9 мин.

Болеем за наших! За наших ли? Часть первая

«Второй план» пытается разобраться в причинах уникального для России явления, которое для мировой практики нехарактерно – очень значительной доли болельщиков, симпатизирующих иностранным спортсменам. Причём в тех видах, где патриотизм вроде бы подразумевается сам собой.

«Евро-2012. Болеем за наших» - так называлась серия программ, вышедших на одном из российских федеральных телеканалов незадолго до старта прошлогоднего европейского футбольного форума. К слову, этот цикл получился не очень, особенно финальный выпуск, где параллельно с шедшим по другому каналу матчу открытия в красочной студии махали флагами и соревновались в проявлении патриотических чувств к российской сборной…

Стойте, я же не в блог о спортивном телевидении пишу. Так что подробный рассказ о той программе в рамки этого блога не входит. Тем более говорим мы вовсе не о футболе, который я в последний раз толком смотрел как раз во время Евро. И после безуспешных попыток найти в себе хоть какой-нибудь постоянный интерес к этому виду спорта понял, что это не моё. И с тех пор слежение за футбольными новостями свёл до минимума.

*   *   *

Но вернёмся к названию программы. Ключевая фраза этого названия продублирована в заголовке этой статьи. Использование этого сочетания из трёх слов, пусть одно из них и служебное, уже давно набило оскомину даже без уточнения, сделанного в заголовке и которому мы посвятим основную часть статьи. «Болеем за наших» - один из основных лозунгов, выдвигаемый практически всегда в тех случаях, когда сборная России имеет счастье (несчастье) попасть в сколько-нибудь значимые состязания. Сам он по себе содержит призыв – поддержать сборную России в данных состязаниях. Обычно при этом рассматривается одномерная плоскость – можно болеть за «наших», можно болеть не так сильно, а можно вообще не болеть, что автоматически приравнивается к отсутствию интереса к спорту. Можно и вообще упростить конструкцию до бинарной, исключив «промежуточные» варианты. Боление за «наших» не на 100, а на 80 или 60 процентов – как вы себе это представляете?

Лозунгу соответствует и мышление большей части людей, следящих в той или иной степени за спортивными событиями – в основном старшего поколения. К тем людям, которые стереотипу не соответствуют, они относятся в лучшем случае с удивлением, в худшем – с негодованием. Это вполне естественно. Точно так же, как и, по мнению этих негодующих любителей (в той или иной мере) спорта, абсолютно неестественным является обратное поведение, конкретно яростная или не очень поддержка иностранцев. И вот тут стоит начать по-настоящему.

*   *   *

Понятно, что в какой-то степени иностранные любимцы могут быть у всех, даже у самых ярых патриотов. Касается это, конечно, тех соревнований, где сборная России либо не участвует, либо выбыла из борьбы, либо заведомо ни на что, включая внимание публики и телевизионщиков, не претендует. Чаще всего такие «любимцы» возникают в конкретном турнире или даже матче, и говорить о каком-либо «болении» в данном случае некорректно. Так что сразу оговариваюсь, что эти ситуации подробно мы рассматривать не будем.

Из нашего ряда выпадают также «иностранные» симпатии там, где деление на «наших» и «ненаших» зачастую расплывчато. Это прежде всего клубный футбол, а также индивидуальные виды спорта, наподобие тенниса или автогонок. Космополитизации футбола способствует огромное количество легионеров в ведущих клубах, которые представляют собой, по большей части, сборные мира. И говорить о каком-либо патриотизме тут уже не всегда уместно, хотя большинство «традиционных» болельщиков не восприняло новомодные тренды и болеет за всех российских команд в еврокубках, независимо от предпочтений на национальном уровне. А индивидуальные виды сами по себе не способствуют выражению патриотическим чувств, потому что участники состязаний «Большого шлема» или гонок «Формулы-1» выступают не за страну, а сами за себя (теннис) либо за какую-то коммерческую команду, что сближает автогонки с футболом. Хотя «патриотический» тренд и тут появляется, но он не такой сильный, как в тех видах, о которых мы поговорим прямо сейчас.

Теннис, клубный футбол, автогонки объединяет то, что за «чужих» там болеют не только у нас. Об этом очень красноречиво говорит то, какое огромное количество телекомпаний по всему миру показывает английскую премьер-лигу. Сейчас подходит пора очередного тендера на право транслировать АПЛ – да, как это ни странно, но про него я напомню и здесь. Потому что я уверен, что схватка за сильнейшую по среднему уровню футбольную лигу мира пойдёт ожесточённейшая, причём не только и, возможно, даже не столько у нас. Это показывает, что в этом случае мы не выбиваемся из мирового тренда, скорее напротив, идём вместе с ним широким шагом.

*   *   *

Но есть другие виды спорта, в которых боление за «наших», как правило, не просто допускается или поощряется, а предполагается самой структурой этих видов, потому что в них идёт борьба не только спортсменов, но и стран. К ним относятся и профильные для «Второго плана» лыжи с биатлоном. Про них и поговорим.

Казалось бы, что может способствовать проникновению на нашу землю неведомо откуда взявшего явления – боления не за Гараничева и Легкова, а за Фуркада и Нуртуга? Ведь и Гараничев, и Легков, и многие другие российские биатлонисты добиваются успехов, временами очень значительных. Фуркад и Нуртуг, конечно, тоже добиваются успехов, и тоже значительных, может быть, даже более. Но вряд ли количество набранных Фуркадом очков в зачёт Кубка мира способствует его приоритету перед российскими спортсменами. «Глорихантерство», конечно, тоже встречается, но я бы не стал считать, что погоду определяет оно.

Другая приходящая в голову причину – визуальная привлекательность спортсменов или спортсменок. Это уже более убедительно, но спотыкается об один аргумент. Почему-то в других странах при выборе объекта боления такой параметр, как красота, не играет решающей роли. А вот у нас фраза «Болею за …, потому что он (она) лапочка» вполне возможна.  Значит, глубинная причина вовсе не в красоте. А в чём?

*   *   *

Думаю, стоит учесть два вышеназванных фактора – они играют не решающую, но роль в выяснении правды, что же подвигает наших биатлонно-лыжных болельщиков и особенно болельщиц радоваться победам не Малышко, а Свендсена. Распределение болельщиков по половому признаку, кстати, тоже любопытная тема, которая в чём-то имеет отношение к этой. Я думаю, что мы к ней ещё приступим.

Скажу сейчас банальную вещь, но я вижу основную причину создания базиса для биатлонного «непатриотизма» в особенностях русского менталитета. Не в обобщённом смысле, а применительно к определённым слоям населения. Это прежде всего жители городов, молодого возраста (а значит, не испытавшие либо незначительно испытавшие на себе тяжесть советской пропагандистской машины), активно осваивающие новейшие средства коммуникации.

Кто-то может предположить, что «непатриотизм» - следствие (латентной) русофобии. Грань между «патриотизмом» и «русофобией» на самом деле очень тонка, и человеку, который узнаёт новости не только от Дмитрия Киселёва, сделать однозначный вывод, являются ли патриотами деятели нашей оппозиции, трудно. Развитие политической темы не является основной целью этой статьи.

Ключевым вопросом при рассмотрении этой проблемы с точки зрения «русофобии» является отношение субъектов исследования, то есть «непатриотичных» болельщиков, к сборной России. Очень часто оно самое что ни на есть позитивное, более того, «чужие» спортсмены по сравнению со «своими» вторичны. Правда, именно такие люди основными субъектами статьи не являются, скорее побочными – из той же серии, как указанные выше «симпатизирующие».

А вот те люди, которые за «наших» вроде бы болеют, но меньше, чем за иностранцев, интереснее нам. Очень часто у тех же людей в качестве любимого вида спорта проходит теннис. А в нём «индивидуальное» боление первенствует над «национальным». Биатлон и лыжи просто под влияние этой моды попали.

Те же, кто к российским спортсменам относится плохо, вполне могут называться русофобами. Я не вкладываю в это слово негативного оттенка, считая, что это всего лишь констатация факта, а не оценка. Считаю, что каждый может болеть за того, за кого считает нужным. И соответственно, против того, кого считает нужным. Разумеется, оставаясь при этом в рамках норм этики. Чему «русофобы» нашего сайта соответствуют, стоит признать, не всегда.

Есть ещё и третья группа – те, кто к россиянам относятся равнодушно. Я бы её назвал более «мягким» ответвлением группы «русофобов». И причины, повлиявшие на их мировоззрение, однотипны. «Патриоты» любят кивать на пагубное влияние 90-х – дескать, именно благодаря русофобской пропаганде в то десятилетие сформировалась группа людей, для которых Родина – это пустой звук. Я думаю, это полуправда. Действительно, влияние ревизионистских настроений того времени имеет место быть. Но оно не является однозначно пагубным. Разница же между второй и третьей группой заключается уже в индивидуальных особенностях характера, переживаниях, связанных с исходом конкретных гонок и представляет собой частные случаи, которые будут рассматриваться во второй части. А у нас ещё первая не закончилась.

*   *   *

Итак, базис сформирован – небольшая, но активная часть лыжно-биатлонных болельщиков предпочитают россиянам каких-либо иных спортсменов. Но в последние годы градус непатриотизма стал зашкаливать, и если не так давно про российских поклонников Бьорндалена знали немногие, то теперь знают практически все, а многие ещё и сами являются ими.

Конечно, само по себе это явление в нашей постсоветской стране распространиться так широко не может. Нужен какой-нибудь помощник. И он нашёлся!

Помните,  в начале статьи я вспоминал про передачу, посвящённую чемпионату Европы? Её ведущим был хорошо известный спортивный комментатор, чьей основной специализацией является биатлон. Некоторые считают, что благодаря ему биатлон и стал так популярен. Но не в этом суть. Суть в том, что этот комментатор, оказывается, вполне может относиться к первой группе «непатриотов». Он имеет явные симпатии среди спортсменок, которые не скрывает, а как раз наоборот – проявляет при каждом удобном случае. В частности, он ведёт на федеральном канале программу под названием «Биатлон». Название действительности не соответствует – биатлона там нет. Есть биатлонисты. По большей части иностранные. И уж тут он разворачивается!..

Но программы ему мало. Он и в репортажах проявляет ту же неуёмную любовь к иностранцам и иностранкам. Ладно бы проявлял – мы-то не против! Но иногда из-за этой любви он невольно, а то и намеренно принижает российских биатлонистов и особенно биатлонисток, чей тренер подвергается разгрому даже при относительных успехах. А это попахивает выделенной нами второй группой, условно окрещённой «русофобами». А ведь сам «голос биатлона» начинал как чуть ли не «квасной», выражаясь «русофобским» лексиконом!

Вряд ли можно сказать, что этот комментатор явно заставил болеть за «чужих» всю Россию – скорее он показал, что патриотизм – уже не так модно, зато иметь иностранного кумира – наоборот. Многие, в основном новые болельщики, эту моду восприняли, и теперь Россия (и страны СНГ, но уже под её влиянием) коренным образом отличается от других стран в болельщицкой расстановке «свои – чужие».

*   *   *

И последняя ремарка. Лыжные гонки в России, увы, не так популярны, как биатлон. И аналогичные биатлонным тенденции проявляются, во-первых, не так ярко (хотя у нас появилось  огромное количество симпатизирующих Юстине Ковальчик, вероятно, из-за Веретельного), во-вторых, являются прямым следствием и в какой-то мере продолжением биатлонных. Отдельного исследования для выявления их причин не требуется.

Как вы уже догадались, вслед за первой частью последует вторая. Если первую условно можно назвать «теорией», то вторая – самая что ни на есть «практика». Мы запланировали опрос завсегдатаев биатлонного и лыжного разделов сайта, обеспечив плюрализм мнений – от крайних «русофобов» до ярых «квасных». Заниматься им буду не я, а мой соавтор Валерия Кукалёва (больше известная тут как D@ffna). Но в любом случае, надеюсь, что мы вас не разочаруем.

А пока… пока!

P. S. Специально делаю уточнение, потому что много комментариев уже содержат одну и ту же ошибку. Под "патриотизмом" ("непатриотизмом") в данной статье в большинстве случаев стоит понимать не словарное определение этого термина, а поддержку исключительно либо преимущественно спортсменов из своей страны (в случае "непатриотизма", соответственно, из других стран).