2 мин.

Такой хоккей нам не нужен: xG в хоккее - это вообще возможно?

Трудно найти человека, который не знает, что такое xG в футболе, ещё труднее - того, кто никогда не слышал об этом. Все хотя бы на базовом уровне понимают, что это вообще такое.

Мания чисел и продвинутой статистики пришли в хоккейный мир в 2014 году, и с ними нас познакомил Кайл Дубас — действующий генменеджер «Торонто Мэйпл Лифс». До контракта с «Торонто» Дубас работал c командами ОХЛ. 

 

 

Естественно, эта идея понравилась не всем. Были, и сейчас есть люди (сейчас их гораздо меньше), которые утверждают, что хоккей — это игра исключительно основанная на человеческом факторе, и никакие числа не принесут тебе победу.

 

 

Да все и так понимают, что Ови, стоя открытым на фланге уже с готовой под щелчок поднятой вверх клюшкой не думает о числах. Макдэвид, обыгравший двоих соперников в своей зоне и набравший скорость, в момент ускорения тоже не думает о статистике. 

Числа не постучатся к тебе в дверь с фразой: «Вот ваш Кубок Стэнли, заказывали?», но числа могут помочь победить. Главное — правильно их понять и использовать. 

Самая популярная продвинутая метрика — CORSI, но речь сегодня пойдёт не о ней, а о более интересной для многих модели xG — expected goals (ожидаемые голы).

Задумывались ли вы когда-нибудь, возможно ли в хоккее считать xG и другие advanced stats (продвинутую статистику) как в футболе? Ведь шайба ни разу не похожа на мяч, да и хоккей это ни разу не футбол — это кардинально другой спорт. По сравнению с футболом, в хоккее за матч совершается огромное количество бросков, причём каждый бросок уникален, ведь шайба не круглая, и это усложняет задачу посчитать ожидаемые голы.

 

 

 

К счастью, xG в хоккее всё-таки существует. Так как же его считать?

Как и в футболе, xG рассчитывается по формуле, которая базируется на нескольких принципах, таких как расстояние от места удара до ворот, тип удара, как была сделана передача, но в хоккее всё гораздо утончённее:

1.Расстояние от точки броска до ворот;

2. Угол броска;

3. Тип броска: щелчок, кистевой, с рикошетом или с неудобной руки;

4. Если игрок совершает бросок с не родной позиции, это тоже учитывается;

5. Пустые ли ворота?;

6. Формат игры: 5х5, 5х4, 4х4, 4х3, 3х3, 6х5, 6х4, 6х3;

7. Разница в счёте: если разница более в 3 шайбы, то многие компании считают, что такие броски не имеют смысла, и поэтому не подставляют их в формулу;

8. Амплуа: если бросает форвард, то это тоже по-своему учитывается;

9. Время, прошедшее с последнего опасного момента;

10. Предыдущее событие: что было в момент до броска? Ещё один бросок, передача, финт, заблокированный бросок, отложенный штраф и др. - всё учитывается, но по-своему.

Собственно, это и есть базисы для xG в хоккее.