5 мин.

Пенсионная реформа

Промоутер Деннис Раппапорт в колонке для журнала Newsweek рассуждает о шансах Султана Ибрагимова в предстоящем титульном бое с ветераном Эвандером Холифилдом.

Последний раз Эвандер Холифилд проводил бой за пределами Соединенных Штатов (во Франции) 20 лет назад. Весил он тогда на 20 кг меньше, он даже еще не перешел в супертяжелый вес, где потом совершил свои главные подвиги, включая две победы над Майком Тайсоном. На старости лет Холифилда позвала дальняя дорога: в следующую субботу он будет биться с российским чемпионом мира по версии WBO Султаном Ибрагимовым в Москве. Ради своей мечты – побить рекорд Джорджа Формана, установленный в 1996 г., – Холифилд, наверное, готов драться и на Марсе. Форман завоевал титул чемпиона в супертяжелом весе и успешно защитил его в 46 лет, попав тем самым в Книгу рекордов Гиннесса. Холифилду через неделю после боя в Москве исполнится 45. У него еще все впереди.

В последнее время разговор о преимуществе Ибрагимова в поединке против Холифилда начинается не с перечисления сильных сторон русского боксера, а с недостатков американца: мол, он уже стар для профессионального ринга, не столь быстр, да и попросту выдохся.

Я такого подхода не понимаю. Знаете, в чем разница между молодым деревом и вековым дубом? В том, что дуб за свою тысячу лет перенес множество ураганов, землетрясений и прочих природных катаклизмов, а молодое деревцо пока только пустило корни, и сказать наверняка, выдержит оно хотя бы первый серьезный порыв ветра или сразу сломается пополам, никак невозможно. Опыт в таких поединках, какой будет в ближайшие выходные в Москве, ценится гораздо выше, нежели молодость.

За историю этого спорта было немало людей, которые завоевывали титул, давно разменяв пятый десяток. Один из них – Джордж Форман, который в свои 46 лет нокаутировал Майкла Мурера и стал чемпионом мира. Конечно, если бы после 30 Форман посвятил себя подпольному бизнесу, пиву и барбекю, то вряд ли бы выиграл. Это я к вопросу о том, что далеко не каждый человек выглядит в 45 лет лучше, чем в 20. Здесь все зависит от подхода к делу и от того, чего ты хочешь. В боксе, как и в жизни, существует всего две гарантии: если ты работаешь – ты зарабатываешь деньги и тебя уважают, если ты перестаешь работать – умираешь в бедности и позоре.

В этом плане Холифилд похож на Формана – сейчас, несмотря на свой возраст, он находится в очень хорошей форме. Я видел несколько его недавних боев и хочу сказать, что он остается по-прежнему одним из самых грозных боксеров. Когда я смотрел на то, как он боксировал с бывшим претендентом на звание чемпиона Фресом Окендо, то все время сравнивал это с боем 2004 г. против Ларри Дональда. Представляете, между двумя этими боями прошло два года, а Холифилд за это время стал только сильнее!

Мне кажется, что, вернувшись в профессиональный бокс после травмы, Холифилд стал показывать куда более зрелищный бокс, чем за пару лет до этого. Во всяком случае, ни в одном из боев новейшего периода он не выглядит посмешищем, каким был, допустим, в поединке против Джеймса Тони в 2003 г. Тогда он вообще был похож не на боксера, а на жалкого пенсионера. Если бы не тренер Эвандера, который в 9-м раунде решил прекратить бой, то, возможно, Холифилд не дотянул бы до сегодняшнего дня.

С того момента Эвандер загорелся идеей вернуть себе чемпионский титул и начал все с нуля. Но одна черта Холифилда осталась неизменной – я по-прежнему не знаю, чего ожидать от него в каждом следующем бою. Я никогда не забуду поединка против Бобби Чиза, в котором Эвандер был совсем плох. Впрочем, тогда ему повезло – бой был остановлен в 5-м раунде из-за травмы глаза Чиза. Тогда я подумал, что Холифилд закончился как боксер.

А он взял и согласился на бой с Майком Тайсоном, что в боксерском мире было воспринято не иначе как предсмертные судороги сумасшедшего. Я тогда подумал: «Эван, что ты делаешь? Тебя просто сотрут в порошок!» В этом был уверен не только я – в этом были уверены почти 20 000 зрителей, собравшихся на трибунах MGMGrand в Лас-Вегасе. Однако Холифилд победил. Причем не просто победил, он вынес Тайсона нокаутом. Сейчас, когда большинство специалистов высказываются за победу Ибрагимова, я хотел бы напомнить им как раз этот пример. Он показывает, что ничего заранее спланировать нельзя, если имеешь дело с Холифилдом.

Впрочем, я согласен с тем, что у Ибрагимова будет небольшое преимущество. Я бы обозначил его так: собственная скорость и родные трибуны. В принципе это единственное, на что должен рассчитывать Султан. Что касается скорости, то, естественно, Холифилд сейчас менее подвижен, чем в 20–30 лет. Если бы я был тренером Ибрагимова, то обратил бы внимание именно на это и посоветовал действовать в первую очередь не руками, а ногами. Если Султан будет постоянно передвигаться по рингу и заставит Холифилда себя «искать», то у Ибрагимова появляется хороший шанс. Огромной ошибкой будет вступать в открытый бой с Холифилдом и мериться с ним силой.

Эвандер вообще всего пару раз оказывался на ринге в горизонтальном положении, хотя его били все монстры – и Тайсон, и Риддик Боу, и Леннокс Льюис. Холифилд заслужил репутацию самого стойкого парня в истории бокса. Да и Ибрагимову удивить соперника замысловатыми комбинациями вряд ли удастся. Четырехкратный чемпион мира в супертяжелом весе за годы, проведенные на ринге, видел слишком много, чтобы что-то сейчас стало откровением.

Холифилд сам себе поставил несколько сверхзадач. Первая – побить рекорд Формана, который выиграл свой последний чемпионский пояс в возрасте 45 лет и 287 дней, а через полгода защитил его. Это достижение до сих пор значится в Книге рекордов Гиннесса под названием «Самый старый чемпион в боксе», и, думаю, это не дает спокойно спать старине Холифилду. Если он победит Ибрагимова, то через год пойдет на абсолютный рекорд, попробовав отобрать еще какой-нибудь чемпионский пояс, скажем IBFу Владимира Кличко. Объединение всех поясов, когда-то очень давно принадлежавших самому Холифилду, – его голубая мечта. Конечно, шансов на то, что он выиграет бой у Кличко, как и вообще на то, что до него дойдет, практически нет. Но Холифилд, напомню, очень любит всех удивлять.