5 мин.

Достойное поражение

Привет всем! Недавно завершился чемпионат Европы. Мы уже дома, в Санкт-Петербурге, тренируемся, готовимся к Олимпийским ирам, а тем временем вспоминаем наши выступления в Таллине, анализируем ошибки и размышляем, как будем их исправлять. Благо, до главного старта четырехлетия время еще есть.

Максим: «После короткой программы мы сами не очень хорошо понимали, почему оказались на третьем месте. По собственным ощущениям, мы катались хорошо. Даже те элементы, которые требуют особого контроля и на которых могли быть допущены ошибки, мы выполнили очень чисто. И поэтому когда увидели, что проиграли по технике, удивились. Ведь мы всегда выигрывали у Кавагути и Смирнова именно по технической оценке.

На чемпионате же Европы все вышло наоборот. Мы немного выиграли по компонентам, а техническую оценку получили низкую. Но надо сказать, что у технических специалистов всегда есть за что снизить оценку, а есть и что простить. В этот раз нам не повезло. Мне кажется, сработал человеческий фактор, ведь специалисту может нравиться одна пара, а другая, наоборот, не нравиться. Это нормальная ситуация».

Мария: «Кортокую мы откатали хорошо, но раз судьи поставили нас на третье место, значит, они посчитали это нужным, значит, мы заслужили».

Максим: «В произвольной программе наше катание нельзя назвать безукоризненным: допустили ошибки. Не было легкости в исполнении элементов – мы боролись за каждый из них. Было видно, что мы трудимся, а не исполняем на автомате. Поэтому, наверное, судьи и снизили оценки. С другой стороны, мы проиграли соперникам очень много баллов.

Я не думаю, что наши программы эмоционально и хореографически откровенно слабее, чем программы других пар. Но что поделаешь, это спорт, и всегда будут те, кто доволен результатом, и те, кто не доволен. У наших соперников тоже есть поклонники, которые считают, что такой расклад, как на чемпионате Европы, – единственно возможный. Однако, на мой взгляд, в этот раз должны были победить Алена Савченко и Робин Шолковы, пусть они допустили и больше ошибок, чем Кавагути и Смирнов. У немцев абсолютно другой класс катания, другое скольжение, другие эмоции».

Мария: «Выступлением я довольна. Это был наш лучший прокат короткой в этом сезоне. Мы получили колоссальное удовольствие от исполнения программы. В произвольной была допущена помарка, но это не испортило нам настроения. Естественно, хотелось занять место выше третьего, но не могу сказать, что мы сильно огорчены и пребываем в поникшем состоянии. Такого нет».

Максим: «Увидев оценки за короткую программу, мы с Машей, конечно, расстроились. Но потом смирились с результатом, приняли такой порядок вещей. Уже ничего не изменить. Нужно уметь достойно проигрывать. Ведь можно проиграть так, как мы проигрывали в прошлом году, а можно проиграть, как мы проиграли в Таллине. Это, как говорят, две большие разницы».

Мария: «На Олимпиаде всем будет сложно бороться за места на пьедестале. Я тоже еду туда бороться, но бороться с собой, со своими страхами и фобиями. Я еду туда, чтобы выполнить все, что умею и как умею. Конечно, в глубине души хотелось бы показывать самые высокие результаты, но сейчас о местах не думаю. Я хочу сделать свою работу хорошо, хочу откатать обе программы с удовольствием».

Максим: «Мы с Машей в этом сезоне выступаем достаточно стабильно, без серьезных срывов. Наша задача на Олимпиаде – кататься чисто, бороться до конца, показать все, на что мы способны. Нужно делать свою работу, не обращая ни на что внимание. Хочу сказать, что в этом сезоне мы сделали все, чтобы быть наверху, чтобы судьи наконец заметили нас и причислили к сильнейшим парам мира. Совесть наша чиста».

Мария: «То, что нас не пускают пока выше, как показал чемпионат Европы, – это, возможно, связано с тем, что мы только первый сезон катаемся стабильно, раньше же были срывы. Но в основном так случалось, когда мы работали с другими тренерами. И только Олег Кимович вывел нас на такой высокий уровень. Конечно, в прошлом году мы постоянно срывали произвольную программу, и, возможно, поэтому арбитры пока нас придерживают. Но я не хочу никого судить, обвинять. Для меня важно быть на своем месте и заниматься своим делом. Если я все сделаю чисто – какие ко мне могут быть претензии? На чемпионате Европы мы допустили ошибку в произвольной программе – вот и стали третьими. Значит, нельзя себе позволять ошибаться».

Максим: «В период подготовки к Олимпийским играм мы, может быть, усложним программы и в техническом плане, и в компонентах. Будем также продолжать работать над стабильностью, чтобы выполнять элементы еще увереннее. Время для этого есть. В короткой программе подчистим элементы, чтобы даже при большом желании нам не смогли снизить уровни. Все те недочеты, на которые обратили внимание судьи, благо, очень легко ликвидировать. Нам, например, снизили уровень тодеса в короткой программе. Хотя, по мнению многих тренеров и тех ребят, которые соревнуются с нами, у нас один из лучших тодесов: Маша низко находится над уровнем льда, и я сижу в низкой позиции, мы четко делаем смены рук.

Но на чемпионате техническим специалистам не понравилось, что Маша мало стояла в сложной позиции перед выполнением этого элемента. В правилах же нигде не прописано, сколько она должна в ней находиться. На всех соревнованиях мы получали высший четвертый уровень. А здесь только третий. Также за дорожку всегда, даже при гораздо худшем исполнении, мы получали третий уровень. Здесь – второй. Дорожка второго уровня сразу ставит нас в ряд с парами, которые находятся за первой пятеркой чемпионата Европы. Необходимо над всем этим поработать, сделать так, чтобы никто ничего не смог нам сказать. Это что касается короткой программы. В произвольной, конечно, работы больше».

Мария: «После соревнований мы гуляли по старому городу, и мне там очень понравилось. Ведь в Таллине мы были впервые. Там такая смотровая площадка есть, откуда весь город виден, как на ладони. Очень красиво! Правда, было холодно, так что многого увидеть не удалось, к сожалению».

Максим: «На катке атмосфера была очень теплая, дружелюбная. Зрители здорово принимали. Это отмечали все. За русских в Таллине болели, как в России, за финнов, как в Финляндии, за швейцарцев, как в Швейцарии. Зал был полон практически все соревновательные дни. Это всегда очень приятно».