6 мин.

Запрет на полеты в космос, замена ковров и три новых дома - самые безумные пункты в контрактах футболистов

Безумные суммы и готовность включать в контракты даже самые эксцентричные пожелания привлекают в Саудовскую Аравию множество звезд. Но и задолго до прихода в футбол миллиардов нефтедолларов игроки и клубы умудрялись включать в контракты удивительные и странные пункты. О самых ярких случаях я расскажу вам сегодня.

​​В 1999 году 30-летний полузащитник шведской сборной Стефан Шварц, поигравший до этого в «Арсенале», «Валенсии» и бок о бок с Батистутой в звёздной «Фиорентине», подписывал контракт с «Сандерлендом». Для «чёрных котов» этот трансфер был на тот момент самым дорогим в истории (£3,75 млн.), потому менеджмент клуба крайне скрупулёзно подошел к делу.

Как назло, прямо накануне подписания контракта Шварц умудрился в интервью проговориться, что его цель – полететь в космос и как можно быстрее. Космический туризм в те годы как раз готовился стать явью, говорили о нём на каждом углу, так что мечты шведского спортсмена выглядели реалистично.

Директор «Сандерленда» Джон Фиклинг немедленно потребовал включить в договор пункт, по которому он немедленно признается недействительным в момент покидания Шварцем земной атмосферы. Спорить было бесполезно и Стефану пришлось подписать контракт с этим необычным условием. «Сандерленд» ожидаемо стал первым клубом в звездной карьере Шварца, в котором он не выиграл ни одного трофея, зато в конце того же года Стефан был признан футболистом года в Швеции.

А через пару лет первым в истории космическим туристом стал Деннис Тито, заплатив за это 20 млн. долларов. Футболистам на стыке веков такие деньги все равно были еще не по карману, так что вряд ли Шварц мог сожалеть о подписании того контракта.

Если контракт шведа Стефана Шварца с «Сандерлендом» прославился пунктом о запрете полетов в космос, то другой скандинав, Ларс Бохинен, переходя в английский клуб, наоборот включил в соглашение условие об обязательных оплачиваемых полетах. Правда в пределах земной атмосферы. Сейчас расскажу подробнее.

В 1993 году в «Ноттингем Форест» закончилась эпоха великого Брайана Клафа. Недавний топ-клуб рухнул вниз из Премьер-лиги и жаждал немедленного возвращения. Деньги у команды были, ведь за последний год «лесники» продали за огромные по тем временам суммы нескольких лидеров, что во многом и стало причиной краха: Деса Уокера в «Сампдорию», игравшую в финале Кубка чемпионов, Тедди Шерингема в «Тоттенхэм», а переход Роя Кина в «Ман. Юнайтед» и вовсе побил британский трансферный рекорд. Но славы в недавнем прошлом великого клуба маловато, чтобы заманить классных игроков во вторую лигу, и получивший предложение от «Форест» Ларс Бохинен это прекрасно понимал.

Игравший в швейцарском клубе «Янг Бойз» полузащитник норвежской сборной решил воспользоваться ситуацией и выжать из руководства «Ноттингема» все до капли. Получив контракт от англичан, он выдвинул встречные требования. Например, шесть оплачиваемых клубом перелетов в Норвегию и обратно, чтобы Ларс не слишком скучал по родине. Кроме того, Бохинен хотел, чтобы «Ноттингем» трудоустроил его жену, просил включить условие о том, что он может играть лишь на позиции атакующего полузащитника, и даже потребовал заменить полы в предоставленном клубом доме, так как ворс от ковра мог «линять» и попадать ему в нос – всего порядка 50 пунктов разной степени эксцентричности.

На что-то клуб согласился, а на что-то нет, но главное, что Ларс стал в итоге игроком «Форест» и помог «лесникам» вернуться в Премьеру-лигу всего за год, после чего остался в Ноттингеме ещё на сезон в АПЛ, а затем перешёл в «Блэкберн Роверс» и оттуда – в «Дерби Каунти». После долгой игровой карьеры Бохинен освоил профессию тренера и теперь с переменным успехом работает наставником норвежских клубов. Интересно, вспоминает ли он свои эксцентричные требования к «Ноттингем Форест», когда ведёт переговоры по контракту с нынешними футболистами? Но примечательно, что, когда его сын Эмиль переходил в московский ЦСКА, Ларс рекомендовал ему осваивать новую культуру, быть скромнее и осторожнее. Впрочем, зарплату норвежца армейцы на всякий случай не разглашали.

А сам Ларс Бохинен, надо признать, запомнился в Ноттингемшире не только эксцентричными требованиями по контракту, но и весьма приличной игрой. Например, роскошным голом-парашютом в ворота «Тоттенхэма», разгромленного «лесниками» на «Уайт Харт Лейн» в 1994 году (4:1). Долгое время Бохинен пользовался любовью болельщиков «Форест», пока не сделал ещё один безумный поступок – набил на левой ноге татуировку с гербами всех трех команд АПЛ, за которые выступал. Так на его икроножной мышце рядом оказались эмблемы двух заклятых соперников: «Ноттингема» и «Дерби Каунти», что разозлило фанатов. Пожалуй, это было ещё более странно, чем прописывать в контракте замену ковра…

Предыдущие сюжеты были об известных и зрелых игроках в расцвете сил, выбивавших из клубов максимум условий. Следующая история будет о дебютанте, который слишком жадничал.

Нападающий Джузеппе Рейна был приглашен в «Арминию» из скромного клуба «Ваттеншайд 09», вылетевшего из второй лиги в третью. Казалось бы, великолепный шанс сделать карьеру для парня из провинции. Но Рейна не стал скромничать и захотел все и сразу. Помимо уже оговоренной зарплаты, Джузеппе потребовал включить в контракт пункт, по которому клуб должен был строить ему по дому в каждый из трех лет действия соглашения. К его удивлению представители «Арминии» быстро согласились на такое недешевое условие от малоизвестного игрока.

Секрет был прост: Рейна так хотел выторговать всего и побольше, что не удосужился даже уточнить, какой именно дом ему нужен – ни площадь, ни размер, ни местоположение. По итогам сезона клуб торжественно презентовал нападающему симпатичный домик из Lego. А затем еще один и еще один – по домику в год.

Рейна шутку оценил не сразу и поначалу даже пытался судиться с клубом, при этом продолжая регулярно выходить за него на поле. Впрочем, его игра далеко не всегда была блестящей, так что в итоге стороны урегулировали спор во внесудебном порядке.

Надо сказать, что Джузеппе извлек урок из этой истории. Когда по окончании контракта с «Арминией» ему поступило предложение из Дортмунда, он не стал выпендриваться и был куда умереннее в запросах. И пусть в стане «жёлто-чёрных» Рейна далеко не всегда был игроком основы, но все же завоевал единственный трофей в карьере – чемпионский титул сезона 2001/02.

Автор текста – Даниил Шульман-Симаков

Если вам понравилась эта статья, подписывайтесь на меня в Telegram. Там я ежедневно публикую интересные авторские материалы: https://t.me/rock_n_ball

Дорогие читатели, напоминаю, что на «Спортсе» появились донаты. Если вы захотите поддержать мой блог и канал, то вы можете сделать это в комментарии.