4 мин.

«Деньги ему не нужны». Как принципиальность стоит Маррею миллионов

В блоге «С миру по Нитке» – статья Даниэль Россин из Bloomberg о том, как Энди Маррей планирует превратить из теннисиста в бизнесмена.

После того, как Энди Маррей стал первым британцем, выигравшим «Уимблдон» после Фреда Перри в 1936 году, эксперты прогнозировали, что он может заработать до 75 миллионов долларов на спонсорских контрактах. Через два года после победы над Новаком Джоковичем в финале Маррей все еще отстает от своих соперников, и является седьмым по объему заработка среди теннисистов. Иначе он и не хочет.

По словам Мэтта Джентри, управляющего менеджерской компании Маррея под названием 77, британец отказался от миллионов потенциального заработка за счет спонсорских контрактов.

«Если это будет влиять на его расписание тренировок, или если он не верит в продукт, он не будет его рекламировать, сколько бы ему ни предложили. Он довольно принципиальный человек. И ему не нужны деньги».

По расчетам Forbes, Маррей зарабатывает 19.2 миллиона долларов в год за счет призовых и спонсорских контрактов. 17-кратный чемпион турниров «Большого шлема» Роджер Федерер возглавляет список с заработком в 56 миллионов долларов за счет призовых и долгосрочных контрактов с такими компаниями, как Nike, Rolex и Credit Suisse. Девятикратный чемпион «Ролан Гаррос» Рафаэль Надаль занимает второе место с заработком в 44.5 миллиона долларов, а третьим стоит Новак Джокович с заработком в 33.1 миллиона долларов.

Маррей за карьеру заработал 38 миллионов долларов призовых, и у него есть контракты с производителем спортивной одежды Under Armour, шотландской страховой компанией Standard Life и производителем ракеток Head.

«Для игрока и для спонсоров лучше, если игрок показывает лучшую игру на крупных турнирах, – сказал Маррей за неделю до «Уимблдона». – Последние несколько лет я старался сократить свою работу со спонсорами на неделе перед «Шлемами». И мне кажется, что это помогает моим выступлениям».

Маррей инвестировал в недвижимость в Великобритании и в США, а также в проекты поближе к дому. В 2013 году он купил отель неподалеку от родного Данблейна за 2.5 миллиона фунтов и превратил его в элитное заведение.

Стартапы

В прошлом месяце Маррей вошел в консультационный совет сайта Seedrs, который за три года работы в сфере краудфандинга обеспечил финансирование примерно 200 компаниям в сфере здоровья, спорта и нательных технологий. Как рассказал главный эксперт по инвестициям Том Дэвис, команда Маррея связалась с Seedrs год назад.

Пока что Маррей инвестировал в две компании, включая производителя здоровых напитков, продукт которого очень впечатлил его диетолога.

«Самое прекрасное, что если он инвестирует в компанию, он может и использовать продукт, и рекламировать его», – сказал Дэвис.

По словам Джентри, в ближайшие пять лет игрок планирует довести количество компаний, в которые он вложился, до 40. Еще он планирует создать небольшое менеджерское агентство, которое будет работать с другими звездами спорта. Маррей займет в нем роль наставника.

«Замысел состоит в том, чтобы создать набор компаний в разных сферах и заработать на его популярности, – сказал Джентри. – У него осталось еще четыре-пять лет в игре».

Свой подход

Подход Маррея к бизнесу – это не все, что выделяет его среди теннисистов. Он единственный игрок Топ-50, которого тренирует женщина – француженка Амели Моресмо. Еще он был одним из первых, кто собрал вокруг себя команду из тренера, физиотерапевта, тренера по физподготовке и пресс-агента.

На следующий день после исторического триумфа на «Уимблдоне» Маррей сказал, что теннисистам «наверное, слишком много платят».

По словам Карстена Тоде, главы отдела стратегического развития компании Synergy, которая занимается консалтингом в области спонсирования и уже два десятилетия работает над олимпийскими программами, отношения между спортсменами и брендами являются двусторонними.

«Он не интересен брендам, потому что они не интересны ему. Очень многим крупным компаниям нужно отдаваться полностью. Будет ли тебе комфортно говорить о компании, на которую тебе на самом деле наплевать? Для этого нужен особенный человек».

По словам Джентри, Маррей может добавить в свое портфолио один или два бренда – в области автомобилей и формальной одежды. Новые сделки будут посвящены правам на использование образа, так что эти сотрудничества не будут отнимать у Маррея очень много времени.

И хотя большинство стартапов терпят крах, Маррею нравится его новая роль.

«Вкладывать к компании, которые тебе интересны, – это немного другая деятельность. Если это что-то из сферы спорта, технологий и других областей, которые мне интересны, то это может быть очень даже весело».

Фото: Global Look Press/imago sportfotodienst; Gettyimages.ru/Chris Jackson, Anthony Devlin – WPA Pool