Кленовый сироп к футболу
FC Edmonton
Североамериканский спорт – отличный пример профессиональной работы с болельщиками и построению прибыльных спортивных брендов. Разумеется, ошибки случаются и здесь. Блог Низы футбола с любопытством начинает исследовать дела клубов за океаном. По традиции оставим за скобками, напичканную звездами, лигу MLS, и отправимся прямиком во второй американский дивизион по соккеру – North American Soccer League или NASL, в гости к клубу из Канады.
![](http://ex-imageshack.us/a/img845/6257/s74w.jpg?f=webp&q=90)
Нашими сегодняшними героями будет футбольный клуб «Эдмонтон», который был создан пару лет назад специально для участия в молодой лиге. Сейчас в разгаре третий ее розыгрыш. В регионе, где основной вид спорта хоккей и американо-канадский футбол, очень тяжело пробудить в людях интерес к европейскому футболу. Например, хоккейный клуб «Эдмонтон Ойлерз» выступает в НХЛ и имеет серьезные традиции, и огромную армию поклонников по всему миру.
![](http://img11.ex-imageshack.us/img11/5660/6xt8.jpg?f=webp&q=90)
ФК «Эдмонтон» был основан в 2010 году и сразу принялся искать пути к сердцу потенциальных болельщиков. У основателей нового футбольного клуба в Эдмонтоне перед глазами были печальные примеры неудачных соккер-проектов в городе. В 2004 году потерпел полный крах один `амбициозный` проект «Эдмонтон Авиэйторс». Клуб был вынужден расформироваться, едва отыграв лишь один сезон. Причина банальна как мир – клуб не рассчитал свои финансовые дела и не потянул требования для профессиональных клубов. И теперь новый футбольный клуб в Эдмонтоне создается с учетом прошлых грабель, хотя не имеет со своими предшественниками ничего общего. Главная задача для нового клуба это завоевание симпатий.
![](http://img819.ex-imageshack.us/img819/6092/np2u.jpg?f=webp&q=90)
Вот так должен будет выглядеть новый стадион «Эдмонтона», если руководству удастся реализовать все свои честолюбивые планы. В ход идут все возможные маркетинговые трюки. Красочная реклама и достойный сайт пытаются воздействовать на умы потенциальных болельщиков. Одной из мер повышения популярности являются специальные летние лагеря или футбольные кэмпинги, куда приглашаются дети разных возрастов, чтобы провести 3-4 дня на свежем воздухе, рядом с футбольной командой. Одно из развлечений – игра в футбол. Самые талантливые ребята имеют шанс получить приглашение в футбольную школу «Эдмонтона», а другие просто хорошо и с пользой провести время и, возможно, в будущем будут приносить клубу деньги, уже как болельщики. Посещение кэмпинга отнюдь вещь не благотворительная. Стоимость такого отдыха для детей обойдется родителям в 199 долларов. Среди других рекламных мер – продажа сезонных абонементов и билетов на 5 игр сезона, с призывом: `Купи билет – Построй стадион!`
![](http://img17.ex-imageshack.us/img17/7035/hs74.jpg?f=webp&q=90)
Плановая вместимость будущего стадиона 8000 зрителей. По сути это будет не абсолютно новый стадион, а реконструкция старого. Сейчас «Эдмонтон» проводит матчи на стареньком Кларк Стэдиум, который видел игры команды по канадскому футболу «Эдмонтон Эскимос», а также сгинувших с футбольной карты «Эдмонтон Дриллерс», «Эдмонтон Брикмэн» и «Эдмонтон Авиэйторс». «Кларк Стэдиум» вряд ли впечатлит кого-то своей инфраструктурой. На нем есть ровно то, что необходимо для проведения матчей и минимального удобства гостей. И еще на поле там есть разметка - наследство от канадского футбола, специального кленового вида спорта, который рядовой болельщик вряд ли отличит от традиционного американского футбола.
![](http://img15.ex-imageshack.us/img15/6494/v4v6.jpg?f=webp&q=90)
![](http://img545.ex-imageshack.us/img545/6316/y2kp.jpg?f=webp&q=90)
В нагрузку к NASL, «Эдмонтон» также участвует в регулярном первенстве Канады по футболу, в котором определяется участник в Лиге чемпионов КОНКАКАФ от Канады. На данный момент турнир разыгрывают четыре канадских профессиональных клуба, три из которых представляют MLS. Чемпион 2013 года – «Монреаль Импакт», с Марко Ди Вайо в составе. Для участия в этом турнире «Эдмонтон» использует в качестве домашнего стадиона шестидесятитысячный Коммонвилс – дом Эскимосов, представителей того самого канадского футбола, который в Эдмонтоне очень популярен. Нашим же героем едва удается собирать на своих играх тысячу зрителей, но владельцы ФК «Эдмонтон» называют свое детище долгосрочным проектом.
![](http://img221.ex-imageshack.us/img221/151/7dv9.jpg?f=webp&q=90)
Основатели клуба не стали мудрить с эмблемой, выбрав классический вариант, подчеркивающий принадлежность к Канаде. ФК «Эдмонтон» выступает в черно-синей форме дома и в белоснежно белой на выезде. Болельщики называют свою команду прозвищами Эддис и Кролики. Второе стало следствием случая, когда кролик выскочил на поле во время одного из матчей. Владельцы команды Дэвид Фат и Том Фат верят в хорошее будущие своей команды.
![](http://img404.ex-imageshack.us/img404/6199/ui1d.jpg?f=webp&q=90)
Они добились больших успехов в бизнесе. Их семье принадлежит крупная компания Fath Group и еще множество компаний поменьше, в том числе, например, компания по выполнению асфальтных и дорожных работ. Именно она является одним из спонсоров футбольной команды. Огромное количество дорог и асфальтного покрытия на западном побережье Канады – работа их катков, лопат и рук. С ноября 2012 года с командой работает тренер Колин Миллер.
![](http://img24.ex-imageshack.us/img24/1118/ju97.jpg?f=webp&q=90)
Тренер провел с ФК «Эдмонтон» полный цикл подготовки перед стартом нынешнего сезона. После неудачного прошлого сезона, когда Эддис заняли последнее восьмое место в своем дивизионе и не смогли выйти в плей-офф, владельцы долго подыскивали нового кандидата и остановились на Миллере. 48-ми летний тренер – урожденный шотландец, со всеми вытекающими из этого чертами характера. В Канаде считается очень перспективным специалистом. В молодости он выступал за сборную Канады, где долгие годы был одним из основных игроков. На данный момент Колин Миллер еще и тренер Кленовых листьев. Его позвали туда в качестве приглашенного тренера для участия в золотом кубке КОНКАКАФ 2013, который пройдет в июле этого года. В NASL как раз запланированы летние каникулы на это время. Владельцы Эдмонтона дали добро на временное совмещение постов. В ФК «Эдмонтон» тренер вынужден работать, не имея в своем составе звезд, и посему вынужден делать ставку на молодежь. Буквально совсем недавно Хансон Боакай впервые дебютировал в составе «Эдмонтона», что совпало с его дебютом во взрослом футболе.
![](http://img27.ex-imageshack.us/img27/2381/3bcw.jpg?f=webp&q=90)
Мальчишка появился на поле в возрасте 16 лет 231 день в матче против лидера дивизиона – «Каролины». Хансон стал самым юным участником турнира за всю историю лиги. Интересно, что своим дебютом он перекрыл рекорд своего тренера Колина Миллера, который в 1982 году совершил свой ранний дебют в семнадцатилетнем возрасте. Юный полузащитник уже привлекался в юношескую сборную команду, где полюбился болельщикам. Боакай имеет гвинейские корни, но проживает в Канаде большую часть своей жизни и готовится дебютировать за основу Кленовых листьев. Паренек грозит стать одним из первых крутых выпускников «Эдмонтона», куда он был привлечен по специальной программе в 2011 году. Для достижения больших целей ему и его партнерам еще предстоит пройти трудный путь.
![](http://img268.ex-imageshack.us/img268/4372/77k7.jpg?f=webp&q=90)
Эдмонтон – нефтяная столица Канады. Город является экономическим центром провинции Альберта. В Эдмонтоне находится множество важных для Канады научных центров и промышленных предприятий. Население города превышает 817 тысяч человек. Здесь жизнь кипит, и серьезно отличается от тихих будней в мелких канадских городках, ведь жители Эдмонтона ощущает себя жителями мегаполиса. Экономика Эдмонтона перспективна для инвестиций и продолжает расти каждый год.
![](http://img850.ex-imageshack.us/img850/7967/72ux.jpg?f=webp&q=90)
Тем удивительнее, что в таком крупном городе до сих пор не было маломальски конкурентно способной команды по соккеру. Это упущение пробуют исправить предприниматели из семейства Фат. Возможно, их спокойная и равномерная работа даст плоды в будущем. Простые канадские семьи будут усаживаться перед экраном в ожидании очередного матча ФК «Эдмонтон». Скрашивать свое ожидание, макая блинчики и оладушки в кленовый сироп, а самые активные болельщики займутся тем же самым, но на свежем воздухе вблизи от нового стадиона. Американцы и канадцы умеют преподносить спортивное событие. Сделать из блеклого матча эпическое зрелище, способное приковать к себе внимание зрителей.
![](http://img856.ex-imageshack.us/img856/655/8tm7.jpg?f=webp&q=90)
Отдельные группы болельщиков уже начали перенимать лучшие образцы европейской поддержки. Этот сезон в NASL проходит по новой схеме. Чемпион определится в двухматчевом противостоянии, а финалистами будут победители весеннего и осеннего чемпионата. Осенняя часть турнира стартует в августе и к семи командам участницам добавится еще одна – «Нью-Йорк Космос». Клубы сыграют в два круга каждый с каждым.
![](http://img21.ex-imageshack.us/img21/7871/n80m.jpg?f=webp&q=90)
У «Эдмонтона» уже нет шансов стать чемпионом Spring Championship, а вот побороться за победу Fall Championship еще можно. Формат соревнования оставляет возможность для чуда. Черно-синие цвета ФК «Эдмонтон» вызывают в памяти параллели с раменским «Сатурном», и лишний раз заставляют поразмышлять о том, как не просто новой команде вести борьбу за зрителя и продержаться наплаву продолжительный период. Тем интереснее время от времени обращать внимание на новые футбольные клубы и следить за развитием ситуации в Эдмонтоне и других подобных проектах.