14 мин.

Собрали пазл идеального баскетболиста-2020: надежный дальний бросок, универсальная защита и дружба со звездами

Мозги тоже нужны.

Баскетбол постоянно меняется. Появляются новые тренерские идеи, игроки с невиданным ранее набором умений, и меняется само предоставление о том, как нужно играть в баскетбол.

Естественно, каждое такое «обновление» приходит со своим собственным набором требований к игрокам. Каждый новый виток в развитии НБА приносит с собой список предпочтений. То, что раньше считалось обязательным, становится не слишком важным (например, габариты в защите на «четверке»). А то, без чего исторически удавалось обходиться, сегодня превращается в обязательное требование (например, дальний бросок для большинства тех же «четвертых»).

Соответственно, меняется и спрос на игроков: можно серьезно прокачать свои шансы на успех, если просто родиться и прийти в НБА в правильное время, когда именно твои данные максимально востребованы.

Так, твинеры, которых раньше браковали из-за их неформатности, сегодня имели бы больше шансов закрепиться в лиге. Лу Уильямс фактически получил второй старт карьеры, когда лига решила, что четкое разграничение на первых и вторых номеров излишне.

С центровыми ситуация обратная: когда-то считалось, что без классного «пятого» нельзя быть серьезной командой, а сейчас никто не уверен, что вокруг центра можно построить коллектив, реально претендующий на титул. В итоге у многих команд в основе играет такой формально-стартовый «пятый», который получает копейки, мало чего умеет, но не проваливается, потому что у соперника в основе центр такого же формата.

Просто игра пошла в таком направлении.

Конечно, есть некоторые вечные ценности. Атлетизм, антропометрия, игровой интеллект, лидерские качества – эти вещи ценились всегда, и сложно сказать, для какой эпохи баскетбола они важнее. Нынешние игроки атлетичнее своих предшественников, но это и близко не значит, что сегодня атлетизм важнее, чем в другую эпоху.

Некоторые вещи были важны всегда, и перечислять их все скучновато. Ни к чему приводить полный список баскетбольных навыков или собирать баскетбольное чудовище, складывая мозги Криса Пола, бросок Стефа Карри, атлетизм Янниса Адетокумбо, клешни Кавая Ленарда и задницу Кайла Лаури.

Что интересно, так это то, какие характеристики делают баскетболистов максимально успешными именно в нынешней НБА? Какие качества сегодня важнее, чем когда-либо?

Что отличает идеального баскетболиста версии-2020?

Надежный дальний бросок

Кому-то это нравится, кого-то это раздражает, но основа нынешней эпохи в баскетболе – трехочковые. Команды продолжают накручивать количество бросающих игроков на паркете, доля дальних бросков не перестает расти, а трехочковые рекорды бьются так часто, что все уже перестали обращать на это внимание. Какой-нибудь Трэй Янг в январе выбрасывает больше трехочковых, чем вся НБА за период с 82-го по 89-й, но мы смирились. Мы просто решили, что это нечестно по отношению к прошлому – сравнивать нынешние показатели дальних бросков с тем, что было до трехочковой революции. Слишком многое и слишком резко поменялось.

Еще несколько лет назад считалось нормальным открываться под бросок на дальней средней дистанции (особенно часто этим занимались мощные форварды). Еще несколько лет назад считалось нормальным выпустить на паркет состав, где три человека не представляют какой-либо угрозы из-за дуги.

Сейчас все по-другому. Команды осознали, насколько мощным оружием может быть трехочковый бросок. Он действенен сам по себе, и он позволяет создать пространство для еще более эффективных проходов к кольцу.

Каждый небросающий игрок теперь – удар по пространству в нападении, подрывающий всю мощь атаки. И сейчас большинство команд старается выпускать на паркет сочетания, где 4 человека обладают дальним броском, а роль небросающего обычно отдают центровому, ставящему заслоны и забивающему из-под кольца (отчасти поэтому центры несколько обесценились, это нехитрый набор навыков).

Но, если у тебя в составе уже есть игрок без броска и это не центровой, то появляются проблемы. Либо приходится отказываться от центра, как это сделал «Хьюстон», либо – искать «пятого» с трешкой, как это сделали «Бакс», либо играть с дефицитом пространства в атаке, надеясь заковырять что-то за счет грубой силы, как «Филадельфия». В общем, отсутствие броска сейчас – большая проблема, чем когда-либо.

С другой стороны, наличие в составе продвинутого шутера напротив открывает больше возможностей. Стеф Карри со своими дальними трешками с ведения способен стянуть двоих оппонентов в паре метров от дуги Это создает не только численное преимущество для его партнеров, но и увеличивает территорию, на которой это численное преимущество будет разыгрываться. Все это позволяет компенсировать недостаток броскового потенциала у партнеров.

Поэтому, несмотря на то, что Игудала и Грин часто отказывались брать даже открытые трешки (которые соперник им с готовностью отдавал), они оба выходили закрывать матчи в составе сверхуспешной «Линии Смерти». А в старте у «Уорриорс» обычно появлялся какой-нибудь бюджетный центр без броска и тот же Дрэймонд, но недостатка пространства опять же не наблюдалось, хотя количественно шутеров у «воинов» и не хватало.

И эта магия тоже работает за счет пересмотра значимости дальнего броска. Все знают, что трешка с ведения за два метра от дуги – это эффективный бросок, когда его совершает Карри. Это не трюкачество, это его баскетбол, и, если давать Стефу эти броски, он будет брать их снова и снова, и он ими тебя прикончит.

Таким образом, профит от классных шутеров и ущерб от небросающих игроков сегодня сильнее, чем когда-либо.

Интеграция в пик-н-ролльный баскетбол

Представления о том, как нужно инициировать нападение, в НБА менялись неоднократно. Были эпохи доминирующих центровых, когда атака шла через пост. Был «треугольник» и вариации на тему активного движения мяча и игроков. Сегодняшняя атака – это высокий заслон на мяче. В создаваемом шутерами пространстве пик-н-ролл стал основой нападения.

Выросло число людей, умеющих и не боящихся бросать три с ведения. Поэтому пик-н-роллы часто играются не просто на дуге, а в 1-2 метрах от нее, вытягивая оборону наверх. А увеличение числа бросающих игроков вокруг растягивает защиту по краям, не давая безболезненно подстраховывать.

Конечно, исключения есть. Кто-то все еще атакует через пост или старается двигаться без мяча, и этим занимаются не только те команды, у которых нет нормального разыгрывающего. Те же «Уорриорс» активно двигались без мяча и часто грузили Дрэймонда на средней, чтобы тот нашел открытого. Но, когда наступают важнейшие минуты ключевых матчей, они просто пик-н-роллят соперника до смерти двоечкой Карри-Грин.

И за время карантина было множество разных проектов-воспоминаний, где рассказывали, как Стоктон и Мэлоун рвали лигу своими пик-н-роллами тогда еще на средней. Или как Нэш, Амаре и Д’Антони вывели эти заслоны на мяче на новый уровень за счет опередившего время спэйсинга, дикого атлетизма Стаудемайра и невероятной культуры паса канадского разыгрывающего. Но именно сейчас высокий пик-н-ролл стал максимально эффективен и популярен. И, конечно, идеальный современный баскетболист должен уметь гонять пик-н-роллы.

В принципе, навык не кажется хитрым. Для «больших» в основном все сводится к тому, чтобы поставить заслон, быстро бежать и постараться не выронить мяч. Но иногда соперник может заставить тебя отдать следующий пас, к этому нужно быть готовым. И вот это получается уже не у всех, например, Капела не справлялся с такими задачами. Тем не менее, навык, некогда отточенный до совершенства Дрэймондом, скопировали уже многие. Эти скидки роллмэна исполняли и Нуркич, и Дэвис, и Сабонис, и много кто еще, включая тех, кто безмерно далек от статуса оллстара.

Основная же нагрузка ложится на человека с мячом: нужно вписать соперника в заслон и уметь бросить, иначе на твой пик-н-ролл никто не выйдет. А дальше нужно быстро среагировать на действия защиты, понять, что именно тебе отдают и принять решение. Набор достаточно шаблонный – бросок, проход, скидка на роллмэна или скидка в угол, все то, что так легко щелкают, например, Дончич или Харден.

Но происходит все быстро. Углы не всегда удобные: если ты не можешь отдать передачу с правой руки в левый угол, то именно под это тебя и будут загонять. А окружают боллхэндлера часто более рослые соперники, за которыми ни черта не видно.

Это такой блиц: задачи вроде не слишком сложные, но отвечаешь ты на скорость, а рядом еще орет чей-то ребенок. И это то, с чем нужно работать в современной НБА, ибо способность быть оператором пик-н-ролла превратилась в ключевой навык.

Универсализм в защите

Логичным следствием роста броскового потенциала и учащения пик-н-роллов стал спрос на универсализм. Дело в том, что играть в подстраховку в увеличенном пространстве получается не всегда, особенно – против хороших команд. Расстояние между игроками становится слишком большим, мяч ходит намного быстрее, чем игроки, и ротироваться уже не получается. При этом соперник снова и снова ставит заслоны на мяче, освобождая боллхэндлера от его опекуна. В такой ситуации защите остается один вариант – разменяться.

Исторически размен считался в баскетболе некой слабостью, типа тебе лень лезть через заслон и отрабатывать на ногах, вот ты и размениваешься. Но сейчас это зачастую единственный способ не отдать сопернику открытый бросок. В итоге на поздних стадиях плей-офф (или просто в каждом матче «Рокетс») матч-апы весьма условны. Оппоненты форсируют размены и просто атакуют через того, через кого хотят.

И в этом проблема: после размена соперник получает выгодный матч-ап. Кто-то маленький защищается против центра, или кто-то медленный обороняется против гарда, а скорее – и то, и другое сразу. Отзащищаться один в один при таком раскладе уже сложно. Поэтому очень классно, если у тебя есть центр, который умеет переключаться на первых номеров, или твой защитник может разменяться на кого-то крупного.

Сейчас умение отработать в обороне против игроков разных габаритов востребованнее, чем когда-либо.

Дрэймонда Грина называли лучшим оборонительным игроком НБА не за его мозги и подстраховку, а за то, что он в одном владении переключался между всеми 5 соперниками, и никто ни черта не мог с ним сделать. Капела получил свой контракт не за заслоны под Хардена, а за способность переключаться на боллхэндлера в каждом владении.

Не быть слабым местом – вот ключевой навык в защите сегодня. Будь тем, кого никто из соперников не сможет растоптать один в один. И, если учесть, что сегодняшние центровые редко атакуют самостоятельно, а сегодняшние мощные форварды не слишком и мощные, то разброс по габаритам потенциальных соперников оказывается не таким уж и умопомрачительным.

Как итог, приличного броска и способности защищаться на 2-2,5 позициях уже достаточно для того, чтобы намертво засесть в НБА с хорошей зарплатой.

Желание бежать в раннее нападение

Раннее нападение чертовски эффективно. В этом сезоне лучший атакующий рейтинг показывает «Даллас»– чуть меньше 116 очков за 100 владений, согласно NBA.com. При этом в раннем нападении лучшие команды НБА набирают по 119 очков за 100 владений. И лучшее нападение именно там – в быстрых атаках, когда команда на ходу, а защита еще не построилась. Это море открытых бросков, фолов и данков.

И так было всегда. Но, во-первых, сейчас люди в НБА научились считать и видят реальную статистическую разницу в эффективности между статикой и транзишном. До недавнего времени эти вещи мало кто фиксировал. Во-вторых, беготня достаточно долго считалась дурным тоном: с ней, по преданию, нельзя защищаться, а значит, и выигрывать. Но в этом сезоне «Милуоки Бакс» – первые в НБА по темпу (и вторые по частоте ранних атак), и у них же лучшая защита в НБА. Потому что бежать в атаку при первой возможности еще не значит плевать на защиту (сюрприз).

И, в-третьих, бежать сейчас стало проще. Потому что стало легче выиграть подбор в защите и начать прорыв. Дело в том, что команды в последние годы просто перестали бороться за подбор в нападении. Раньше процент подбора в защите был на уровне 66-68%, но на стыке нулевых и десятых поднялся до 73%, а сейчас добрался до 77%.

Можно сказать, что атакующие команды как раз и не борются за подбор в нападении, чтобы иметь больше шансов вернуться в оборону и не пропустить высокоэффективную контратаку. Но все не так однозначно. Ибо, если на подбор в нападении никто не идет, то и защищающаяся команда может не посылать на щит людей, а отправлять их в прорыв прямо в момент броска, что упрощает раннюю атаку. В общем, чем раньше вы бежите в защиту, тем раньше соперник может бежать в атаку.

Сейчас, если защитный игрок выходит на шутера, стоящего наверху дуги, и прыгает в попытке накрыть бросок, то дальше этот защитник просто продолжает бежать вперед. Он знает, что подбор партнеры скорее всего заберут, и будет шикарная возможность оказаться первым у чужого кольца.

Используется каждая возможность провести быструю атаку. Поэтому сейчас очень в тему ребята, которые создают эти шансы. Яннис и Сиакам бегут вперед быстрее, чем любой соперник, способный против них защищаться. Уэстбрук несется с мячом от кольца до кольца. Карри и Симмонс отлично распоряжаются мячом и пространством в раннем нападении. Йокич и Лав закидывают тач-даун передачи через всю площадку. Леброн – комплексная угроза в тразишне, он тут настолько хорош, что преуспел не только в раннем нападении, но и в защите против таких атак. Эти люди дополняют свою ценность, создавая возможности в раннем нападении.

Конечно, НБА все еще не 2К, где быстрые атаки – половина всех очков команды. Но доля транзишна в игре постоянно растет. Три года назад она не превышала 19% у самых бегущих команд, а сегодня раннее нападение составляет почти 22% всех атак «Торонто». Лидеры в этом плане, может, и не будут сильно прогрессировать в ближайшем будущем, а вот низы должны подтянуться, так что транзишна в НБА будет только больше и спрос на разгоняющих никуда не денется.

Умение дружить с другими суперзвездами

Окей, это не совсем баскетбольный навык, но он важен. И он точно важнее, чем был когда-либо.

В последние годы игроки стали достаточно часто менять команды в поисках лучшей жизни, а зрители неотрывно следят за рынком свободных агентов и с нетерпением ждут, какая звезда потребует обмена следующей.

Результатом такого движения таланта стало формирование нескольких тандемов. И хотя суперкоманд типа «Уорриорс» и «Хит» мы можем больше никогда не увидеть, клубов со звездными дуэтами в НБА сейчас предостаточно.

В этом плане одинокие звезды в заведомо проигрышном положении. Кто потащит игру, если у тебя неудачный вечер? Кто удержит команду на плаву, когда ты на скамейке? Йокич отбегал 65 минут в прошлогоднем матче плей-офф просто потому, что без него «Денвер» не мог ничего. Вы видели Йокича до карантина? Для него 65 – это по минуте на каждый килограмм лишнего веса. Но выхода не было, больше не на кого положиться.

Поэтому формирование звездного дуэта уже как бы становится нормой. «Майами» подписывает Батлера, и мы думаем, кого «Хит» возьмут на роль второй звезды. У «Торонто» люто прогрессирует Сиакам, и мы начинаем считать, сколько у них будет свободных денег «Летом Янниса». Обсуждали бы мы само «Лето Янниса», если бы его второй звездой был кто-то более яркий, чем Миддлтон?

Свободные агенты готовы уходить из команд-претендентов, игроки требуют обмена за 3 года до конца контракта. Доступен почти кто угодно. При этом личные связи зачастую важнее менеджмента команды, а некоторые господа просто решают перейти вместе в какой-нибудь клуб, не сильно интересуясь мнением этого самого клуба. И в такой ситуации готовность и умение формировать союзы и договариваться становится ну очень важным навыком для игроков. Договориться о переходе второй звезды, найти пару ролевиков, готовых по-братски поиграть в твоей команде, сегодня все это реально при наличии правильных связей.

Это то, за что современный баскетбол любят, и то, за что его презирают: эффективность, «пуляние», высокий темп, простота, логичность и объединения звезд. Так выглядят наиболее характерные черты идеального игрока-2020.

Баскетбол во «Вконтакте»

Баскетбол в телеграме

Фото: Gettyimages.ru/Ezra Shaw, Claus Andersen, Tim Warner, Matthew Stockman, Harry How