10 мин.

Нравственный суд, или жизнь комитета по этике

Неведомая вещь, этот ваш комитет по этике, и смысл в его существования непонятен никому, кроме футбольных функционеров, да и они сами не совсем понимают, что делают. Сегодняшний разбор "дела Слуцкого" подверждает это, ведь никто про его фразу и не помнил, но надо же создать иллюзию деятельность, так сказать, маленькую потеминскую деревню. 

Ключевые понятия

Современное понимание этики расширяет ее до предельных границ – позволяет даже в футбол искать «что такое хорошо, а что такое плохо».  И многим кажется, что в этике способен разбираться каждый, а что сложного? Этот ругается матом – нельзя так себя вести, тут договорняк – тоже плохо, взятки, коррупция – добро пожаловать, на 8 круг ада прям, как у Данте. В общем, этика видится доступной каждому, и даже отечественным чиновникам: у нас же передовая страна, следовательно, должны быть люди, умеющие словом и делом уличить недостойное поведение, или же, как написано в уставе комитета: «формулирует этические нормы и правила поведения для всех официальных лиц в соответствии с целями и задачами РФС». Тезис, несомненно, очень грозный, как с ним быть?

Мутко и банда

Наверное, каждый из членов комитета должен ориентироваться на высокие идеалы и быть сам примером для подражания, или же быть человеком с непреступными принципами. Думаю, тут уместно вспомнить старину Канта, который однажды сказала великую вещь: «две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, — это звездное небо надо мной и моральный закон во мне». Как мы видим, моральный закон все-таки должен быть в нас самих – не сформулирован какой-либо организацией, на первый взгляд, такая претензия кажется очень странной,  но тем не менее она чертовски важна: нравственность все-таки дело хоть и общественное, но человек (и даже футболист) должен чувствовать ее вкус и без помощи различных комитетов.

Каждый человек интуитивно понимает основные этические принципы, но для пущей иллюстративности обратимся все к тому же И. Канту:

  1. «поступай так, чтобы максима твоей воли могла бы быть всеобщим законом»;

  2. «поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средствую».

Вот и Кант

Знаменитые категорические императивы – основа этики в ее «народном смысле»: они понятны каждому всем, и их знаю даже, простите, алкоголики.  Как кажется, вся философская подноготная членов комитета по этике не идет дальше этих принципов, если они вообще когда-то осознавали их.  И отсюда проблема из серии - «а судьи кто?» - может ли группа людей в большинстве своем, не имеющего громкого футбольного имени, или даже хорошего гуманитарного образования заниматься такими важными вопросами репутации  и престижа всего РФС. Комитет по этике на данный момент – простая фикция, имитация деятельности, он просто модный тренд.

Основной состав

Комитет по этике является почти, что лицом всего РФС, а в нем фактически нет людей, связанных хотя бы с миром журналистики: все чиновники и бывшие футболисты, среди которых лишь несколько по-настоящему знаменитых людей. Почему важна связь с другими областями жизни? Попытаюсь объяснить на примере.

При РПЦ существует комитет, который отвечает за «чудеса», то есть  пытается не просто выявить природу чуда, но доказать невозможность его существования, как известно, чудеса – то, что выходит за пределы нашего повседневного опыта.  Так вот при нем есть и химики, и физики, и математики, и историки, и философы, и богословы – все люди, которые так или иначе могут описать опыт с различных сторон, и такая многогранность взглядов помогает разобрать каждое явление по винтикам.

Чудо

Вернемся к нашей теме, кратко пройдясь по самым заметным фигурам в комитете по этике при РФС, кстати, в нем всего 14 персон, каждая из которых согласно регламенту должна «иметь безупречную репутацию и высокие нравственные качества».

Главой является Андреев Семен Николаевич, который стоял у развития отечественного футзала,а в одно время исполнявший обязанности главного тренера сборной России по мини-футболу. Теперь же является главой Российской ассоциации мини-футбола (РАМФ), так сказать, настоящий футбольный человек, который между тем имеет и звание кандидата педагогических наук. Пожалуй, и впрямь достойная кандидатура.

Андреев

Имя его заместителя хорошо знакомо болельщикам московских динамовцев – Пильгуй Владимир, проведший за бело-голубых 223 матча. Его называли наследником Л. Яшина, да и футбольных наград у него пруд пруди: серебро чемпионата Европы, две бронзы Олимпийских игр, кубки СССР и много еще чего, что перечислять, думаю, в «Википедию»  может зайти каждый. В скандалах не замешан, любит футболо,  настоящий патриот  – отличный кандидат на место в комитете по этике.

Пильгуй

Павел Алешин – единственный в этой компании журналист, который известен по своей работе все с той же ассоциацией мини-футбола. Он автор книг о Динамо, о карьере Никиты Симоняна, о Газаеве, а также является корреспондентом «Советского спорта», и работал в десятках изданий.  Кажется, что кандидатуры лучше даже с трудом найти.

Алешин

Среди прочих стоит отметить В. М Салькова, тренировавшего сборную СССР не один год, А. В Портнов, профессора кафедры футбола и хоккея при МГАФК, и Г. И Костылева, работавший с московским ЦСКА.

Парни не с нашего двора

Важно отметить самую медийную персону из всех участников комитета – Андрея Созина, который еще и является вице-президентом по стратегическому развитию Федерации кёрлинга России, чиновник с большой буквы: разбирается во всем и футболе, и в кёрлинге, и в этике. Кому интересно, то почитайте его твиттер, хотя тот и мертв уже с мая прошлого года, но найти много интересного там можно, кажется, не скрывающий своих симпатий к красно-синим, что недопустимо для публичной персоны, а тем более для члена комитета по этике, в его регламенте мы находим следующий пункт: «официальные лица должны исключить свои личные интересы, связанные с их дальнейшей деятельностью в футболе». Конечно, не поймали – не вор, но открыто не стоит публичным персонам, а тем более работникам РФС, говорить об своих симпатиях:«рыбу не ем, а 'мясо' не люблю!» (цитата из твиттера – прим.)

Созин

Алексей Ершов – ответственный секретарь комитета, который по-настоящему любит футбол, и знает, как делать свою работу. Кстати, у него крутой и живой акканут в твиттере, который постоянно репостит Sports.ru и Уткина, так сказать, находится «в теме». Но опять же Алексей Андреевич не скрывает своих клубных пристрастий, горячо поддерживая «Динамо», да, это круто характеризует его как болельщика, но не как ответственного за мораль и нравственность в отечественном футболе: все-таки свои предпочтения не стоит предавать огласке, так могут и неправильно понять.

Ершов

Другие чиновники – Старцев А. А, который является генеральным директором Московской Федерации Футбола, и Гуторенко С. А, занимающего пост юрисконсульта в РФС.

Как мы видим, состав совета, мягко говоря, далек от этики как науки, да и в нем совсем мало людей, которые имеют широкую известность и знаменитых своим честным именем. Повторюсь, что комитету не хватает многогранности, то есть философов, журналистов, историков, социологов, арбитров в своем составе – людей, которые, может быть, и далеки от футбола как профессионалы, но знают и понимают, как правильно давать ответы на спорные вопросы, требующие внимательного рассмотрения. Без этого комитет по этике остается большой фикцией, которая неспособна внести реальный в клад в развитие футбола в России. Требуется детальная проработка и регламента, и состава участников, и самое главное целей работы членов: так просто обычным болельщикам непонятно, что они делают и зачем существуют, хотя сама идея является благородной – ее реализация остается на нуле, так для виду, а что вдруг придет какая-то проверка? Пока что от комитета пахнет бюрократией и чиновничеством.

От комитета не уйдешь!

В начале хочется отметить список возможных санкций провинившимся:

1) замечание;

2) штраф;

3) лишение завоеванных наград;

4) дисквалификация (отстранение) на определенное количество матчей, или на определенный период, или пожизненно;

5) запрет на участие в любой деятельности, связанной с футболом.

«Дело Никезича» - жалоба сербского футболиста Никола Никезича, выступавшего за «Кубань». По его словам легионер, краснодарцы принудили его расторгнуть с ним контракт, не выплатив неустойку за долгосрочное расторжение контракта. В итоге 18 апреля 2011 года на Кубани наложили штраф в размере 2 миллионов рублей, а на генерального директора Сурена Мкртчана, соответственно, 1 миллион, и запретил спортивному директору Сергею Дороченко заниматься любой деятельностью, связанной с футболом. В конце концов, РФС отменит все персональные взыскания, оставив только штраф.  Комитет по этике – организация то серьезная.

Никезич

Даже небезызвестный Е. И Гинер также получал замечание от комитета по этике. Дело было в августе 2014 года, когда он назвал Толстых – натуральным животным, что вызвало бурное обсуждение в сети и в самом РФС. Как факт президент ЦСКА обязали публично принести Толстых и всему футбольному союзу, что он вскоре и сделал.

Гинер

Два года назад от решений комитета «пострадал» – Дмитрий Аленичев, который был недоволен переносом матче «Арсенала» на нейтральной поле: «считаю, таких людей, как Григорьянц и ему подобных, надо самих оградить от футбола колючей проволокой. Чтобы не мешали людям ходить на стадионы, не лишали их праздника». За эти слова Дмитрия Анатольевича обязали извиниться перед всем честным людом и РФС в частности, чего от, кстати, так и не сделал.

Аленичев

Самое свежее дело, "дело Слуцкого", который в эфире «Матч ТВ» заявил, что если человек является российским футбольным арбитром - его можно ударить. Напомним, что бывший главный тренер сборной России уже дрался с боковым арбитром на детском турнире. Сама попытка "разборки" выглядит правильно, ведь судьи не последние люди в футбольном мире, но каждому понятно, что фраза Слуцкого была вырвана из контекста, кажется, и была шуткой. Как стало изветсно, Леониду Викторовичу рекомендовали публично извиниться за свои слова, но, кажется, он делать этого не будет: комитет по этике все-таки предельно сомнительная организация, и его силы видны лишь на бумаге.

Слуцкий

В конце приведу слова Уткина: «комитет по этике - организация маргинальная». С чем я согласен полностью, кроме одного замечания: в нем есть достойные люди, хотя сама форма комитета проигрышна и очень наивна, мол, накажем всех, кто загрязняет честь российского футбола, но не следует ли начать с самих себя?