8 мин.

Главное, чтобы костюмчик сидел

Незадолго до «Уимблдона» все новости были заполнены показами футболок, шортов, кепок, а также платьев, напульсников и т.д., в которых основные действующие лица сыграют на турнире. Особенное внимание привлек новый наряд Федерера. Размышления на тему этого костюма от Питера Бодо в очередном выпуске блога «С миру по Нитке».

Современный большой спорт – это уже не просто спортивные состязания, и даже не просто индустрия – это что-то мировоззренческое. Спортсмена в нем рассматривают, как это говорят иностранцы, как role-model – образец для подражания. Важно не только то, насколько он успешен в своем виде спорта, а как он ведет себя, что говорит, как отдыхает, как и что ест, как кричит (если кому интересно, Лари Скотт тоже высказался на тему криков и заявил, что WTA будет бороться с ними). Все помнят недавнюю историю с Ришаром Гаске, эта тема так долго обсуждалась и приобрела такой резонанс именно потому, что он спортсмен. Дискуссия выглядела примерно так – одни говорили: как он мог, на него же смотрят дети, – а другие говорили: это ваши дети, и воспитывать вы должны их сами.

В этой формируемой всем околоспортивным миром модели, где спортсмен –  не просто Надаль, Федерер или Кольшрайбер, а ролевая модель для миллионов,  особенное внимание уделяется тому, как спортсмены одеваются. Казалось бы, какая нам разница – но футболки и шорты, которые носит кумир миллионов, приносят деньги компаниям, их производящим. Но и этого мало. Оказывается, одежда спортсмена должна нести в себе некий смысл, посыл или, как говорится, месседж для тех, кто смотрит на этого спортсмена. Лично я никогда не задумывалась, какой смысл может нести в себе спортивный костюм. Ну футболка, ну платьице, ну шорты. Зачем разрабатывать их годами, вкладывать деньги и так далее? Но наткнувшись на статью Питера Бодо на эту тему, я немного задумалась. Поскольку всем известно, что Бодо большой выдумщик и фантазер, не стоит воспринимать это всерьез, но принять как повод поразмышлять на эту тему все же стоит.

Но начать хочу не с Бодо. Вообще спортсмены, даже великие, они как дети. Вот, например, слова величайшего теннисиста, обладателя всевозможных трофеев, 27-летнего миллионера, женатого человека, почти молодого отца Роджера Федерера о своем новом костюме на «Уимблдон»: «В раздевалке все говорили о нем. Люди говорили: «Ого, выглядит здорово!». Это четвертый год, когда мне разрабатывают специальную линию, и я всегда надеюсь, что она будет выглядеть здорово. Мы проводим все свое время, говоря о форхендах и бэкхендах, так что иногда бывает полезно сменить тему. Когда я был в Индиан-Уэллсе, я встретился с людьми из Nike, и после этого начался долгий процесс разработки, который все же показался мне забавным.

Будет ли в этом году блейзер? Или кардиган? У них всегда много отличных идей. И даже если сначала мне кажется, что это выглядит неправильно, в конце получается здорово. В этом году это нечто более современное, чем прошлогодний пиджак. И все же на «Уимблдоне» я хочу отдать должное традициям. Выходя на корт, я бы мог надеть наверх что-то темное, ведь потом я это снимаю, но мне нравится уважать традиции».

Ну а теперь перейдем непосредственно к Бодо. Он начинает с рассказа о чешской теннисистке Петре Цетковской, которая проиграла Павлюченковой в первом круге, но все же побывала на «Уимблдоне» и имела возможность столкнуться плечом к плечу с Роджером Федерером, который ей нравится, потому что, по ее словам, «он отличный спортсмен и хороший человек». Итак, Бодо: «Федерер, возможно, великий игрок и хороший человек, но его последние утверждения в области моды предполагают, что он хочет быть воспринимаемым как какая-то шишка на ровном месте, что, скорее всего, неправда. Но если Роджер не может проконтролировать то, что нам говорит его одежда, то кто может? Этот последний наряд можно ожидать увидеть на ком-то, совершающем морской круиз, или, скорее, на ком-то, кто играет такую роль в телесериале. Очень неприятно, что Федерер, который постоянно заявляет, что любит традиции, выглядит какой-то гротесковой пародией на них. Кем он старается быть? Большим Биллом Тилденом? Или Доном Хо (прим. – известный поп-певец), постригающим свой газон?

Что меня больше всего удивляет, так это то, что Роджер, кажется, этого не понимает. Я подозреваю, что весь этот дизайнерский и маркетинговый народ из Nike приходит к нему и поет ему трогательные песни про то, какой он посол всего традиционного, и он слабеет в коленках и попадает в одну безумную модную катастрофу за другой. 14-кратный победитель турниров «Большого шлема» и многообещающий модник превращается в болвана и, как какой-нибудь ничего не подозревающий младший братик, позволяет своей сестре и ее подружкам играть с ним в модный магазин. Ну и что будет дальше – помада и мамочкины вещи?

Я поднимаю эту тему с чувством дежа-вю, ведь все, что я говорю, относится не только к дендификации Роджера. Помните ранние года Агасси, Nike одевал Андре в костюмы клоуна Бозо, подгоняемый все той же склонностью к преувеличению. Все это исходит от желания помочь клиенту позиционировать и идентифицировать себя, и если клиент кажется не слишком сведущим в вопросе, они стремятся найти ему подходящую нишу.

В случае с Андре, это была ниша яркого молодого бунтаря, полной катастрофы для пожилых леди и джентльменов, прогуливающихся в белом. Мы видели, к чему это привело (ядовито-розовые леггинсы под грязно-серыми шортами в том числе). Единственное, чего Nike не сделал в своих попытках распространить этот образ среди молодых бездельников, это не додумался прикладывать бесплатную пачку сигарет к каждой проданной рубашке. И все это повредило Андре в глазах тех, кто не мог разглядеть его самого в этих коммерческих играх.

В случае Роджера, это ниша надменного и непримиримого сноба (или того, во что вот тот талантливый бунтарь-Агасси мог бы вырасти, если бы его рано поймали и переучили). Этот образ предназначен для другого слоя – более старшего и более состоятельного. Образ, создаваемый Роджером, обращен к удачливому денди, ездящему в «Порше», любящему старину, смотрящему поло и посещающему загородный клуб.

Почему каждый из нас должен захотеть быть одним из этих двух типов, спросите вы. И есть ли достаточное количество оснований закачивать такое количество денег в эти кампании? Вот здесь все немножко усложняется, появляются стратегические нюансы. В комментариях кто-то заметил, что нельзя купить и половины тех вещей, в которых Роджер рассекает по Уимблдону. Так в чем же дело?

Должен признаться, что лично я никогда не пытался найти кошелек с надпись RF или блейзер с астрологическим знаком и лавровым веночком вокруг него. Но, согласитесь, есть особый смысл в том, что эти вещи нельзя купить. Я имею в виду, что если бы каждый Том, Дик и Гарри мог пойти в магазин и прикупить для себя уимблдонский пиджачок Роджера Федерера, что бы это означало для того образа Роджера-сноба и для основной мысли этой кампании? А мысль эта заключается в том, что он – Роджер Федерер, а ты – нет.

С другой стороны, если ты действительно хочешь прикоснуться к своему кумиру, и при этом смирился с мыслью, что никогда не станешь таким же классным и крутым как Роджер, то можешь выразить свою болельщицкую любовь и низкую самооценку, сломя голову рванув в магазин Nike, чтобы купить очень милую футболочку с логотипом RF на груди всего за 40$. И этого тебе должно хватить – ведь, как мы уже говорили раньше, он – Роджер Федерер, а ты – нет.

Видимо, Nike обратил внимание на то, что его ценный теннисный клиент появляется на модных показах с Анной Винтур (прим. – главный редактор американского издания журнала Vogue, по многим отзывам прототип героини книги «Дьявол носит Прада»). Никто же не носит эти причудливые костюмы, в которых модели разгуливают по подиуму, так? Это же искусство, так? Значит, вам и не надо покупать и носить федереровские костюмы – футболки или, если вы уж совсем хотите приблизиться к кумиру, поло за 65$ будет в самый раз.

Нет, я думаю, это замечательно, что Роджер старается следовать традициям и все такое, но этот костюм переходит все границы. И хотя я не большой фанат гольфа, мне кажется, что построить с Nike гораздо более правильные отношения удалось еще одному потенциально бессмертному – Тайгеру Вудсу. Каждый раз, когда я вижу его на поле, он одет в действительно привлекательные и полностью соответствующие ситуации вещи – элегантные в рациональном, спортивном и функциональном исполнении. Почему же Nike не удалось одеть Тайгера в столь же чрезмерной манере? Должно быть, это сам Тайгер просто сказал: «Ни за что».

Роджер, возможно, получает безобидное удовольствие от этих ролевых игр. В глубине души он, возможно, считает, что это здорово, что он может выйти на корт, выглядя как герой «Возвращения в Брайдсхед» (прим. – роман Ивлина Во), а потом заставить оппонента истекать кровью. Но я думаю, что смысл этих костюмов ужасен. Мне кажется, что Роджер очень наивный. Может быть, и классно выглядеть, как слащавый сериальный красавчик, а потом раздавать пинки направо и налево, втирая грязь своего величия в лица противников. Но, в конце концов, слишком много людей посмотрят на прикид Роджера и скажут: «Этот парень классно играет в теннис, а выглядит как слюнтяй. Наверное, весь теннис такой».

В общем и целом, Роджер Федерер заслуживает большего, чем этот имидж. А теннису было бы гораздо лучше, если бы быть он был представлен как спорт, преодолевающий все социально-экономические барьеры и стереотипы, к которым привязаны последние костюмы Федерера. Роджер, тебя используют. Проснись, позвони Тайгеру и спроси его об этом».

P.S. Я не знаю, насколько серьезно можно все это воспринимать. Но скажите мне честно, поклонники Надаля, вам действительно нравятся попытки сделать из яркого, волевого, темпераментного испанского парнишки что-то гламурно-розовое? И скажите мне, поклонники Федерера, вы действительно думаете, что интеллигентный взрослый человек, в каждом движении которого на корте присутствует естественная красота и гармония, должен выходить на корт в белых брюках и кителе с золотом? А это, между прочим, два человека, олицетворяющих этот спорт на данный момент. В чем-то я Бодо понимаю.

P.P.S. Фотографию выбрал фоторедактор