гуаита играли- великие аргентинские игроки.
Думаю классический состав нападения "Ла Макины" назовут и журналисты Киккера с Франс Футбол и ВорлдСоккер, может быть только Рабинер перепутает с КоСмоДзю.
"Неявной моделью для того «Спартака» может служить креольский футбол «Ривер Плейта»- это же не цитата Дангулова, а Эдельман мог видеть в этом стиле нечто большее, чем просто "южный стиль" по Филатову.
Т.е. он сравнил их стиль с лучшими образцами футбола того времени, вот и все.
Что касается "пингвинов"- так это = "Проблемы индейцев - шерифа не волнуют". Копа в Юж.Америке разыгрывалась с 16 года, часто ежегодно, это влияло на поднятие общего уровня футбола в регионе и создавало особый южно-американский стиль развития игры. Кроме того футбол стал почти религией в Юж.Америке. Социальным лифтом - из трущоб(фавел) в "красивую жизнь". И играют они в него круглый год. Одна из трибун стадиона в Монтевидео, носит имя легендарного Абдона Порте("Индеец"), капитан Насьоналя покончил с собой прямо в центральном круге стадиона , когда клуб решил от него избавиться. Человек не мыслил своей жизни вне Насьоналя.("El fútbol a sol y sombra"-Eduardo Galeano, изд.2006г) В этом вся Южная Америка. Посчитаем, сколько человек покончило с собой после поражения сборной Бразилии в решающем матче чемпионат мира 1950г?
В Европе, могут придумывать W-M, но страсть к игре, всегда будет важнее любой тактики. Это как танго, "танго криольо", которое завоевало весь мир. Одно из нематериальных достижений человечества.
Вот такие пингвины...
"Не думала, что за Чехословакию в тот год играли сплошь Платини, Костакуты, Барези, Мальдини, Тассоти и Джентиле."- не думаю, что без Мерсе, Барте и Эклинда итальянцы выиграли бы Кубок Мира 1934. По крайней мере прошли бы Испанию. Два сломанных ребра Заморы тому доказательство. Как и гол засчитанный еще до того, как мяч пересек линию ворот "Вундертим" Майзля, как и не назначенный пенальти за снос Недлы в финале. Да и не известно, чтобы Дуче сделал с той сборной без победы на домашнем Мундиале. Так что Меацца 38 год мог встретить в каком-нибудь концлагере или повторить путь Синделара...
Автор делает очень лестное сравнение для Спартака Дангулова.
Чемпионы мира до 1974 года. 5-4 в пользу Юж.Америки, при том, что Аргентина на большинство из них, либо не ездила, либо состав не сильнейший был. Межконтинентальный Кубок в пользу Юж.Америки. Пока в Европе готовились к Кубку Европы, Юж.Америка уже 27 Коп успела провести. Семь из которых выиграла Аргентина.
Про ОИ- это не аргумент, сколько раз на Олимпиадах сыграл Пеле или Ди Стефано? Кроме соц.стран она мало кого интересовала.
"Те спецы" по тактике регулярно обыгрывая европейские клубы и сборные на всех уровнях и их игроки постоянно играли в европейских топ-командах.
В 1956 году Аргентина с ним проиграла Уругваю на чемпионате ЮА.
За сборную Италии выступал с 1960 или с 1961 года.
Ди Стефано. Родился в семье итальянских мигрантов. Задолго до ЧМ-58 уже играл за Колумбию (лет за 7-8 до того турнира, не накануне его выдернули, как Стрельцова).
Маскио. Сын итальянских мигрантов.
Простите, а где здесь собственно аргентинцы? Диего, Пабло, Хулио?"
Лол, так это такие же аргентинцы. Там примерно 30-35% (до 40 даже) страны таких, сейчас просто сильнее растворились, по тем же именам-фамилиям.
Условные Диего, Пабло, Хулио - такие же мигранты, только испанские.
Коренные - только индейцы. По крайней мере, согласно официальной истории. И, кроме них, аргентинцев, значит, вовсе нет никаких, если родившиеся и сформировавшиеся полностью в местной футбольной культуре игроки - внезапно европейцы, с чего-то вдруг.
Капитан, сколько по вашему могли выиграть Кубков Мира аргентинцы, в период с 34-58, при наличие оптимального состава? Интересно мнение специалиста по теме.