23 мин.

Джеймс Харден – печаль. Сам загубил карьеру

Грустная история об одном из самых талантливых игроков XXI века.

Как известно, НБА – лига, где все постоянно меняется.

Например, еще вчерашние герои уже сегодня могут внезапно превратиться в чуть ли не главных неудачников всего десятилетия.

Полтора года назад я написал статью, где утверждал, что Джеймс Харден – главный супергерой современной НБА, который провел поистине исторический регулярный чемпионат и должен быть признан MVP сезона-2018/19.

Тогда Харден вышел на пик своих возможностей: выдал самый результативный чемпионат в XXI веке (36,1 очка в среднем за игру), повторял и превосходил достижения легендарных Майкла Джордана и Кобе Брайанта.  

Спустя два розыгрыша плей-офф я вынужден выдвинуть совершенно противоположный тезис: сейчас Джеймс Харден – самое яркое разочарование НБА последних лет.

*Этот текст был закончен за несколько часов до новостей об обмене Рассела Уэстбрука в «Вашингтон», однако данная сделка только подтверждает некоторые тезисы, высказанные в статье. Помните об этом при прочтении.

12 сентября, 2020 год.

«Хьюстон» проигрывает пятый матч серии против «Лейкерс» с разницей в 23 очка и вылетает из плей-офф. Важно, что вылетает снова в статусе одного из главных фаворитов сезона.

Крах «Рокетс» – естественно, одно из самых резонансных и значимых событий года.

И дело даже не в том, что киевско-телеграмная пропаганда на протяжении последних нескольких лет так активно пыталась внушить нам, что «Хьюстон» – это апогей баскетбольной эволюции и реальный претендент на чемпионство, а значит, крушение такой команды – всегда событие неординарное.

Просто за последние годы «Рокетс» действительно ближе других подобрались к тому, чтобы обыграть непобедимую машину под названием «Голден Стэйт» с Кевином Дюрэнтом», да и в этом сезоне, где тех «Уорриорз» уже не было, на бумаге и во второй половине чемпионата выглядели очень неплохо.

Плей-офф-2020 вообще запомнился каким-то небывалым количеством провалов (или просто неоправданных ожиданий, если слово «провал» кажется вам слишком громким) со стороны звезд.

Лидер «Филадельфии» Джоэл Эмбиид не смог выиграть ни одного матча у «Бостона», хотя формально в составе «Селтикс» вообще не было ни одного человека, способного сдержать камерунца.

Кемба Уокер, который приходил в «Бостон» в статусе нового вожака, провалился на обеих половинах площадки и закончил плей-офф даже не в тройке самых полезных игроков команды.

Паскаль Сиакам, финишировавший в десятке лучших игроков регулярного чемпионата, аналогично не потянул бремя лидерства и стал главной проблемой «Торонто» в серии против «Селтикс».

Рассел Уэстбрук, как обычно, тянул команду ко дну (этому уже никто не удивляется), но на этот раз делал это в самых комфортных условиях за карьеру с полностью подстроенной под него системой, что только усугубляет его неудачу.

Пол Джордж следовал примеру бывшего одноклубника и, как и Уэстбрук, на один сильный матч выдавал два слабых. Из положительных моментов: команда помогла звезде на максимальном контракте впервые за пять лет преодолеть рубеж первого раунда.

Яннис Адетокумбо так и не решил старых проблем с броском и снова не вышел в большой финал (и даже финал конференции) в статусе лучшего игрока лучшей команды регулярного чемпионата.

Кавай Ленард попробовал «поиграться в Леброна», но в итоге показал лишь две вещи: не стоит переоценивать его прошлогодний титул, и он далеко не Джеймс, как на площадке, так и за ее пределами.

Но даже в такой компании Харден выделяется сильнее других.

Первая пятерка – личности совсем другого калибра. Требования к ним изначально иные, поэтому сравнивать их с Харденом в этом контексте совершенно бессмысленно, другой масштаб.

Яннис же почти на 6 лет моложе Джеймса, сейчас он только входит в прайм. В запасе у грека гораздо больше времени на исправление ошибок молодости.

Несмотря на сомнительную репутацию за пределами площадки, Кавай – двукратный чемпион и MVP обоих выигранных финалов, поэтому рассматривать его в контексте одного из главных неудачников лиги могут лишь особо одаренные люди.

А вот хоть как-то оправдать Хардена теперь еще сложнее, чем раньше.

Важно тут даже не то, что «Хьюстон» опять уступил и снова не показал результат в самый ответственный момент, а то, что поражение от «Лейкерс», вероятно, окончательно закрыло чемпионское окно «Рокетс» на ближайшие годы.

С тех пор из команды уже ушли генеральный менеджер Дэрил Мори и главный тренер Майк Д’Антони, которые во многом и ассоциировались с атакующим баскетболом «Хьюстона».

Владелец Тилман Фертитта недвусмысленно дал понять, что не хочет платить налог на роскошь, который является вполне обыденным атрибутом для клуба, претендующего на чемпионство (каким был «Хьюстон»). А обновленное руководство уже начало распродавать ключевых ролевых игроков.

По сообщениям некоторых источников внутри лиги, обе главные звезды изъявили желание покинуть команду и по-прежнему могут сделать это даже до старта нового сезона.

Следовательно, именно сейчас пришло время подводить итоги пребывания Хардена в «Рокетс».

Оглядываясь на карьеру игрока, нужно признать: во всех своих неудачах виноват лишь сам Джеймс.

27 октября, 2012 год.

«Оклахома» обменивает молодого защитника, который только что помог клубу выйти в финал, в «Хьюстон», так как считает, что Джеймс не заслуживает требуемых им денег (игрок рассчитывал на максимальное продление контракта в межсезонье-2013, «Тандер» предпочли более дешевого Сержа Ибаку).

В «Рокетс» Харден моментально выходит на новый уровень (82 очка в первых двух матчах) и именно с сезона-2012/13 начинает свой путь в статусе первой звезды команды.

Вплоть до лета-2017 – в следующие 5 сезонов – с Джеймсом не происходит ничего по-настоящему экстраординарного. Как подобает молодому и неопытному лидеру, Харден постоянно развивается, борется за MVP, но ожидаемо проигрывает в плей-офф, казалось бы, посильным соперникам.

28 июня, 2017 года.

«Хьюстон» проводит масштабный обмен и получает Криса Пола – на тот момент близкого друга Хардена – из «Клипперс».

Новоиспеченные партнеры задорно проводят время с семьей и друзьями на заднем дворе дома Пола и думают о будущей борьбе за чемпионство.

В регулярном чемпионате «Хьюстон» выигрывает сразу 65 матчей и опережает «Голден Стэйт» в конференции. Джеймс наконец получает первый трофей MVP в карьере. Становится понятно, что «Рокетс» – единственная команда в НБА, которая способна противостоять «Уорриорз».

В плей-офф команды ожидаемо встречаются в финале Западной конференции. «Хьюстон» даже смог повести в серии 3:2, но после травмы Пола, полученной как раз в концовке пятой встречи, проиграл оба решающих матча и вылетел из плей-офф.

Через год ситуация повторилась и команды снова встретились (но уже во втором раунде). Одним из ключевых факторов противостояния вновь стала травма, но на этот раз Кевина Дюрэнта – лучшего игрока «Голден Стэйт» в той серии.

Форвард ушел с паркета во второй половине пятого матча, но «Рокетс» (и Харден лично) не смогли воспользоваться внезапным преимуществом и сдали концовку как той игры, так и решающего матча серии.

Во время плей-офф-2019 Харден и Пол окончательно разругались. Летом разыгрывающий был обменян в «Оклахому» на Рассела Уэстбрука – старого друга Джеймса.

Именно с такими вводными данными, детали которых уже неоднократно описывались и обсуждались раньше, Джеймс Харден начинал пока что главный чемпионат в карьере.

Сезон-2019/20.

То, что случилось с «Хьюстоном» в плей-офф-2020, в особых комментариях не нуждается. Гораздо интереснее рассмотреть не сам результат, а причину того, что произошло с командой в этом сезоне.

Как уже было сказано, провал «Рокетс»-2020 – сугубо провал Джеймса Хардена. Но данный тезис не так очевиден, как кажется на первый взгляд.

Многие привыкли искать причину поражений «Хьюстона» непосредственно в игре Хардена, но это правильно лишь наполовину.

Дело в том, что, выкинув Пола из команды, Харден перестал быть просто игроком. Желая того или нет, он взял на себя ответственность как менеджер организации, который действительно влияет на формирование состава, следственно, Джеймс теперь отвечает не только за свою игру, но и за тех, кого он пригласил в команду. Это крайне важный момент, который многие упускают из внимания.

Проблема «Рокетс» оказалась в том, что, когда ты приглашаешь в команду такого человека, как Уэстбрук, ты обязан подстраивать всю игру под него. Иначе ситуация будет еще хуже, что ожидаемо и показало начало сезона, когда Рассел просто не понимал, что ему делать на площадке и продолжал оставаться одним из самых неэффективных игроков лиги.

Необходимо понимать, что все остальные обмены «Хьюстона» в этом сезоне (в том числе главный – Клинта Капелы) – эффект домино, который запустил не кто иной, как Джеймс Харден, выгнавший Криса Пола из клуба прошлой весной.

Поэтому, как и Дэрил Мори, который непосредственно принимал все эти решения, Харден тоже несет ответственность за все основные проблемы «Хьюстона», которые оказались цепной реакцией на его желание убрать Криса из команды.

Да, Джеймс несет ответственность за слабую и бестолковую игру Уэстбрука, которая во многом похоронила «Рокетс» в этом плей-офф, потому что именно он сделал ставку на Рассела прошлым летом и посчитал, что его приход сделает команду сильнее.

Да, Джеймс несет ответственность за то, что в ключевом матче серии против «Лейкерс» «Хьюстон» проиграл подбор 26-52, потому что именно из-за прихода Уэстбрука появилась необходимость в обмене Капелы – одного из лучших подбирающих и обороняющихся центровых лиги.

Да, Джеймс несет ответственность за то, что на протяжении всей серии «Рокетс» (как и ему самому) не хватало выносливости, что особенно хорошо было заметно в концовках, потому что именно из-за новой «5-out» модели все игроки «Хьюстона» были вынуждены еще активнее меняться между атакующими игроками соперника. Это значительно сложнее физически, чем классическая оборона, где, помимо прочих моментов, гораздо проще спрятать игрока, следовательно, дать ему дополнительную возможность передохнуть.

И да, Джеймс несет ответственность и за то, что в ключевой момент в команде не оказалось лидера (каким был Пол), который смог бы собрать остальных парней и повести их за собой. Как своими действиями в решающие минуты матча, так и в простых неигровых моментах. В результате, последние матчи серии психологически были проиграны еще до их начала.

Таким образом, первый провал Хардена-2020 заключается в провале Хардена-менеджера, который, в отличие от другого Джеймса (из «Лейкерс»), изначально выбрал неправильного и ненадежного партнера, который не только утопил команду в этом году, но и серьезно будет лимитировать ее потенциал в следующих сезонах (если останется).

Вторая (и основная) проблема Хардена, которая уже адресована непосредственно к действиям (а не решениям) самого Джеймса, разбивается на две подпроблемы.

Первая из них: Харден провалился как лидер команды и человек, способный создать правильную атмосферу в раздевалке. Вернее, он никогда им не был и так и не смог стать сейчас.

Многие привыкли недооценивать достаточно эфемерное понятие лидерства, которое нельзя пощупать и невозможно измерить в количественном значении. Зато его влияние очень четко прослеживается, когда все идет как нужно. И разница между прошлогодней «Оклахомой» и нынешней – ярчайший пример этого тезиса. Если мало, берем «Майами» с Батлером и без него. Подобных ситуаций масса даже в рамках одного сезона.  

Поэтому во всех сферах, от бизнеса до киберспорта с классическим спортом, люди всегда стараются уделять этому аспекту особое внимание и считают лидерство и правильную атмосферу в коллективе, когда всем комфортно, основой достижения результата.

Карьера Хардена показала, что он не просто не способен быть этим самым лидером, человеком, который соберет команду, наоборот – он раскрылся как токсичный, деструктивный и эгоистичный парнишка, который не смог поладить ни с Дуайтом Ховардом (это еще простительно), ни с теперь уже бывшим близким другом Крисом Полом. Отношения с Уэстбруком и желание друзей продолжать играть друг с другом дальше после всего одного года также находятся под вопросом.  

Джеймс всегда внешне производил впечатление человека, слабо заинтересованного в происходящих на паркете событиях. Он как будто всегда занимался больше собой, чем командой.

Вторая подпроблема частично связана с первой: Харден, как лидер, провалился не только с психологической стороны, но и как непосредственно суперзвезда, которая обязана обеспечивать результат.

Проблемы начались еще с «Оклахомой», когда в середине серии лидеры соперников неизменно переигрывали Джеймса в концовках. Харден не только не мог остановить Пола и других игроков «Тандер» в защите, но и не компенсировал эти провалы в нападении.

И в серии с «Лейкерс» ситуация совершенно не поменялась. Каждому, кто смотрел эти матчи, включая комментировавшего Артема Панченко – главного эксперта по «Хьюстону» за пределами Техаса, было очевидно, что Джеймс провалил абсолютно все ключевые отрезки этого противостояния.

Вот его статистика в последних четвертях:

  • 1 игра: 5 очков (2/5 с игры)

  • 2 игра: 5 очков (2/3 с игры)

  • 3 игра: 5 очков (1/4 с игры)

  • 4 игра: 6 очков (0/0 с игры)

  • 5 игра: 3 очка (1/4 с игры)

Самый показательный момент этой выборки – концовка ключевой четвертой игры, где Харден вообще ни разу не бросил по кольцу, набрав все свои очки с линии штрафных бросков.

0 бросков в самой важной четверти сезона. Это просто позор.

Смешно, но за всю серию растренированный Уэстбрук, который только что вернулся после травмы, в решающих четвертях атаковал кольцо соперника чуть ли не в два раза чаще Джеймса: 26 бросков с игры против 16. Рассел даже на линию штрафных выходил активнее: 13 попыток против 12.

То есть по всем показателям лидером (как ментальным, так и игровым) «Хьюстона» в этом плей-офф был именно Уэстбрук. В самый важный момент Харден просто испарился.

Рассматривать какую-либо вещь на контрасте с чем-то всегда проще и лучше, чем в голом вакууме. Все проблемы Хардена еще ярче раскрываются именно в сравнении с другими звездами лиги.

Глобально сезон Джеймса очень похож на сезон Кавая, который тоже не оправдал ожиданий, не смог стать лидером, провалился и как игрок, и как менеджер, пытающийся принимать какие-либо решения по формированию состава.

Современная НБА активно движется к тому, что с каждым годом все большее число звезд осознает, что для достижения результата тебе необходимо быть больше, чем просто игроком на площадке. Но быть игроком-менеджером, диктовать свои условия руководству и натурально «играться в Леброна», который и возвел это умение в абсолют, тоже нужно с умом.

Карри в 2016-м приглашал Дюрэнта, который был не только, мягко говоря, отличным игроком, но и идеально вписывался конкретно в систему «Уорриорз».

Леброн приглашал близкого друга Энтони Дэвиса, который, как и Кевин в 2016-м, выглядел не только прекрасным игроком, доказавшим свою состоятельность в том числе и в плей-офф, но и идеально бы дополнял и раскрывал самого Джеймса (что и случилось на практике).

Кавай приглашает Пола Джорджа, который до этого 4 года подряд проваливается в плей-офф и вообще – плохо совместим с самим Ленардом по причине того, что выполняет абсолютно те же функции на паркете и совершенно не решает проблем самого форварда, например, с розыгрышем.

Харден приглашает Уэстбрука, который уже на тот момент обладал репутацией худшей звезды НБА для достижения серьезного результата. Человека, который не умеет играть без мяча, не умеет быть вторым, соответственно, серьезно будет лимитировать самого Хардена. И оба тезиса, естественно, подтвердились в этом плей-офф.

Это очень простая и в то же время очень наглядная разница.

Если говорить про проблемы Хардена-игрока, то даже конкретно в этом плей-офф у нас было огромное количество примеров, когда более слабые по уровню игроки в решающий момент проявляли себя лучше Джеймса:

Джимми Батлер весь год был абсолютно худшим клатчевым игроком лиги, который регулярно заваливал концовки, однако в плей-офф форвард поочередно уничтожил всех соперников в конференции и стабильно казнил их именно в последних четвертях. В финале же до последнего матча серии он вообще не уступал Леброну.

Никола Йокич и Джамал Мюррэй два раза отыгрались с 1-3 против не самых слабых команд. Произошло это во многом именно благодаря подвигам обоих лидеров в концовках, которые повторялись от матча к матчу, несмотря на любые преграды и обстоятельства.

Молодой Донован Митчелл творит подобные чудеса в клатче примерно с первого сезона в лиге.

Сделать результат тогда, когда реально нужно, и прибавить, а не сдуться, в самый ответственный момент – тоже умение. Причем это вообще одна из важнейших и основных составляющих понятия «франчайз-игрок» в баскетболе.  

Трагедия Хардена заключается в том, что сезон-2019/20 – к сожалению, только верхушка айсберга, которая, безусловно, сияет и выделяется на фоне всей конструкции, но на деле является лишь ее маленьким кусочком.

В отличие от того же Кавая, который уже выстрадал один из самых крутых титулов в XXI веке, Джеймс в статусе суперзвезды вообще ничего не выиграл, у него даже ни одного финала нет.

Вся карьера Хардена в плей-офф в качестве первой звезды – сплошное разочарование и неудачи. Джеймс ни разу не смог преодолеть обстоятельства, ни разу не выиграл «вопреки», через «не могу».

В плей-офф-2013 Харден не смог пройти обескровленную «Оклахому», в которой из-за травмы Уэстбрука основными игроками были такие монстры, как Серж Ибака, Кевин Мартин, второгодка Реджи Джексон и 38-летний Дерек Фишер.

Защитник провел неплохую серию, но подчистую проиграл дуэль Дюрэнту, а в решающей шестой игре его задницу почему-то тащил сопляк Чендлер Парсонс (25 очков, 6/8 трехочковые), пока сам Джеймс выбрасывал несуразные 7/22 с поля.

Под плей-офф-2014 Харден получил Дуайта Ховарда – на тот момент по-прежнему лучшего центрового лиги, но снова вылетел в первом раунде, на этот раз от «Портленда».

Примечательно, что тогда Джеймс вообще выглядел лишь четвертым лучшим игроком на паркете, проиграв дуэль даже молодому Дэмиану Лилларду, который и закрыл ту серию сумасшедшим трехочковым броском под сирену.

В плей-офф-2015 Харден наконец выиграл свою первую серию в статусе лучшего игрока команды (против «Далласа») и даже дошел до финала конференции.

Однако защитник все равно запомнился лишь проигранной личной дуэлью Стефу Карри, который тогда подтвердил статус MVP сезона, и противоречивой серией с «Клипперс», где один из самых эпичных переворотов в XXI веке (шестой матч) прошел вообще без его участия. Джеймс, будучи главной звездой, реально просидел всю последнюю четверть той игры на скамейке запасных.  

Плей-офф-2016 снова обернулся поражением в первом раунде, причем от «Уорриорз», у которых вообще не было первой звезды (Карри тогда был травмирован и сыграл всего 38 минут в серии).

В плей-офф-2017 Харден прошел «Оклахому» с Андре Роберсоном в качестве второго лучшего игрока в команде после Уэстбрука. Но затем случилась серия против «Сан-Антонио», блок Ману Джинобили и 10 очков (при 2/11 с поля) в решающей игре того плей-офф для «Бороды».

Последующие провалы Джеймса мы уже разбирали в начале текста.

За 8 лет карьеры в статусе лучшего игрока «Хьюстона» у Хардена вообще нет ни одной серьезной победы в плей-офф, которой можно было бы гордиться.

Карьеры молодых Митчелла, Мюррэя и Джейсона Тейтума в плей-офф уже выглядят симпатичнее, потому что каждый из этой тройки проявлял характер, преодолевал трудности и выигрывал тогда, когда было сложно.

Харден же всегда, когда было реально трудно, только проигрывал.

В прошедшем десятилетии в НБА по-настоящему выделялись всего пять человек. Каждый из них регулярно фигурировал в разговорах о лучшем баскетболисте лиги и был олицетворением эпохи десятых.

Это Леброн, Карри, Дюрэнт, Кавай и сам Харден.

За исключением тех, кто начинал десятилетие не на пике формы (Кобе, Данкан), и тех, кто в полной мере раскроется только в двадцатых (Яннис, Дэвис), все остальные – игроки другого масштаба.

Харден – слабейший игрок своего дивизиона, который не просто не смог дойти хотя бы до финала, в то время, как каждый из его конкурентов выиграл минимум по два титула, но и вчистую проиграл им абсолютно все серии плей-офф в качестве первой звезды команды.

Можно придумывать миллион различных отговорок, жаловаться на судейство, отсутствие удачи, сложные обстоятельства, но против фактов не попрешь:

  • 0-1 против Джеймса

  • 0-1 против Ленарда

  • 0-3 против Дюрэнта

  • 0-4 против Карри

И самое интересное, что абсолютно в каждой из этих серий (даже последних двух против «Уорриорз» и лично Карри) Харден в итоге выглядел слабее своего визави, который в решающий момент играл лучше Джеймса и лишь подтверждал свое превосходство.

Причем у каждого из этой пятерки были свои провальные моменты, но Харден – единственный, кто пока так и не смог искупить их.

Здесь у кого-то может возникнуть вполне рациональный вопрос: почему я вообще говорю о Хардене, как об одном из лучших игроков поколения и настолько гиперболизирую значимость его неудач?

Харден – главная трагедия НБА не потому что в плей-офф его уровень стабильно падает, а сам игрок в сложных ситуациях частенько избегает ответственности или просто ошибается, нет. В истории лиги хватает аналогичных ситуаций.

Суть в том, что за эти 8 лет «Борода» уже показал достаточно, чтобы котироваться, как один из сильнейших игроков XXI века, который по вполне осязаемым игровым умениям практически не уступает вышеназванной четверке.

Чем больше шкаф, тем громче он падает. И чем сильнее игрок, тем резонанснее его поражения.  

Объявив войну «Голден Стэйт» летом-2018, Харден оказался в ситуации, где достижение поставленной цели было возможно только при условии постоянного прогресса со стороны игрока.

Джеймс реально очень старался стать лучше и в последние годы серьезно вырос, непосредственно, как игрок.

Он популяризировал трехочковый бросок с отшагиванием – то, что теперь старается делать добрая половина всех звезд лиги.

Задал, казалось бы, невозможную планку эффективности игры один-на-один и закрепился в статусе лучшего игрока в истории в этом компоненте, причем, согласно статистике, все остальные – даже не близко.

Довел до совершенства навык выхода на линию штрафных бросков.

Очень сильно спрогрессировал, как оборонительный игрок, который теперь при необходимости спокойно может играть с лучшим атакующим игроком соперника и регулярно идет в лидерах по многим защитным показателям и метрикам.

По сути со временем «Борода» превратился в игрока, который прекрасно ведет нападение команды, обладает универсальным набором летальных умений и при этом еще и способен хорошо сыграть с большинством соперников в обороне.

Никто в прошедшем десятилетии, за исключением Леброна и частично Дюрэнта, у которого остаются вопросы по части розыгрыша, этими навыками не обладал.

Говоря о плюсах Хардена, большинство людей обычно вспоминает его индивидуальные умения и рекорды результативности, однако необходимо отметить, что за 8 лет существования в статусе первой звезды Джеймс прекрасно проявил себя, как человек, который способен гарантировать результат и стабильность в регулярном чемпионате.  

Харден – единственная звезда лиги, которая, начиная с сезона-2012/13 (его первый год в качестве главного игрока «Рокетс»), неизменно приводила свою команду к плей-офф, чего не смогли сделать ни Леброн, ни Дюрэнт, ни Карри.

Более того, на дистанции этих 8 лет Харден – второй игрок НБА по общему числу выигранных матчей в сезоне (395), незначительно уступая только Леброну (398).

Естественно, когда ты показываешь такой командный результат (даже не принимая во внимание личную статистику), ты просто не можешь не считаться одним из лучших игроков десятилетия.

За последние 6 сезонов «Борода» 5 раз заканчивал год в тройке главных претендентов на MVP, что снова не удалось ни одному другому баскетболисту лиги.

То есть любая статистика и факты говорят о том, что практически весь свой период в статусе первого парня на деревне Харден реально доминировал, а следовательно совершенно заслуженно оказался в первой группе десятилетия.

Именно поэтому его трагедия настолько интересна, потому что Джеймс – единственный игрок такого уровня, кто пока так и не добился успеха.

Карьера Хардена – сплошные противоречия.

Непонятно, как, будучи одним из сильнейших игроков XXI века и одним из лучших на своей позиции в истории в целом, его достижения в плей-офф выглядят слабее, чем у половины молодых звезд лиги, не говоря уже о тех, с кем Джеймс в действительности должен был соперничать по уровню таланта.

Непонятно, как, будучи статистически лучшим баскетболистом в истории по игре один на один, Харден на протяжении всей серии испытывал проблемы с тем, чтобы обыграть новичка «Оклахомы» Лугенца Дорта, каким бы неудобным он внезапно ни оказался.

Непонятно, как можно год назад признаваться «Рокетс» в любви и говорить о цели выиграть титул именно с этой командой, а теперь, при появление первых трудностей, активно подыскивать себе новый клуб, причем обязательно тот, который будет претендовать на чемпионство.

Непонятно, как Харден умудрился провалиться вообще везде, где только можно было провалиться.

Однако в истории Хардена есть справедливость, ведь во всех своих неудачах и поражениях виноват только сам Джеймс.

В отличие от большинства звезд, у защитника даже ни одной серьезной травмы, которая хоть как-то могла бы его оправдать, не было. Как и Леброн, «Борода» – обладатель уникального здоровья.

Он сам ссорился с партнерами, принимал неправильные решения по формированию состава, давил на руководство и тренеров, не смог стать лидером и главное – банально плохо играл под давлением, в ситуациях, где и определяется истинное величие баскетболиста.

Никакого величия и никаких подвигов в плей-офф у Хардена нет. Здесь некого винить, кроме себя самого.

Даже за карьеру Уэстбрука не так стыдно, так как, при всех своих игровых минусах и регулярном повторении одних и тех же ошибок, тот хотя бы старался и пробовал побеждать, брал игру на себя, был тем самым лидером, стоят горой за партнеров, создавал правильную атмосферу. Он даже этой осенью пытался объяснить Хардену, что пора меняться.

На языке мифологии – Рассел проиграл свою войну, но умер героем. Джеймса же даже героем назвать трудно, настолько безвольно выглядят его потуги забраться на баскетбольный Олимп.

Возможно, проблема кроется в том, что я напрасно пытался увидеть в Хардене того, кем он в силу характера не мог стать, как говорится, по определению.

В любом случае Джеймс сам дал нам повод говорить о себе как об одном из сильнейших атакующих защитников в истории баскетбола.

Но сам же сделал все, чтобы эти разговоры как можно быстрее закончились.

***

Друзья, если вам понравился данный материал, то не стесняйтесь подписываться на блог, ставить плюс и делиться своим мнением о тексте. Я всегда рад ответить на ваши вопросы и пообщаться в комментариях.

Группа автора ВКонтакте

Telegram-канал автора

Фото: Gettyimages.ru/Maddie Meyer, Michael Reaves, Harry How, Douglas P. DeFelice, Scott Halleran, Lachlan Cunningham, Brad Barket, Kevin C. Cox, Ezra Shaw, Tim Warner; instagram.com/darylmorey