12 мин.

«Кливленд» разваливается без Леброна

Прошлогодний финалист НБА в кризисе.

Все плохо.

Первые проблемы «Кливленда» начались еще летом 2016-го, когда после первого в истории клуба чемпионства руководство все же пошло на поводу у Леброна (который уже в открытую ныл в СМИ об отсутствии Смита в команде) и выдало Джей Ар Смиту долгосрочный контракт на 4 года и 57 миллионов.

И все бы ничего. Большие цели требуют больших затрат — как говорят американцы.

Но годом ранее клуб уже договорился о серьезном 5-летнем контракте с основным центровым команды — Тристаном Томпсоном. Общая сумма соглашения превысила 80 миллионов.

Можно как угодно относиться к «Хьюстону» и его главному болельщику в русскоязычном сегменте баскетбола, но не признавать какие-то очевидные вещи — глупо. Артем прекрасно знает и понимает базовые принципы и правила построения чемпионской команды в баскетболе. Он все-таки бывший генеральный менеджер целого клуба.

Выдавай своим лидерам контракты на один цикл команды — важное правило, которым в «Кливленде» явно пренебрегают.

Соглашения Джеймса Хардена и Криса Пола истекают одновременно (летом 2022-го). Контракт Клинта Капелы годом позже. Пока эта троица будет в «Хьюстоне», коллектив будет бороться за чемпионство, когда это окно закроется, «Рокетс» спокойно уйдут в перестройку.

Еще один яркий пример — «Торонто».

Все контракты ключевых игроков клуба заканчиваются в один год. Лаури, Ибака, Валанчюнас. Даже Демар Дерозан, которого уже нет в команде, – его контракт также истекает именно летом 2020-го.

Этот сезон определит будущее «Рэпторс» на ближайшие 3-4 года. Если Кавай остается и подписывает долгосрочное соглашение с клубом, «Торонто» продолжают борьбу за чемпионство. Если игрок уходит, они быстренько избавляются от ненужных контрактов и начинают новый этап в истории своей франшизы. 

Любая команда должна закладываться на один чемпионский цикл, и в случае неудачи, спокойно отправляться в погоню за высоким пиком и поиском новых талантов. Особенно это важно, если в твоей команде играет Леброн, без которого любые потуги борьбы не то что за титул, а даже за плей-офф, выглядят крайне неубедительно.  

В «Кливленде» после ухода Леброна остались:

— Джордж Хилл и его 19 млн за текущий сезон (плюс второй негарантированный год);

— Тристан Томпсон на 2 года со средней зарплатой в 18 млн за сезон;

— Джей Ар Смит и его 30+ млн в течение двух лет (второй год опять же негарантированный, что хоть частично радует);

— Джордан Кларксон и 13 млн в год на ближайшие 2 сезона;

— Кайл Корвер с 15 млн за 2 следующих года (второй снова негарантированный).

— Летом (правда уже после ухода Джеймса) руководство клуба также продлило соглашение с Кевином Лавом на 4 года и 120 млн.  

И ни один из этих игроков не подходит молодой перестраивающийся команде.  

Как «Кливленд» отпустил Кайри Ирвинга  

Плей-офф сезона-2016/17 внушал болельщикам «Кавальерс» определенные надежды. Команда катком прошлась по всей Восточной конференции, выйдя в большой финал с показателем 12-1. Однако противостояние с «Голден Стэйт» принесло лишь боль и разочарование. 1-4, без каких-либо серьезных шансов на итоговую победу в чемпионате.

В тот момент стало понятно, что скорее всего это один из последних сезонов Леброна в команде. Лидеры «Уорриорз» должны окончательно сыграться друг с другом и с каждым годом они будут еще сильнее (что, кстати, и доказал плей-офф 2018), ключевые игроки ротации «Кавальерс» (Корвер, Джей Ар, Томпсон, Джефферсон) становятся хуже и хуже, а в платежку клуба так и вовсе страшно заглядывать.

Первым это осознал Кайри Ирвинг, который сразу же заявил о своем нежелании находиться рядом с Леброном и попросил обменять его в другую команду, где он сможет играть более значимую роль. В первую очередь в глазах баскетбольной общественности.

В итоге руководство «Кавальерс» не смогло придумать ничего лучше, чем обменять игрока в стан прямого конкурента по конференции — «Бостона». Причем самым полезным активом, который тогда получил «Кливленд», сейчас является новичок Коллин Секстон, которого клуб выбрал под 8-м номером на драфте этого года (благодаря пику «Бруклина», полученному в том обмене). Остальные активы менеджмент «Кавальерс» уже благополучно успел разбазарить.

Айзейя Томас волшебным образом трансформировался в Джордана «я заберу мяч у Леброна и сделаю все сам» Кларксона и Лэрри Нэнса-мл. (сына легендарного игрока «Кливленда»). А Джей Краудер превратился в Родни «я не буду выходить на площадку» Худа, который так и не смог заиграть в новой для себя команде. Анте Жижич ни в кого не превратился, причем как в прямом, так и переносном смысле. На данный момент центровой проводит порядка 7 минут в среднем за встречу и уже вряд ли когда-то будет играть серьезную роль в этой команде. 

Однако Леброну долгое время удавалось держать всю эту шаткую конструкцию на плаву. Но после его ухода посыпалось все и сразу.

Как показал старт сезона, «Кливленд» без Леброна абсолютно не в состоянии бороться за плей-офф, причем сразу по ряду объективных причин.

Кевин Лав крайне неубедителен в роли первой звезды

И это по большому счету и не вина самого Кевина.

Игрока нельзя обвинить в какой-то эгоистичности на площадке, отсутствии игрового интеллекта, банальной лени или же нежелании работать над собой и впахивать на тренировках. Кевин сам по себе – очень душевный и классный парень, но вся карьера Лава в «Кливленде» получилась какой-то нелепой.

Долгое время форвард не мог найти свою игру и понять, что именно от него требуется в команде, потом не мог понять, как найти свое место в противостоянии с «Голден Стэйт», потом, когда у него наконец получилось это сделать и даже начать приносить пользу в финалах, было уже слишком поздно. Все это накладывалось на кучу глупых и обидных травм, череду панических атак и прочих проблем, напрямую не связанных с баскетболом.

Лава жестче всех критиковали в СМИ (даже сильнее Леброна), во время финала-2016 (единственного, который «Кавальерс» выиграли) Лав сыграл чуть ли не хуже всех в команде (8 очков, 7 подборов и 26% трехочковых за серию), а болельщики «Кливленда» жгли его майки и публично собирали деньги, чтобы оставить игрока на скамейке на решающие матчи финала. В раздевалке большинство претензий одноклубников также были направлены именно в сторону форварда. 

За 4 года пребывания в одной команде с Леброном, Лав просто разучился делать те вещи, которые регулярно делал в «Миннесоте», и совершенно логично деградировал. Сейчас его уровень – первая звезда в слабой команде, которая мусорит статистику (хотя даже это Лав делает сейчас плохо), но никак не может влиять на результат.

Лав не приспособлен для современного баскетбола, в котором он уже не может эффективно обороняться против более быстрых форвардов. При этом игрок также не может полностью держать и страховать краску, как это делают настоящие центровые лиги. У него для этого просто недостаточно физических данных, атлетизма и навыков игры на этой позиции.

Проблемы со здоровьем – еще одна важная проблема, из-за которой Лав не может быть полноценной первой звездой команды. Последние 2 сезона он не играет больше 60 матчей, а на днях появилась новость, что после четырех стартовых игр сезона форвард пропустит больше месяца и вернется на паркет только ближе к зиме.

Последнее и, возможно, даже самое важное — человек с менталитетом и психологией Лава просто не может вести за собой людей и быть стержнем команды. Он ведомый по своей природе, он не лидер, он не кричит на партнеров, не приведет их в чувство в трудную минуту, ему самому нужны более комфортные условия, чтобы показывать результат. У него даже до прихода в «Кливленд» были проблемы с этим. А после знакомства с Леброном это и вовсе неудивительно. 

Обмен Лава выглядит единственным обоюдовыгодным решением в данной ситуации. 

Проблемы с составом и перебор защитников в команде

Обмен Ирвинга стал отправной точкой, после которого игра «Кавальерс» окончательно развалилась.

Начиная с начала прошлого сезона, в команде появилась серьезная проблема с распределением ролей между игроками и как следствие — непонимание, во что хочет играть команда. До сезона-2017/18 в «Кливленде» присутствовала четкая иерархия. Есть главная звезда Леброн, вторая скрипка Кайри Ирвинг, Кевин Лав в качестве третьей звезды, Джей Ар Смит и Тристан Томпсон в роли добротных стартеров, Корвер и Джефферсон — ключевые игроки со скамейки.

В прошлом сезоне все стало настолько плохо, что третьим лучшим игроком команды на протяжении всего сезона и первых трех раундов плей-офф был 36-летний Кайл Корвер, выходивший со скамейки. Почувствуйте всю глубину проблемы. В финале, правда, Корвер уже по привычке испарился, но абсурдности данного факта это не отменяет.

Сейчас в команде присутствует сразу 7 игроков примерно одного уровня на две позиции в стартовом составе (Хилл, Худ, Кларксон, Смит, Корвер, Секстон, Нваба). Из которых лишь один – Коллин Секстон – выглядит игроком, на которого можно рассчитывать в долгосрочной перспективе.

Коллин, хоть и провалил старт сезона (по прежнему 0 трехочковых и всего 2,2 передачи за игру при 1,8 потерях), на данный момент выглядит лучшим игроком команды уже в следующем сезоне. Когда игрок начинает свою карьеру в такой организации, как «Кливленд», мы не вправе требовать результата сразу с первых игр сезона.  

Путешествие в «Сакраменто» окончательно убило Джорджа Хилла как вменяемого игрока стартовой пятерки. Корвер и Смит уже просто не тянут физически, а их стиль явно не подходит обновленной команде (оба даже были выведены из ротации перед стартом сезона). Худ и Кларксон — два брата-акробата, у которых могла бы получиться хорошая карьера, но дурной характер и привычка постоянно проваливаться в важных моментах убили все перспективы. Дэвид Нваба мог бы быть полезен, но ему пока просто не дают шанса. 

Джеди Осман — второй игрок на перспективу, с которым в «Кливленде» связывают серьезные надежды.

Начало сезона показало, что турок постепенно начинает осваиваться в лиге и чувствует себя гораздо увереннее, чем в прошлом сезоне. Он добился определенного прогресса в розыгрыше мяча, показал, что способен что-то создавать и забивать в нападении, но пока это все очень далеко от серьезного уровня стартового игрока команды плей-офф. В защите Осман старается быть полезным, но получается пока слабо. У игрока четвертый с конца показатель полезности среди всех игроков лиги – «-75» после первых 6 матчей сезона. Какая-то положительная динамика в развитие Османа, безусловно, присутствует, но чтобы выйти на более-менее серьезный уровень нужно еще 2-3 года минимум. 

Как итог, после первых двух недель сезона «Кливленд» идет на последнем месте в конференции с показателем «0-6» и безнадежно худшей обороной среди всех 30 команд лиги

Все игроки «Кливленда» в самом «Кливленде» играют заметно хуже, чем в других командах, и это плавно подводит нас к следующей проблеме. 

Проблемы в офисе клуба и на тренерском мостике

Апогеем всего этого кошмара под название «Кливленд после Леброна» стало увольнение главного тренера команды Тайрона Лю, с которым «Кавальерс» и взяли единственное чемпионство в своей истории. 

Как тренирует Лю без Леброна мы, вероятно, узнаем еще не скоро, но какие-то выводы по его тренерской деятельности все равно сделать можно.

Главное — Лю очень плохо умеет выстраивать командную игру. Как в нападении, так и в обороне. 

Проследите довольно простую тенденцию: большинство игроков, которые играли за «Кливленд» на протяжении последних трех лет, после ухода (либо же до прихода) были значительно лучше, чем в самом «Кливленде».

В распоряжении Тайрона в прошлом сезоне была целая плеяда нераскрывшихся молодых (и не очень) игроков, которым реально есть, что доказывать. И ни один из них не смог добиться хоть какого-то прогресса, при Лю на тренерском мостике.

Вся команда, за исключением Джеймса и Лава, полностью провалила финала с «Уорриорз». По ходу розыгрыша плей-офф никто кроме Леброна и Кевина так и не смог преодолеть отметку хотя бы в 10 очков в среднем за встречу. Вторым игроком «Кливленда» по количеству результативных передач за игру в том плей-офф был Джордж Хилл с показателем в 2,2.

Во времена Леброна и Иривнга вся эта конструкция ехала за счет индивидуальных действий лидеров, а не отлаженной командной работы.  

И в этом сезоне картина не сильно лучше.

Команда не двигает мяч в атаке (27-е место по соотношению передач к потерям и 28-е по общему количеству), абсолютно не может защищаться как вблизи кольца, так и на периметре (30-й оборонительный рейтинг). Соперники «Кливленда» в этом сезоне забивают 51,2% всех бросков с игры и 42,2% трехочковых. Такой слабой обороны не было даже при Леброне.

Вроде бы есть индивидуальные исполнители, но получается все снова очень коряво. Ни один из подопечных Лю так и не смог выйти на какой-то серьезный уровень в новом сезоне.

Причем из реально сильных команд «Кливленд» играли только матч открытия с «Торонто». Но все настолько плохо, что «Кавальерс» умудрились проиграть домашние матчи с «Атлантой», «Бруклином» и испытывающей серьезные проблемы «Индианой». 

Перед началом сезона руководство «Кливленда» рассчитывало побороться за плей-офф, но сейчас, поняв всю безнадежность этой затеи, от нее решили быстренько отказаться и сменить вектор движения команды, видимо, все же в сторону варианта со сменой поколений и перестройкой.

Из относительно молодых игроков к паре Секстон-Осман можно добавить Лэрри Нэнса, который неплохо начал сезон со скамейки и Родни Худа, который в заочном противостояние с Джорданом Кларксоном выглядит менее безнадежным.

Именно вокруг этой четверки и должна строиться игра команды в ближайшие месяцы. Дальше «Кливленду» необходимо решить вопрос с Кевином Лавом и благополучно отправиться в гонку за первым пиком 2019-го года.

Но лучше всего ситуацию в «Кавальерс» охарактеризовал легендарный в прошлом игрок Реджи Миллер: Если вы тренер, лучше не отвечайте на звонки из «Кливленда».

Трио владелец/генеральный менеджер/главный тренер в «Кавальерс» исторически функционирует очень странно, поэтому чтобы исправить сложившуюся ситуацию, потребуются долгие годы.

В ближайшие пару лет слова «Кливленд» и «плей-офф» мы с вами вряд ли услышим. 

***

Друзья, если вам понравился данный материал, то ставьте плюс, подписывайтесь на блог и делитесь своим мнением в комментариях.

Еще больше интересных материалов в нашей группе ВКонтакте и канале в Телеграме.

Фото: Gettyimages.ru/Hannah Foslien (1,7), Jason Miller; globallookpress.com/Ed Suba Jr/MCT; Gettyimages.ru/Ezra Shaw; REUTERS/Raj Mehta/USA TODAY Sports (5,6); REUTERS/Ken Blaze/USA TODAY Sports