12 мин.

Виктор Васильевич Тихонов – великий тренер СССР. Три года без него

тихонов

 

«Глядя на него, представляешь себе, что он только что получил плохое известие. Морщины бегут по высокому лбу, а глубоко посаженные глаза то и дело вспыхивают, хохолок волос топорщится, а по бокам хорошо видна седина… Тем не менее создается впечатление, что он держит все нити управления в своей цепкой руке твердой хваткой. Является ли это впечатление верным? Нет. Вне льда он вполне дружелюбный человек, который к тому же с уважением разговаривает с представителями средств массовой информации. Просто он очень серьезно относится к обязанностям главного тренера в советском хоккее. Откровенный и простой, Тихонов резко отличается от тренеров по нашу сторону океана. Он хочет только выигрывать. Только это.

…Говорят, никто не видел, как Тихонов улыбается. Однако кто видел улыбающимся Скотти Боумэна? Говорят, что Сазер последний раз смеялся в 1963 году. А много ли раз улыбнулся в нынешнем сезоне Арбур (тренер команды «Нью-Йорк Айлеидерс»)?

Тренерская философия Тихонова вращается вокруг одного слова – «дисциплина».

Цитируя Тихонова, Дойл привел следующее высказывание: «Я хотел бы тренировать до тех пор, пока буду чувствовать, что могу дать еще что-то хоккею. Когда тренер перестает быть новатором, когда у него нет новых идей, тогда это становится плохо для хоккея. Тогда надо уходить».

Пришло ли такое время для Тихонова?         

«Нет, комрад, нет» – таким ответом на собственный вопрос завершил материал о советском тренере корреспондент Пэт Дойл для газеты «Калгари сан» под заголовком «Мастер дисциплины».

тихонов

 

Перечислять заслуги великого хоккейного тренера можно бесконечно – в качестве игрока Виктор Васильевич Тихонов становился чемпионом Советского союза (1951-1954), обладатель Кубка СССР (1952), в качестве тренера – Чемпион Олимпийских игр (1984, 1988, 1992), Чемпион мира (1978, 1979, 1981-1983, 1986, 1989, 1990), обладатель Кубков Вызова (1979) и Канады (1981), 13-кратный обладатель Кубка европейских чемпионов (1978-1990), Чемпион СССР (1978-1989), обладатель Кубка СССР (1978 и 1988)… Так можно продолжать ещё долго.

тихонов

 

Совсем недавно мне посоветовали книгу «Надежду, разочарования, мечты…», в которой отписывается жизнь человека, хоккей без которого нельзя представить. Эта книга вдохновила на данный текст про одного из самых великих тренеров в истории. Ниже интервью, которое было взято у Тихонова в Чехословакии для братиславского еженедельника «TIP» (это собрат советского журнала «Футбол-Хоккей»), которое не публиковалось на русском языке:

тихонов

 

«– Какими словами вы воодушевляете хоккеистов, когда ваша команда проигрывает?

– Как вы понимаете, в области человеческих отношений, в области педагогики и психологии, в управлении коллективом нет, да и не может быть, готовых решений, годных на все случаи жизни: в каждом коллективе свой микроклимат, свои неписаные законы. И если тренер стремится воодушевить своих игроков в трудную для команды минуту, он каждый раз призван искать новые пути к душам своих подопечных, новые аргументы и новые доказательства, новые, наконец, слова и интонации. Штамп, клише убивают мысль, губят слово. К общим рассуждениям хоккеист привыкает, и знакомые, не раз слышанные слова не могут его воодушевить. И потому каждый раз я ищу новые мысли, новые аргументы, которые могли бы убедить команду, что борьба не закончена, матч еще не проигран, что можно и нужно сражаться за победу до конца.

Я сказал «убедить команду». Но команда – это два с лишним десятка разных людей. И то, что покажется убедительным молодым хоккеистам, едва ли воодушевит многоопытных мастеров.

тихонов

 

– Почему вы решились тренировать первую сборную?

– Говорят, что каждый солдат носит в своем ранце маршальский жезл. Каждый тренер мечтает поработать, проверить свои возможности, занимаясь с командой более высокого класса. Я был вторым тренером московского «Динамо» в то время, когда этим клубом руководил Аркадий Иванович Чернышев. Работать было интересно, однако хотелось посмотреть, чего же стою я сам. Смогу ли добиться успеха, если не будет прикрывать меня своей широкой спиной уважаемый, маститый тренер. Решил рискнуть. Взял команду, выступающую во второй группе класса «А». Сумел помочь рижским динамовцам перейти в первую группу класса «А», а затем и в высшую. Я работал со второй сборной, с «экспериментальной» сборной. Потом получил приглашение возглавить ЦСКА и первую сборную Советского Союза, и, естественно, мне показалась чрезвычайно увлекательной перспектива работы с первоклассными мастерами и первоклассными коллективами.

тихонов

 

– Что для вас хоккей?

– Хоккей для меня всё! Жизнь во всем многообразии ее проявлений. Работа и отдых. Хобби, развлечение и серьезные поводы для размышлений. И я, поверьте, никогда не жалел, что стал тренером.

тихонов

 

– Каким видится вам идеальный хоккеист? Как бы вы составили шестерку идеальных хоккеистов?

– У меня слишком много пожеланий спортсмену, чтобы я мог раз и навсегда сформулировать те критерии, которым должен отвечать идеальный хоккеист.

Меньше всего я хотел бы заниматься составлением символических сборных, шестерок, как говорят в Чехословакии, «снов», ибо не суждено было встретиться на хоккейной площадке Всеволоду Боброву и Бобби Орру, Ульфу Стернеру и Вячеславу Фетисову, Ивану Глинке и Морису Ришару. Как сравнить мастерство хоккеистов разных поколений? Оснований – реальных, разумных – я не вижу, и потому все мои идеи будут беспочвенными домыслами.

тихонов

 

– Самый счастливый момент в вашей тренерской судьбе?

– Безусловно, те минуты, когда закончился поединок команд Чехословакии и Советского Союза на чемпионате мира в Праге весной 1978 года. Я имею в виду тот матч, который выиграла наша команда со счетом 3:1, тот матч, который принес нашей команде золотые медали. До этого, два года подряд, чемпионами мира становились чехословацкие хоккеисты. Теперь же победа досталась нам.

тихонов

 

– Согласились бы вы тренировать сильнейший в мире клуб «Монреаль Канадиенс»?

– Во-первых, утверждение о том, что «Монреаль Канадиенс» – лучшая в мире хоккейная команда, кажется мне слишком категоричным. Этот клуб пока не выступал в Европе, на привычных нам площадках, где публика столь же страстно, как и за океаном, поддерживает «своих», где заокеанским хоккеистам потребуется испытать все трудности акклиматизации. Во-вторых, я такое приглашение получил от нескольких клубов НХЛ. Думаю, ответил тогда я, что в Канаде достаточно квалифицированных, досконально знающих свой хоккей специалистов, чтобы клубы НХЛ могли обойтись и собственными силами.

тихонов

 

– Почему результаты советских футболистов отстают от результатов хоккеистов?

– Вопрос этот, в сущности, не ко мне. Я работаю в хоккее. Хотя и очень люблю футбол, однако не берусь объяснять, почему наша сборная никак не может стать чемпионом мира. Тут могут быть разные ответы, поскольку причин много: футбол явление сложное, чрезвычайно сложное, многогранное, и судить со стороны о том, что там происходит, было бы рискованно.

тихонов

 

– Где больше риска – в работе тренера клубной команды или в работе тренера сборной?

– Сказать трудно. Знаю только, что поклонники команды, болельщики не хотят мириться ни с поражениями клуба, ни с неудачами сборной команды. И в том и в другом случае от нас ждут только побед, только успеха.» 

тихонов

 

Виктор Тихонов в своей команде во всех спорах и дискуссиях с игроками всегда требовал одного: доказать, убедить фактами. Только фактами, а не ссылками на авторитеты, цитаты, мнение большинства. Только факты, только реальность, неопровержимая и убедительная, весомы для Тихонова. Принцип доказательности особенно важен, когда речь идет о команде. Хоккеист, споря с тренером, исходит из собственных оценок, пристрастий, интересов. В основе его позиций – индивидуальная психология, а тренер призван учитывать психологию и интересы коллектива.

Жизнь большой спортивной команды определяется в решающей мере стилем руководства человека, ее возглавляющего. Умением руководителя потребовать исполнения своих решений.

Какой стиль руководства со стороны тренера предпочтительнее? Авторитарный? Демократический? Руководство должно быть жестким, но Тихонов подразумевает при этом внимательнейшее отношение к каждому хоккеисту, к каждому члену своего коллектива. Равные и ровные отношения со всеми: заслуги и титулы чемпионов здесь ни при чем. Ни в коем случае не заискивать перед лидерами, – это ведет к обоюдному поражению: и ведущих мастеров, и тренера.

тихонов

 

На рубеже 80-х годов в связи с тем, что закончили свою блистательную карьеру Якушев и Михайлов, Петров и Шадрин, Лутченко и Цыганков, в связи с тем, что не стало Харламова, и завершили выступления Юрий Ляпкин и Александр Гусев, в печати появились высказывания о том, что теперь в нашем хоккее нет звезд. Писали, что есть команда-звезда, но явный дефицит игроки-звезды.

Потери для сборной были чувствительные. Сошли со сцены хоккеисты, из года в год, из сезона в сезон возглавлявшие команду, выручавшие ее десятки, если не сотни раз в самых ответственных матчах. Ушли выдающиеся спортсмены, гордость нашего хоккея. И возникли сомнения в боеспособности сборной. Точнее, они впервые возникли раньше, когда стало ясно, что первая тройка перестает быть той силой, на которую можно рассчитывать в любой ситуации.

тихонов

 

Все истины в хоккее относительны. Хорошо, когда в команде звенья равны. Точнее, равно сильны. Но Виктор Васильевич ничего не имел против того, чтобы одна из пятерок была особенно сильна. Как это, кстати, было у нас на чемпионате мира 1983 года, где звено Игоря Ларионова оказалось на голову сильнее всех: все пятеро – впервые в истории мировых чемпионатов – вошли в символическую «сборную мира», избираемую журналистами.

Время меняется, и меняются старые концепции. Должны, по крайней мере, меняться. Сегодня невозможно опираться на то, что было приемлемо и надежно вчера. Меняется хоккей, меняется темп игры, возрастают нагрузки, приходящиеся на долю спортсменов.

тихонов

 

Если ударная пятерка проводит на льду больше 40 процентов игрового времени, то едва ли такое ведение матча украшает команду. Возникают вопросы: может ли эта команда полагаться на остальных своих хоккеистов? Или принуждена она рассчитывать только на нескольких лидеров?

В расчете на одно, ударное звено – очевидная слабость команды. Любой. В том числе и сборной. Как бы сильны ни были лидеры, два звена соперника, играя против ударной пятерки поочередно, заставят ее действовать в непривычно высоком темпе, а трем нападающим не по силам тот темп, тот объем движения, с которым справятся шесть форвардов. При условии, конечно, что это квалифицированные хоккеисты. Но в национальных сборных выступают умелые игроки. Значит, ударная пятерка начнет ошибаться, лишится своего бесспорного преимущества в технической и тактической подготовке. Превосходство лидеров в классе будет сведено к минимуму. Первоклассные мастера будут принуждены играть в таком темпе, при котором умные игроки станут выглядеть дураками.

Традиционно место звена определяется соотношением сил в команде – тот, кто показывает лучший результат (больше забивает, меньше пропускает – прежде всего в матчах с главными соперниками, в борьбе с ударными звеньями противника), тот, кто проявляет – и это главное – моральную стойкость в трудных матчах, в сложных ситуациях, тот и получает право называться первым.

тихонов

 

На встрече с поклонниками хоккея Тихонов получил записку: «Виктор Васильевич! Вы не уточнили одну вещь – какое звено вы назовете ударным, если результаты у всех звеньев одинаково высокие?»

Ответ, по-моему, очевиден. Если все одинаково сильны, то это команда-звезда.

Команда, о которой мечтают все тренеры.

Именно две такие команду тренировал Виктор Васильевич Тихонов – команда-звезда - ЦСКА и сборная СССР.

тихонов

 

Виктор Васильевич Тихонов – это человек, имя которого долгое время было подлинным синонимом советского хоккея. Много лет он выступал в качестве игрока, а затем сумел сделать успешную карьеру как хоккейный тренер и функционер. В конце ноября 2014 года Виктор Тихонов оставил этот мир, однако слава этого легендарного игрока все также продолжает жить в сердцах многих поклонников отечественного хоккея. Легендарный советский хоккейный тренер Виктор Васильевич Тихонов скончался на 85-м году жизни 24 ноября после продолжительной болезни. Причиной смерти стала остановка сердца. Первые сообщения об ухудшении здоровья тренера появились в конце октября этого же года - проблемы с сердцем. Накануне 24 ноября его здоровье резко ухудшилось, он был доставлен в реанимацию, но врачи не смогли его спасти.

СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ ВЕЛИКОМУ ЧЕЛОВЕКУ И ВЫДАЮЩЕМУСЯ ХОККЕЙНОМУ ДЕЯТЕЛЮ ХОККЕЯ. ПОМНИМ, ЛЮБИМ, СКОРБИМ.

тихонов

 

P.S. Ниже фильм 2004 года, который был создан зарубежными специалистами, в котором рассказывается о советской хоккейной машине. Рекомендую к просмотру: