5 мин.

Песни Серены

На носу Открытый чемпионат Австралии – и у многих претенденток на титул наверняка гора с плеч упала после слов великой Серены Уильямс о том, что она «не любит теннис». А вот блоггер Sports Illustrated Кортни Нгуен считает, что делать выводы о «старости» и «усталости» неукротимой американки преждевременно, и даже опасно. О том, почему не стоит верить усыпляющим бдительность сетованиям Серены – в блоге «С миру по Нитке».

Каковы отношения Серены Уильямс с теннисом? Они так же сложны, как и она сама – то есть, очень.

Интернет загудел после того, как Уильямс сказала, что не любит теннис и вообще никогда не любила спорт. «По-моему, леди слишком много говорит» ( «Гамлет», в переводе Пастернака «леди обещает», что подходит по контексту, но у Шекспира слово protest дает простор для трактовок). Если продолжать сыпать цитатами из Шекспира, то это  «много шума из ничего». А, и еще про огарок, который «дотлевает».

 «Сегодня я не люблю теннис, но я здесь, и я не могу без него жить, – сказала Уильямс после победы в первом круге турнира в Брисбене, – Я здесь и в ближайшее время не хочу никуда уходить. Не то чтобы я его разлюбила. Я на самом деле никогда не любила спорт и не понимаю, почему стала спортсменкой. Мне не нравятся тренировки. Мне вообще не нравится делать что-то, связанное с физическими нагрузками».

Вообще-то Серена любит сказать что-нибудь эдакое. Иногда она выдает что-то мудрое, иногда – откровенное, а иногда ее слова ничего не значат, но все начинают искать в них смысл. В конце концов, именно эта дама в прошлом году призналась: «Иногда я вру, просто чтобы соврать». Может быть, поэтому реакция на ее слова варьировалась от изумленного всплескивания руками до гнева с одной стороны, и смеха с другой. Эта реакция зависит от вашего общего восприятия Уильямс. Если проще, все зависит от того, насколько хорошо вы, по вашему мнению, знаете Серену.

Так какова она – настоящая Серена Уильямс? Никто из нас не знает, что творится у нее в голове – у нас есть только список ее достижений, набор цитат и огромный архив загадочных сообщений в твиттере. И поиски во всем этом «настоящей» Серены – это безумно сложное упражнение на построение догадок.

Но на самом деле, все это вместе и есть настоящая Серена Уильямс. Серена, плачущая на корте после поражения на «Уимблдоне», это та же Серена, которая через полгода говорит, что никогда не любила спорт и не любит теннис. Серена, набрасывавшаяся на Динару Сафину за то, что та была «бесшлемной» первой ракеткой мира, это та же Серена, которая приятельствует с Каролин Возняцки. И Серена, которая во время матча издает первобытные крики и выглядит как качок, это та же Серена, которая сидит дома, красит ногти и без конца думает о мальчиках. Это самая настоящая девочка из всех девочек, запертая в теле, которое заставляет окружающих думать, что она непробиваемый и невозмутимый атлет. И этот когнитивный диссонанс создает все проблемы с ее имиджем. Непоследовательность преследует ее везде – и на корте, и за его пределами. Но именно непредсказуемость делает ее такой интересной спортсменкой и личностью.

И все же Серена просто обязана любить спорт. Человек не может выиграть 13 турниров «Большого шлема», попутно стать мультимиллионером, перешагнуть 30-летний рубеж, пережить смертельно опасную болезнь, отдавая все силы вернуться в игру – при этом работая над «физикой» так, как никогда – если он не любит теннис.

И пусть сегодня она не любит теннис (сделаю упор на то, что она употребила слово «сегодня», о котором многие забыли). И что? Даже если воспринимать все сказанное буквально, что это на самом деле значит? В лучшем случае, то, что Уильямс в тот день встала не с той ноги. В худшем – что она, как многие, застряла на нелюбимой работе, делает там все, что может, и при этом пытается найти счастье где-то в другом месте. Что здесь плохого?

Учитывая все вышесказанное, я думаю, что у слов Уильямс есть другой смысл, и он напрямую связан с ее желанием вернуться на вершину. Хотите мотивировать Серену? Скажите ей, что она не сможет. Скажите, что она аутсайдер, спишите ее со счетов, не придавайте ей значения, не считайтесь с ней, скажите, что она слишком стара, что ее форма слишком плоха, что она слишком нестабильна, что она много отвлекается и не сможет победить. А если у вас нет дровишек, чтобы подкинуть в ее костер, она никогда не постесняется вас ими снабдить.

И сейчас, когда эта история заставляет болельщиков и экспертов ставить под сомнение ее стремление к очередной победе на «Шлеме», они сидит в отеле со льдом на лодыжке (а это, если хотите знать мое мнение, гораздо более серьезная помеха ее австралийской кампании, чем любовь или нелюбовь к спорту) и заряжается ею, этой историей. «Вы думаете, что я больше не могу выигрывать? Ну-ну, посмотрим».

И когда все говорит против нее, Уильямс достает откуда-то свой крутой заносчивый норов, расправляет плечи, задирает нос  и с одержимостью доказывает «ненавистникам», что они не правы. Не стоит удивляться ее недавним выступлениям для прессы – она говорила, что не поехала в прошлом году в Азию, потому что ей не хотелось играть, что в этом году будет играть по облегченному расписанию, а также рассуждала о своей нелюбви к спорту. Она все это уже проходила, и не раз – так она избавляется от давления и дает всем повод списать себя со счетов. Предоставьте Серене Уильямс 5 000 причин, по которым она не может доминировать в туре и выиграть семь матчей за две недели, и она сделает все, чтобы предоставить вам одну-единственную, по которой она все это может – она Серена Уильямс.

Ведь что бы там ни было, 17 лет это срабатывало.