4 мин.

Год без Жюстин

Рассказывают Бонни Д. Форд, Джеймс Мартин, Стив Тиньор, Абигайль Лордж и Пол Аннакон.

Чуть больше года назад Жюстин Энен села перед полностью забитым журналистами залом, выдавила усталую улыбку, взяла беспроводной микрофон, решительно выпятила подбородок и донесла до всех шокирующую новость о том, что она уходит из профессионального тенниса в возрасте 25 лет.

Это можно сравнить с бомбой, взорвавшейся в сердце женского тенниса, воронка от которой дымится до сих пор. Энен забрала с собой то, что так всегда интересно в индивидуальном спорте – чемпионские результаты, дополненные красивой жизненной историей. Этот провал со временем будет заполнен, но пока еще зияет.

За то время, что ее нет, в Туре сменилось пять первых ракеток. Но это не самое страшное. Соперничество Жюстин с такими людьми, как Ким Клийстерс, Амели Моресмо и сестры Уильямс, было столь захватывающим и непримиримым по одной простой причине. На корт выходили люди, очень сильно отличающиеся друг от друга и по игровым стилям, и как личности. У этих дуэлей была история, был контекст, было напряжение и своеобразие.

Сама же Энен являла собой пример самого профессионального и преданного теннису человека, и это в эпоху, более озабоченную производством звезд, чем чемпионов. Она полностью посвящала себя победам на турнирах и для этой цели использовала каждую крошку потенциала, заключенного в ее хрупком теле и в ее уме. Именно поэтому ее отсутствие так нарушило баланс сил в женском теннисе.

Тур потерял не просто лидера, он потерял художника. Энен для женского тенниса была тем же, чем Федерер для мужского – маэстро всех покрытий с полным арсеналом разнообразных ударов. Игра таких мастеров остается эстетически привлекательной для зрителей независимо от того, выигрывают они или проигрывают. Можно ли сказать это о ком-либо еще? WTA-тур активно продвигает конфетные личики, но для любителей тенниса по-настоящему красивой всегда была стильная и ровная игра Жюстин Энен. В мире монотонного силового тенниса она показывала, что есть еще место для игры с лета и резаного одноручного бэкхенда.

Интересно, что уроки тенниса от Жюстин Энен Пол Анакон написал для любителей, которые не обладают выдающимися физическими данными.

1. Подача. Энен доказала, что не надо быть Карловичем для того, чтобы твоя подача была эффективной и мощной. Она добивалась этого за счет движения, максимально выпрямляясь и устремляясь вверх всем телом сразу после подброса мяча. Как и другие игроки маленького роста, например, Майкл Чанг, Жюстин постоянно работала над своей подачей, понимая, что самый важный момент – это использовать ее тактически. Раз нет возможности забить соперника силой, подача должна быть началом комбинации. Ее надо выполнять очень точно, пытаясь убрать соперника в определенный участок корта, открывая себе возможности для дальнейшей атаки. Это заставляло ее рисковать, вызывая двойные ошибки.

2. Одноручный бэкхенд. Она умела (и сейчас, наверное, умеет) выполнять его без вращения, с вращением, резаный, использовать в защите, чтобы запутать оппонента, чтобы делать виннерсы из любой части корта, удивлять соперниц укороченным, в общем, делала им, что хотела. Даже не сам удар, а разнообразие его вариаций, было ее козырем.

3. Форхенд. Самое опасное оружие бельгийской теннисистки. Огромное количество виннерсов она делала именно форхендом с отскока.

4. Правильный выбор позиции. Многие игроки страдают тем, что не могут выбрать правильные моменты, чтобы сыграть агрессивно. Но Жюстин всегда была безупречно умна в выборе ударов. Она мгновенно понимала, когда ее соперник сыграл недостаточно сильно или слишком коротко, и использовала свой атлетизм и скорость, чтобы принять этот мяч рано и атаковать.

5. Самоотдача. Все годы ее пребывания в туре, если у нее и была какая-нибудь психологическая слабость, так это избыток желания. Случались моменты, когда к концу турнира «Большого шлема» она перегорала, но это объяснимо. Она понимала, что с ее физическими кондициями ей надо играть в два раза лучше, чем остальные, чтобы добиваться успеха. Жюстин относилась к своей работе чрезвычайно серьезно, и даже проиграв в финале турнира «Большого шлема», что является огромным ударом для большинства игроков, на следующий турнир она снова выходила собранной и готовой к борьбе.

Лучше всех о Жюстин сказала аналитик ESPN.com Мэри Карилло: «Я скучаю по ее совершенству. На грунте она была так беспощадна, так хорошо натренирована и так технически и тактически приспособлена к этому покрытию. Она была такой маленькой, а грунт делал больших игроков меньше нее. Современный женский теннис настолько предсказуем со своими перестрелками с задней линии. А она была таким хорошим контрастом. Когда она появлялась на турнирах, она была в форме и приезжала побеждать. Когда ты смотрел ее игру, ты чувствовал, что ты в хороших руках. Она никогда не выигрывала «Уимблдон», но, вероятно, со временем бы поняла, как сделать это».

Возможно, возвращение Марии Шараповой, а также те эмоции, которые вызвали у Динары Сафиной слова одной «истинной первой ракетки», подарят туру два красивых и ярких противостояния, только вот, в обоих задействована Серена, а она не так много играет. Нам остается только ждать и надеяться на наших.

А Жюстин Энен чувствует себя хорошо. Она наслаждается новой жизнью, открывает для себя новые вещи. Недавно на «Ролан Гаррос» открылась аллея ее имени. Жюстин приехала на открытие, и все видели, как она похорошела, как она улыбалась и какой удивительно ненапряженной и спокойной она выглядела. По ее собственному рассказу, она только этой весной вернулась в спортивный зал, чтобы набрать форму, после операции на колене. При этом форму она набирает для себя, а не для того, чтобы вернуться в теннис. «Я думаю, не каждый решится на такой шаг, и, может быть, некоторые хотят вернуться, потому что не знают, что делать. Уйдя из спорта, ты должен открыть себя и построить новую жизнь».