8 мин.

Особые приметы

Спортсмены – люди суеверные. О происхождении примет и их влиянии на жизнь теннисистов, футболистов, а также голубей – в очередном выпуске блога «С миру по Нитке».

Поскольку завтрашний дамский финал «Уимблдона» волнует меня не сильно (уж простите, поклонники сестер Уильямс), а нагнетать напряжение перед мужским еще рановато, предложу вам забавную статью из «Таймс» по поводу примет в спорте. Автор – Мэтью Сайед, называется – «Очень суеверные: Энди Мюррей, «Уимблдон» и другие спортивные звезды».

«Странные ритуалы теннисистов сейчас выставлены напоказ на «Уимблдоне», но не только теннисисты полагаются на приметы.

Теннисисты вообще забавные ребята. Вы обращали внимание на то, что они всегда просят три мяча вместо двух, что они берут полотенце не для того, чтобы утереть пот, а для того, чтобы изгнать демонов из головы, что они бьют мячом о корт перед подачей строго определенное и всегда постоянное количество раз? Они ведут себя так, словно любое отклонение от заведенного распорядка может обрушить мир на их головы. Иногда кажется, что «Уимблдон» – это не теннисный турнир, а огромный съезд людей, страдающих обсессивно-компульсивными расстройствами (прим. невроз навязчивых состояний — психическое расстройство, при котором у больного невольно появляются навязчивые, мешающие или пугающие мысли (навязчивые идеи). Он постоянно и безуспешно пытается избавиться от вызванной мыслями тревоги с помощью также навязчивых и утомительных действий-ритуалов).

Но приметы, тики и ритуалы, столь любимые топ-игроками, не сосредоточены только на корте. Они приобретают еще большее значение, когда бедняжки возвращаются домой после матчей. Горан Иванишевич втемяшил себе в голову, что, если он выиграл матч, он должен повторить все, что он делал в предыдущий день, включая еду, разговоры с людьми и даже телепередачи. В тот год, когда он победил на «Уимблдоне», ему пришлось смотреть «Телепузиков» каждое утро все две недели турнира. «Иногда это было очень скучно», – говорил он.

Но самую большую возможность проникнуть в сюрреалистические закоулки внутренней жизни спортсмена над дала Серена Уильямс, когда отвечала на вопрос, почему она проиграла на «Ролан Гаррос». Это из-за осечек ее форхенда? Недостатка физической готовности? Неучастия во многих важнейших турнирах в этом году? Вот, что сказала эта великая женщина: «Я неправильно завязала шнурки, не ударила мячом пять раз перед подачей, я не принесла на корт свои тапочки для душа. У меня не было запасного платья. Я знала, что это судьба».

Так вот в чем дело.

Все это поднимает ряд вопросов. Это врожденная ненормальность топ-теннисистов? Являют ли они собой подобие секретной масонской ложи, причастность к которой определяется описанными выше тремя чудаковатыми ритуалами или, скажем, четырьмя, если вы Майлс Маклэган, тренер Энди Мюррея, который настаивает на использовании одного и того же тренировочного корта в одно и то же время каждый день. Или, может быть, эти разнообразные суеверия сообщает нам что-то важное не только о человечестве, но и о других видах на планете?

Ответ можно найти в жизни голубей. Правда-правда. Эти пернатые, понимаете ли, являются теннисистами птичьего мира. Они соревнуются друг с другом. Они исполняют забавные ритуалы. Можете не верить мне на слово, таково мнение Б.Ф. Скиннера – человека, который широко известен как отец современной психологии. «Более суеверных крылатых позвоночных вы вряд ли найдете», – сказал Скиннер. Ну, я немножко перефразировал, но вы поняли.

Точка зрения Скиннера основана на эксперименте, который он проводил в 1947 году. В нем он сажал голодных голубей в клетку, соединенную с автоматическим механизмом, который подавал птицам еду «через регулярные промежутки времени, независимо от их поведения». Он обнаружил, что голуби связывали появление пищи с тем действием, которое они совершали в этот момент. И что же они делали? Они продолжали выполнять то же самое действие, даже если оно не имело эффекта в виде появления пищи.

Вот слова Скиннера: «Одна птица считала условием появления пищи необходимость совершения двух-трех кругов против часовой стрелки внутри клетки. Другая билась головой в один из верхних углов клетки. Третья повторяла движение головой, похожее на то, будто она поднимает невидимый брусок головой».

Я знаю, я знаю – это нельзя сравнивать со странным поведением спортсменов на «Уимблдоне», но разве вы не видите связи? Голуби вели себя так, как будто он могли влиять на механизм, точно так же, как Иванишевич думал, что может повлиять на исход предстоящего матча, смотря «Телепузиков». Излагая это формальным языком, они увидели случайную связь между каким-то особенным типом своего поведения и желательным событием. А затем (совершенно неправильно) сделали вывод, что эта связь является постоянной.

Неужели Иванишевич действительно верил, что его примета работает? Или он просто нас надул? Давайте послушаем самого человека, вот что он ответил на вопрос, отказался ли он своего ритуала, когда тот перестал срабатывать: «Нет, это работает. Я же выиграл «Уимблдон». Так что он действительно верил. Что касается голубей, у них, к сожалению, невозможно взять интервью.

Тот факт, что голуби и человеческие существа разделяют подобную склонность к вырабатыванию ритуалов, предполагает, что поведение, основанное на приметах, появилось довольно рано в истории эволюции. Но совершенно точно можно утверждать, что сейчас это широко распространено, особенно среди Homo Sapiens. Больше половины американцев признаются, что до какой-то степени являются суеверными. И это не только глупые и необразованные люди. Студенты Гарварда часто натирают ботинки статуе Джона Гарварда на удачу.

Если присмотреться, суеверное поведение присутствует везде. Снова слова Скиннера: «В человеческом поведении этому много аналогов, например, ритуалы поведения игроков за картами. Или представьте себе игрока в боулинг, который бросил шар, но продолжает вести себя так, будто по-прежнему контролирует его, двигая плечами и руками. Такое поведение, конечно, не имеет никакого реального воздействия на человеческую удачу или на шар, двигающийся по дорожке. Точно так же, как пища появлялась в клетке голубей, независимо от их поведения».

Но тогда встает еще один более глубокий вопрос – почему же многие из нас придерживаются разнообразных ритуалов, которые не имеют никакой связи с желаемым событием? Или, другими словами, почему суеверное поведение так распространено, и не только внутри нашего вида, если оно не приносит никакого ощутимого результата? И вот здесь вопрос становится действительно интересным. И ответ на него, как и на множество других интересных вопросов, лежит в истории эволюции.

Вообразите пещерного человека, который пошел собирать ягоды в кустах рядом с его жилищем в скале. Он слышит какой-то треск в кустах, делает неправильный вывод, что там затаился лев, и сматывается. Он даже проникается суеверным недоверием к этим кустам и в дальнейшем обходит их за километр. Является ли эта примета проблемой для пещерного человека? Нет, если поблизости много кустов с ягодами, где он может добывать свое пятиразовое питание.

Но предположим, что там действительно живет лев. В таком случае поведение пещерного человека выглядит не просто разумным, а спасает ему жизнь. Таким образом, тенденция связывать случайные события, которые на самом деле не связаны, дает огромное преимущество в процессе эволюции, обеспечивая человеку некий кокон безопасности в опасном и беспорядочном мире. Единственная оговорка (в соответствии с некоторыми сложными областями математики, известными как «теория игр») такова – ваши приметы не должны оказывать слишком большого влияния на вашу жизнь, особенно, если они ни на чем не основаны.

Именно так приметы выглядят в современном мире. Некоторые верят в гороскопы, но мало кто позволяет им диктовать свое поведение. Некоторым нравится надевать одни и те же счастливые ботинки на каждое собеседование, но при этом их шансы на успех никак не зависят от ботинок. Некоторые любят ударять мячом перед подачей ровно семь раз, и, конечно, они не правы, когда предполагают, что это увеличивает вероятность их победы, но это и не вредит их игре (хотя ужасно раздражает зрителей).

Только в том случае, если наши приметы начинают противоречить нашим внутренним целям и побуждениям, только тогда мы погружаемся в иррациональность достаточно глубоко, чтобы у нас был риск заполучить диагноз «обсессивно-компульсивное расстройство». Возьмем Коло Туре, защитника «Арсенала», который настаивает на том, что он должен последним выходить из раздевалки после перерыва между таймами. Не проблема, подумаете вы, а между тем, когда его партнер по команде Вильям Галлас получил травму и нуждался в медицинской помощи во время перерыва (этот матч был в феврале), Туре оставался в раздевалке, пока Галласу не оказали помощь, и поэтому «Арсенал» был вынужден начать второй тайм с девятью игроками.

Когда приметы, которые должны помогать, начинают вредить, вероятно, наступает время отбросить их прочь. Вместе с кроличьими лапками, подковами и пятаками под пяткой».

Очень было бы интересно, если бы вы поделились – кто что знает, читал, слышал о приметах разных теннисистов. Я уже начинаю думать, не провести ли расследование еще и на эту тему.

Кстати, немного о традициях. Кайя Берджес приводит некоторые интересные факты их истории «Уимблдона». Впервые за 132-летнюю историю турнира, на «Уимблдоне» отбросили префиксы Мисс и Миссис для женщин на табло.

Хотя у мужчин во Всеанглийском клубе никогда не было приставки Мистер, женщины всегда имели обозначение своего формального статуса перед фамилиями. В этом году, однако, организаторы приняли решение убрать их с табло.

Эти префиксы будут заменены на имена теннисисток, которые ранее были сокращены до инициала, например «Мисс М. Навратилова».

Однако арбитры на вышке должны будут по-прежнему называть уимблдонских дам Мисс или Миссис, поэтому Лора Робсон будет зваться «Мисс Робсон» для судей, но на табло будет обозначено «Лора Робсон (GBR)».

Это изменение позволит разрешить проблему, когда на корте встречаются сестры, например финалистки в женском одиночном разряде Серена и Винус Уильямс. Арбитры на вышке будут делать различие между ними, называя Мисс Серена или Мисс Винус Уильямс.

Если уж говорить о девушках «Уимблдона», надо сообщить, что первый Уимблдонский турнир состоялся в 1877 году, и в течение 7 лет это было исключительно мужское состязание. А девочки, подающие мячи, появились на Центральном корте в 1985 году, до этого мячи подавали только мальчики.

До сих пор игроков просят кланяться королеве или принцу Уэльскому, если они находятся на матче. Но королева не посещала турнир с 1977 году, когда британка Вирджини Уэйд победила на турнире, а принц Чарльз в последний раз был на «Уимблдоне» аж в 1970. Зато старая традиция кланяться или делать реверанс в сторону Королевской ложи при входе и выходе с Центрального корта, была отменена относительно недавно по просьбе герцога Кентского, который сказал, что это не соответствует представлениям о современном спорте. Именно герцог и герцогиня Кентские чаще всего посещают турнир, и именно они чаще всего находятся в Королевской ложе.