33 мин.

Бросок из 70-х или Величайшая игра в истории?.. Часть 1

 

Бросок из 70-х, или Величайшая игра в истории?.. Часть 1

Блажен, кто посетил сей мир

В его минуты роковые!

Ф. И. Тютчев

Уже давно определился с тем, что же для меня является главным в спорте. Красивые (или не очень) голы, шайбы, броски – всё это лишь причины, катализатор для самого ценного – чистых эмоций, которые возносят тебя до небес или, наоборот, опускают ниже плинтуса. И тому, кто никогда не был болельщиком, ни за что не понять, как что-то, происходящее на другом конце страны или и вовсе за океаном, может выбить тебя (пусть и ненадолго) из колеи. Ну, может, и не выбить, но поднять или испортить настроение – уж точно.

И бесполезно такому человеку что-либо объяснять или доказывать. Он всё равно никогда и представить не сможет, что гол имени Филимонова – это не просто гол для любого российского любителя футбола. Это квинтэссенция разочарования, когда сначала у тебя вроде бы отнимают все надежды, потом героическими усилиями эти надежды возвращают, но в итоге всё заканчивается самой настоящей трагедией. Я не помню в подробностях многие мячи, забитые в финалах чемпионатов мира, со временем наверняка забуду авторов этих мячей. Но тот «филимоновский» гол всегда будет стоять перед глазами…

И такой человек, конечно, не поймёт, что, когда первый раз на твоих глазах посылают в нокаут Джонса-младшего, или Бастер Даглас сокрушает Тайсона – это не просто победа одного боксёра над другим. Для меня в своё время эти эпизоды стали самыми наглядными свидетельствами того, что непобедимых на этом свете нет (ну, почти нет), и рано или поздно для каждого (ну, почти для каждого) небожителя наступит минута, когда явится кто-нибудь – и повергнет его во прах…

Впрочем, далеко не всегда до глубины души тебя трогают именно победы или поражения. Подчас самый чёрный осадок остаётся совсем от других вещей. Например, невозможно равнодушно смотреть на хорошо поставленный, но абсолютно бесчеловечный удар, которым Кермит Вашингтон не просто свалил – едва не убил Руди Томьяновича. И ведь произошло это уже совсем не на боксёрском ринге – эта гопниковская выходка со стороны «Озёрника» Вашингтона случилась во время самой обычной игры НБА между «Лэйкерс» и «Хьюстоном»…

Вспоминая свою студенческую молодость, когда сам играл за команду академии, осознаю: воспринимать какие-то критические ситуации, возникающие на площадке, было гораздо легче. Просто потому, что чётко понимаешь: кое-что (и иногда – весьма многое) напрямую зависит от тебя, ты сам можешь и должен повлиять на то, что происходит, в большей или меньшей степени, поэтому необходимо сохранять холодную голову и оставаться спокойным. Но вот когда сидишь перед телевизором или монитором в качестве простого болельщика – ощущения уже совершенно другие…  

Память бережно хранит воспоминания о каких-то судьбоносных для тебя моментах жизни. Или просто – об очень дорогих сердцу (например, о первом свидании). Но – странное дело: наряду с этими эпизодами ты никогда не забудешь и о других, вроде вышеописанных. Хотя они-то, казалось бы, не то что не были для тебя судьбоносными – тебе они и вовсе должны быть побоку, раз происходят где-то за тридевять земель. И всё-таки – ты о них помнишь, потому что они дарили тебе те самые эмоции, и, когда ты становился их свидетелем, то словно переносился на мгновение туда, на спортивные арены – настолько они на тебя воздействовали…

Такой вот фонтан эмоций бил через край просто в убийственных дозах в матче, о котором пойдёт речь.

Отлично понимаю: величайшая игра в истории – для каждого та, в которой принимала участие команда, за которую болеет именно он. При этом желательно, раз уж у подавляющего большинства из нас нет возможности присутствовать на матчах НБА вживую, наблюдать за этой игрой хотя бы в прямом эфире – чтобы по крайней мере так ощутить некоторую сопричастность к происходящему на паркете. Именно поэтому в конце заголовка я и поставил не утверждающую точку, а полемичные знак вопроса и многоточие.

И всё же такое цветистое словосочетание – «Величайшая игра в истории» - я использовал не ради красного словца и привлечения повышенного читательского внимания (это не наши методы). Та игра и впрямь носит такое официально-неофициальное название. Неофициальное – потому что, конечно, составлять рейтинги самых «крутых» игр могут все желающие. Но все они будут сугубо субъективными. И вообще не думаю, что можно вот так взять – и определить: «Да, вот этот матч самый лучший». А официальное – потому что  в истории НБА она с такой приставкой и осталась: «The Greatest Game Ever Played». Пусть и с некоторой долей условности, конечно.

И основания для этого, стоит признать, есть. Начать хотя бы с того, что это была первая игра в истории финалов НБА, которая завершилась тремя овертаймами (хочешь-не хочешь – пришлось забежать вперёд). Их таких и всего-то на сегодняшний день было лишь две. И в этом марафонском матче было абсолютно всё, чего только может пожелать душа баскетбольного болельщика – и много ещё чего. Это была спортивная драма, настолько лихо закрученная, что все самые маститые голливудские сценаристы отдыхают. В ней было столько событий, поворотов и сюжетных ходов, от которых всех смотревших бросало то в жар, то в холод, что даже наиболее безвкусный и экзальтированный из этих сценаристов не додумался бы воткнуть их все в один, пусть и самый крутой, блокбастер. Обнажённый, пульсирующий игровой нерв; бескомпромиссная борьба, для которой даже эпитет «сверхнапряжённая» выглядит как-то бледновато и невыразительно; неистовство болельщиков; сумасшедшие эпизоды – один из них повлёк за собой изменения в правилах, а другому вообще дали своё имя, под которым он и вошёл в историю…  Да чего там только не было! Это был баскетбол во всех его проявлениях – и в том числе проявлениях не самых приятных. Имею в виду тех из болельщиков, у которых по ходу игры нервное перевозбуждение превратилось в агрессию; спорные – а нередко и вовсе ошибочные судейские решения; саму атмосферу на паркете (в одном из матчей, предшествующих тому, о котором идёт рассказ, вспыхнула потасовка)… Но, несмотря на этот негатив, это был самый что ни на есть настоящий баскетбол. Собственно, та игра и стала в моём представлении чистым олицетворением этого самого баскетбола.

Так что неудивительно, что тот матч вписан золотыми буквами в анналы НБА – и останется там навеки. И любой уважающий себя болельщик должен знать и помнить о таких эпохальных играх.   

Ладно, пора заканчивать со всеми этими философскими сентенциями и переходить непосредственно к делу. Поехали!

(Извинений за качество многих фотографий не приношу и ответственности за это не несу – здесь уж, как говорится, что имеем – то и имеем. Цифровых фотокамер, как и многого, многого другого, в 1976-м, сами понимаете, ещё не придумали).

***

Время действия: вечер пятницы, 4-о июня, плавно перетёкший в ночь субботы, 5-о июня 1976-о года.

Место действия: «Бостон Гарден».

Мизансцена: 5-я игра финальной серии чемпионата НБА сезона 1975-1976. Участники: «Бостон Селтикс» и «Финикс Санз». Счёт в серии на момент начала игры 2:2.

Главные действующие лица:

  • Джон «Хондо» Хавличек, Пол Сайлас, Гленн МакДональд – форварды «Селтикс», Дэйв «Большой Рыжий» Коуэнс – центровой «Селтикс», Джозеф «Джо Джо» Уайт – защитник «Селтикс»;

  • Гарфилд «Гар» Хёрд, Кёртис Перри – форварды «Санз», Элван «Малыш из Оклахомы» Адамс – центровой «Санз», Пол Уэстфал, Рики Соберс – защитники «Санз»;

  • Томас «Том» Хейнсон – главный тренер «Селтикс»;

  • Джон МакЛауд – главный тренер «Санз»;

  • Ричард Ф. «Ричи» Пауэрс – один из судей матча;

  • болельщики «Селтикс».

Старый «Бостон Гарден» - настоящая баскетбольная (и не только) Мекка. Отличался целым рядом уникальных конструктивных, так сказать, особенностей. В частности, никогда не имел системы кондиционирования (после одной из игр между «Селтикс» и «Лэйкерс» игроки последних именно это назвали одной из главных причин своего поражения – они просто не могли нормально дышать, потому что на своей арене уже привыкли играть в более цивилизованных условиях - при работающих кондиционерах). Также, некоторые зрители, которым особенно не повезло, придя на своё место, могли обнаружить, что им придётся наблюдать за матчем, выглядывая из-за массивной бетонной колонны, которые поддерживали крышу и были разбросаны по всему залу. Иногда игра «Кельтов» приходилась аккурат между двумя хоккейными матчами местных «Медведей». В этих случаях времени на то, чтобы разморозить и снова заморозить лёд, просто не оставалось – и легендарный бостонский паркет монтировался прямо поверх этого льда…

Когда появилась возможность смотреть старые игры НБА – этот матч был, конечно же, первым на очереди. Помню, правда, что опасался быть изрядно разочарованным увиденным. И дело совсем не в плохой картинке (найти ту же игру между «Бостоном» и «Финиксом» в приемлемом качестве весьма трудно и сегодня). Просто, во-первых, думал, что по-настоящему погрузиться в игру, которая состоялась ещё до твоего рождения, - занятие непростое. Во-вторых, наслушавшись рассказов некоторых «умников», побаивался, что та лига вообще будет во многом похожа на современный женский баскетбол.

В чём-то опасения, конечно, оправдались. Всё же, если ты – не убелённый сединами старец, то видеть, как центровой, стоящий под самым кольцом, да ещё и оказавшийся там без особой опеки, аккуратно и старательно забивает от щита, словно школяр, лишь недавно начавший играть в баскетбол, вместо того, чтобы засадить сверху - это на первых порах выглядит как-то странновато. Впрочем, данки никогда не были для меня самым красивым элементом игры, так что это не страшно. Да, разметка площадки без трёхочковой дуги тоже смотрелась как-то сиротливо – как будто её, эту линию, просто забыли нанести на паркет. Да, игры спиной к щиту в современном виде тоже было, мягко говоря, не очень много…

Но вот слова тех, кто говорил, что игроки ползали, словно улитки, и принимали решения со скоростью ленивца, который мучительно размышляет утром, когда же лучше будет перебраться на ветку, растущую метром выше: сегодня вечером или, может быть, лучше завтра в полдень, оказались полнейшей ерундой. Визуально, «на глаз», игроки бегали и думали не медленнее, чем сегодня; игры смотрятся не менее динамично (по крайней мере – с середины 70-х). И вообще, когда я сам увидел первые несколько матчей тех лет, то сделал для себя вывод: бросаться выражениями вроде «да какой там баскетбол! Тогда и мяч-то был квадратный! А игроки? Да разве это игроки?! Так, слабаки задохлые какие-то!» очень любят товарищи, изо всех сил пытающиеся казаться знатоками и экспертами, но при этом не удосужившиеся взглянуть хотя бы на одну игру тех лет. И, когда начинаешь разговаривать с ними поподробнее на эту тему, выясняется, что они в ней вообще «ни в зуб ногой», и оказываются эти товарищи в очень невыгодном для себя свете…

Было, конечно, много бросков со средней – но при этом и проходов под щит хватало. Подчас действия команд смотрелись хаотично – но здесь дело, главным образом, в том, что о правиле защитных трёх секунд в то время никто и слыхом и не слыхивал, что позволяло создавать плотность в краске и непосредственно под щитом, да и из-за отсутствия той же трёхочковой линии для атакующей команды нередко просто не было смысла растягивать защиту так широко и уходить на крылья так далеко, как это происходит сегодня. Кстати, насчёт плотности: несмотря на то, что нынешние игроки, конечно, куда более накачены и атлетичны, не могу сказать, что в таких факторах, как физическая борьба и контактность, современная лига так уж разительно отличается от той. Напротив, частенько ситуация на паркете выглядела так, что судьи закрывали глаза на многое, что сейчас нещадно карается. Ну, и ещё не приходилось видеть в матчах тех лет, когда защищающийся игрок семенит через полплощадки явно с одной-единственной целью: уловить момент, когда его подопечный ринется в проход – и именно в эту долю секунды попытаться успеть встать перед ним на две ноги. Столь явно провоцировать фолы в нападении тогда было как-то не принято. Хотя симулянтов, как будет видно дальше, хватало и в те дни…

 В общем, это был, конечно, другой баскетбол. Но не могу сказать, что от его просмотра получаю меньшее удовольствие, потому что для меня игры тех лет - очень и очень на уровне. И жалею я совсем не о… даже не буду называть это недостатками, а скорее скажу: «непривычности», о которых говорил в предыдущих абзацах. А совсем о другом. Помню, когда смотрел ту самую игру между «Бостоном» и «Финиксом», то думал лишь о двух вещах: «Как же жаль, что, скорее всего, я никогда не окажусь сам, вживую, на чём-либо подобном! И как жаль, что о всех перипетиях игры, о том, что в определённый момент сделает тот или иной игрок, я уже давно знаю в подробностях!» С другой стороны – хорошо, что знаю, потому что события разворачивались с такой калейдоскопической быстротой, что не прочитай я о них заранее – просто многого бы и вовсе не понял… К тому же некоторые мелочи привносят свой неповторимый и весьма яркий колорит – например, когда тренеры рисуют тактические схемы не на планшетах, а в здоровенных блокнотах; или когда по ходу трансляции тебе периодически напоминают об инциденте, который парой дней раньше произошёл между Мохаммедом Али и Гориллой Монсуном (правда, невозможно поверить, что это действительно был инцидент, а не театральная постановка…) 

Говоря о той игре, надо бы рассказать о многом. А хочется рассказать – о  ещё бОльшем. Потому что, если повествовать какому-нибудь незнающему человеку, например, о финале Олимпиады-72, и упомянуть при этом только о золотом броске Александра Белова, только о золотой передаче Едешко – такой рассказ будет выглядеть усечённым и даже кастрированным. Ведь до этого был не менее золотой фол Саканделидзе. А ещё до этого – абсолютно глупая потеря того же Белова (даже как-то неудобно использовать такие прилагательные рядом с великими именами, но тут ничего не попишешь – потеря и правда была уж очень дурацкая).

С другой стороны: каждый желающий сам может посмотреть всю эту игру от начала до конца (правда, чтобы прочувствовать её дух, надо, конечно, смотреть уж если не всю серию целиком, то начиная хотя бы с 3-о матча) и расставить для себя все акценты. И всё же есть несколько моментов, о которых нельзя не упомянуть – просто они хорошо передают атмосферу того финала и вообще, НБА тех лет. Ведь и сама-то эта статья задумывалась не только для того, чтобы рассказать об отдельно взятом матче – пусть даже и одном из самых величайших в истории, но в не меньшей степени и ради того, чтобы попытаться хоть немного вспомнить НБА середины 70-х и, главным образом, тот дух, который царил на её аренах. Хотя и понимаю, что сделать это, конечно, почти невозможно… 

В том сезоне «Бостон» в очередной раз представлял собой эдакую небольшую Dream-Team. Был в строю главный носитель победных традиций и настоящая икона «Кельтов» Джон Хавличек – своеобразный «мостик» между командой 76-о и той, абсолютно легендарной - с Биллом Расселлом и Бобом Каузи (и это – только самые известные имена той великой команды). Хондо начинал, конечно, сдавать – всё-таки ему было уже 36, возраст брал своё. Да и проблемы со здоровьем давали о себе знать (он уже давно мучился с подошвенным фасциитом, например, который в некоторых матчах плэй-офф не давал сосредоточиться ему на игре по-настоящему). И всё же Джон продолжал оставаться лидером «Кельтов» - и по духу, и по игре. В том сезоне легенда «Селтикс» вновь участвовал в All-Star Game – в 11-й раз за карьеру (!) – и вышел там в старте. И вообще, Чех, как называли его партнёры-«Кельты» (прозвище «Хондо» как-то больше в ходу было у журналистов и болельщиков), несмотря на все свои болячки и преклонные года, всё ещё был одной из главных суперзвёзд лиги.

Джон Хавличек. Можно, конечно, вспомнить все его регалии, то, что он – одна из главных легенд «Кельтов» и всей лиги, и это чистая правда, но что-то не хочется. Просто есть люди, чьи имена настолько масштабны и значимы сами по себе, что перечисление их многочисленных наград и заслуг рядом с этими именами выглядит каким-то лишним и даже ненужным. Джон Хавличек – он и есть Джон Хавличек, тут не убавить, не прибавить. 

Впрочем, Хавличек был не единственной играющей легендой «Селтикс». На то же звание с полным правом претендовал Дэйв Коуэнс. Оставляя в стороне всё, скажем так, своеобразие характера (или лучше назвать это оригинальностью) этого человека, вспомню лишь пару из его достижений. На момент финала Дэйв был «в самом соку» (за пару лет до того Рыжий стал, например, MVP сезона, до чего тот же Хавличек так и не смог ни разу дотянуться), являясь пятикратным участником (повторюсь – на тот момент) All-Star Game.

К этому человеку, в общем-то, относится всё то же самое, что и к Хавличеку. Дэйв Коуэнс – это Дэйв Коуэнс. И этим всё сказано…

В общем-то, немногими ступеньками ниже стоял Джо Джо Уайт – разыгрывающий «Кельтов». Он был из тех, кого сегодня особенно сентиментальные журналисты и болельщики очень любят называть «маленький человек с большим сердцем». Джо Джо был весьма незаурядным игроком. В плэй-офф он выходил на качественно иной уровень. Нет-нет, он увеличивал свою очковую статистику, например, не с 15-и в регулярке до 16-и в играх на вылет. Речь идёт совсем о других цифрах: в среднем в «гладком» сезоне он набирал за карьеру по 17.3 очка, а вот в плэй-офф – по  21.5. Помимо этого,  Уайт был одним из главных тружеников в стане «Кельтов». Он не просто играл – Джо Джо пахал, работал на паркете на износ, проводя в игре львиную долю времени, стараясь быть для команды полезным везде, где это только возможно. Участий в All-Star Game на тот год на его счету значилось 6. 

Бросок из 70-х, или Величайшая игра в истории?.. Часть 1

  Джо Джо Уайт – легенда, может, и не легенда, хотя это – как посмотреть (для «Кельтов» - безусловно, легенда). Но уж звезда первой величины – это вне всяких сомнений.

Ну и, вспоминая тот «Бостон», нельзя не сказать пары слов о Поле Сайласе (кстати, три сезона в начале 70-х он провёл как раз за «Финикс»). Пусть он и не оставил того следа в истории, конечно, как Хавличек и Коуэнс (хотя пара участий в All-Star Game значится и в его послужном списке) – мало кто отказался бы от его услуг. Главными приоритетами для Сайласа были оборона (дважды включался в первую защитную пятёрку и трижды – во вторую) и борьба за подборы, хотя при случае Сайлас и очков набирал достаточно. Собственно, этим и занимался Пол в «Бостоне» - цементировал игру в защите и брал на себя немалую часть черновой работы. Кое о чём говорит и тот факт, что в 2012-м Сайлас номинировался на введение в Зал Славы – но, правда, так и остался номинантом…  

 

Пол Сайлас – просто великолепный игрок. Это -  как минимум…  

Итак, в составе «Кельтов» были два человека, которых включат в число 50-и величайших игроков в истории НБА (Хавличек и Коуэнс), три участника All-Star Game-1976 (Хавличек, Коуэнс и Уайт), два человека, вошедшие во вторую символическую пятёрку по итогам сезона (всё те же Хавличек и Коуэнс) и, наконец, сразу три человека, включённые в первую символическую пятёрку по игре в защите сезона-76 (и снова всё те же Хавличек, Коуэнс и Сайлас). Неудивительно, что «Кельты» стали лучшими на Востоке, отстав по общему числу побед лишь от «Голден Стэйта». У «Бостона», помимо очевидной и естественной цели: завершить классно проведённый сезон победой в решающих матчах в виде вишенки на торте, были и другие стимулы. Пару лет назад они взяли чемпионство – впервые за пять сезонов и впервые в «пост-расселловскую» эпоху. Но в прошлом году не вышли даже в финал, уступив место на троне как раз «Уорриорз» во главе с великолепным Риком Бэрри (ещё один из числа «50-и величайших»). Теперь бостонская пресса вовсю настраивала болельщиков, что команда просто обязана исправить это досадное недоразумение и вернуть себе утраченное.    Правда, дорогу в финал лёгкой для «Бостона» не назовёшь. Сначала в полуфинале конференции (команд в лиге всего было 16, и плэй-офф проводился по довольно причудливой схеме – выходили в него по пять команд из каждой конференции, и по две худших из них начинали первый этап; после чего к победителям этих пар присоединялись по три остальных участника игр на вылет; именно поэтому «Кельты» начинали сразу с полуфинала) им оказали очень достойное сопротивление «Баффало Брэйвз» с Рэнди Смитом и, конечно же, легендарным Бобом МакАду (ещё одним 50-ком) во главе. Правда, это объясняется во многом тем, что Хавличек выходил лишь в 3-х играх из 6-и, да и в них из-за травм явно не мог показать лучшей игры. Затем «Кельты» встретились с весьма беззвёздным (вряд ли к действующим звёздам можно было отнести легендарного (блин, сколько раз я уже повторил это слово?!), но уже совсем постаревшего и доигрывающего Нэйта Тёрмонда – автора первого официального квадрупл-дабла и тоже входящего в число 50-и лучших), но очень ровным, работящим, упорным и хорошо организованным (настолько, что его называли «Ричфилдским чудом») «Кливлендом» - и его прошли тоже в 6-и матчах. В финале «Селтикс» столкнулись с командой, которую никто не хотел там видеть, кроме её болельщиков – с «Финиксом».   «Санз», по большому счёту, находились на другом полюсе, если сравнивать их с «Кельтами». По всему – по количеству звёзд и просто сильных игроков в составе, по потенциалу, по харизме, в конце концов, по результатам в регулярке и по тем ожиданиям и прогнозам, которые давали специалисты касательно выступлений «Санз» в плэй-офф.   Действительно, на первый взгляд, «Финикс» мог противопоставить оппонентам совсем немного. Ну, например, Элвана Адамса (он же – «Двойное Эй») – центрового-первогодка, который завоевал награду лучшему новичку того сезона и был единственным представителем «Санз» на All-Star Game-1976. Рост Адамса был лишь 206 см, и его сильными сторонами были отнюдь не физическая мощь, а скорость, броуновское движение, за счёт которого он вытягивал центра соперника на периферию из-под щита, чтобы освободить там место для партнёра, и – хорошее понимание игры.

   

Бросок из 70-х, или Величайшая игра в истории?.. Часть 1

«Малыш из Оклахомы» Элван Адамс – молодая надежда «Финикса».  

Ещё у «Финикса» был, скажем так, свой, местечковый аналог Хавличека – Ричард Альберт Ван Арсдэйл, или просто «Дик». Эдакий «Хавличек для бедных». Дик стал для «Финикса» легендой уже хотя бы просто потому, что он был вообще первым игроком в истории франчайзы. Когда в 1968-м лигу пополнили новички – «Финикс» и «Милуоки», был проведён драфт расширения, на котором «Санз» и «Бакс» могли пополнить свои ряды за счёт других команд (естественно, со многими ограничениями, о которых я сейчас рассказывать не буду). И, как уже говорилось, первым, надевшим форму «Санз», и стал Ван Арсдэйл, которого «Финикс» выдернул из «Нью-Йорка», где он успел отыграть три сезона. Впрочем, известен он далеко не этим – он действительно был одним из лидеров «Финикса» и вообще – классным игроком (три участия в All-Star Game в начале 70-х). Правда, в отличие от Хавличека, который с годами если и не становился лучше, как выдержанное вино, то свой высочайший уровень поддерживал в любом случае, к моменту финала звёздный блеск Дика изрядно потускнел. К тому же в феврале Ван Арсдэйл сломал запястье. Дела у команды в тот момент и так шли неважно, а здесь «Санз» и вовсе опустили головы…  

   

Бросок из 70-х, или Величайшая игра в истории?.. Часть 1

Дик Ван Арсдэйл – первый игрок «Санз». Собственно так его и называли: «Original Sun».

  Это повлекло за собой эпизод, который запомнили все, ставшие его свидетелями. «Команда села в автобус, и все были, словно в воду опущенные, после того, как узнали, что Дик остался дома из-за своей травмы, - рассказывает Эл МакКой, штатный комментатор игр «Финикса» тех лет по прозвищу «Голос «Санз». – Вдруг все увидели, как Джон Маклауд встал со своего места, направился к водителю и громко сказал ему, чтобы тот съехал на обочину и остановился». И прямо здесь, в автобусе, МакЛауд устроил воспитательную беседу с игроками. Начав довольно спокойно: «Вы похожи на детей, которые жалеют сами себя», постепенно МакЛауд начал выходить из себя: «Да, мы потеряли капитана, и что теперь? Из-за этого весь сезон пойдёт коту под хвост?!» Закончилось всё тем, что МакЛауд стал бегать по автобусу и чуть ли не орать каждому игроку в лицо: «Зачем и куда ты едешь?! Почему ты сидишь сейчас здесь?! У нас всё ещё есть шансы попасть в плэй-офф, и я хочу, чтобы все это для себя поняли!»  

 

Бросок из 70-х, или Величайшая игра в истории?.. Часть 1

«Пусть каждый зарубит себе на носу – мы можем пройти в плэй-офф!!! Если кто-то считает по-другому – пусть выметается из автобуса и возвращается домой пешком!!!»

  Оказался у того «Финикса» и туз в рукаве – самый настоящий, козырной. Причём неожиданно почти для всех. Тузом этим стал Пол Уэстфал. И, думается, та серия носила для него весьма мелодраматический оттенок. Потому что в 1972-м он был задрафтован именно «Бостоном». И провёл за «Кельтов» три сезона, успев стать чемпионом в 74-м. Конечно, сказать, что эти три года прошли для Пола в атмосфере полного недоверия со стороны руководства «Бостона» будет, пожалуй, неправильно – каждый сезон он получал всё больше и больше игрового времени, и, возможно, не за горами был тот день, когда он стал бы ключевым персонажем для «Селтикс», выходящим в старте. Но это всё – бабушка надвое сказала. Потому что в конце весны 75-о Уэстфал был обменян как раз в «Финикс». Причём на момент обмена выигравшей стороной выглядели едва ли не «Кельты»: за Уэстфала и пару номеров во втором круге драфта они получили ни много, ни мало – вполне звёздного в те годы защитника Чарли Скотта. Скотт, начав в команде АБА «Вирджиния Сквайрз», стал лучшим новичком этой лиги, дважды участвовал в All-Star Game АБА, после чего перебрался в «Финикс» - и уже в его составе успел стать 3-кратным участником All-Star Game НБА. Но хитрый лис Джерри Коланжело (генеральный «Финикса») знал, что делает – это было одним из тех озарений, благодаря которым во многом он и стал рекордсменом лиги по числу наград лучшему генеральному менеджеру (и остаётся им по сей день).   С другой стороны, выигрышным тот обмен казался лишь на первый взгляд и с чисто спортивной точки зрения. Ведь всей лиге было известно – Джо Джо Уайт и Скотт невзлюбили друг друга ещё со времён Олимпийских игр-68 в Мехико, когда Уайт обвинил Скотта в слишком большом эгоизме, а также в том, что «он слишком часто говорит, когда ему стоило бы помолчать». Этот обмен грозил нарушить нормальный микроклимат в команде, так что основным вопросом, на который пришлось отвечать в те дни Хейнсону, был: «Как вы собираетесь налаживать отношения между Уайтом и Скоттом?» Томми дипломатично отвечал: «Меня вообще ни капли не беспокоит, как они будут сочетаться с Джо Джо». Если он не лукавил, говоря так – то он был единственным человеком в Бостоне, которого «ни капли не волновал» этот обмен. Например, Боб Райан, главный жизнеописатель «Кельтов» в 70-х годах, сказал в своей колонке в Boston Globe, что он в шоке: «Чарли Скотт занимает одну из первых строчек в рейтинге персон, чьё пребывание в Бостоне нежелательно. И вот теперь – хотите верьте, хотите нет – он стал игроком «Селтикс». Рэй Фитцджеральд, его коллега по перу, написал в похожем духе: «Этот обмен нравится мне только с одной точки зрения: мне будет забавно понаблюдать за тем, сможет ли леопард изменить свои пятна? (англоязычная пословица, да ещё и с игрой слов. Смысл на русском примерно следующий: сможет ли  горбатый исправиться до того, как его заберёт могила?)   Ну и, конечно, самих Уайта и Скотта ситуация волновала «немного больше, чем просто ни капли». Скотт привык быть примой практически в любой команде, в которой он играл. Но и Уайт, конечно же, не собирался никому отдавать давно заслуженную дирижёрскую палочку. Всю первую половину сезона они сражались и не могли поделить между собой мяч. И лишь ближе к плэй-офф Уайт и Скотт всё же смогли прийти хоть к какому-то взаимопониманию и слаженному взаимодействию на площадке, хотя по-настоящему на мировую пошли уже едва ли не перед последним – решающим – матчем сезона. Неудивительно, что в такой обстановке Скотт никак не мог показать своего лучшего баскетбола, играл совсем не так, как все привыкли, и нередко подвергался критике со стороны местной прессы и обструкции со стороны болельщиков. Особенно на фоне того, что эти болельщики очень быстро увидели, кого они потеряли…    Потому что выяснилось, что три года на скамейке у «Бостона» протирал трусы феноменальный игрок – а они об этом, кажется, даже не догадывались. Уэстфал сразу же стал лидером «Санз» (и можно с уверенностью сказать, что именно он является лучшим 2-м номером в истории франчайзы). А вскоре и утвердился в статусе одной из главных звёзд  НБА. Кто-то, может быть, скажет: «Во силён лапшу на уши навешивать! Только и успевай снимать! Кто-кто? Пол Уэстфал какой-то? Феноменальный, лучший, главный, звезда? Ну и чушь! Да я о нём, как об игроке, вообще не слыхал!» И будет сильно не прав. Говорю так отнюдь не как болельщик «Финикса», всячески прославляющий его игроков. В отношении Уэстфала все эти громкие эпитеты ни в малейшей степени не выглядят незаслуженными. Он действительно был одним из ярчайших атакующих игроков лиги второй половины 70-х, нередко выдававшим гениальные игры. И лишнее тому подтверждение – 5-кратное участие в All-Star Game (4 раза – в старте) и 3-кратное включение в первую символическую пятёрку лиги (ещё раз Пол попал во вторую). И не приходится сомневаться в том, что и количество попаданий этих, и число регалий было бы побогаче, и место в табели о рангах он бы занимал повыше, да и просто – знали бы его куда больше современных болельщиков (хотя те, кто более-менее интересуются историей НБА, и так отлично знают), если бы тяжёлая травма не пустила под откос карьеру этого очень неординарного игрока, когда она была, по большому счёту, в самом зените…   О Уэстфале вообще стоит сказать особо – потому что он сыграл одну из главных ролей в «величайшей игре». И дело даже не столько в его незаурядном мастерстве, сколько в другом качестве. Да, он был великим мастером, от которого соперник мог ожидать всего, чего угодно (например, мало кто мог противопоставить что-либо его коронке – уходу с мячом от кольца, остановке, цирковому развороту вокруг оси на все 360 градусов – и всё это на запредельной скорости, так что опекун оказывался где-то далеко-далеко, после чего следовал точный бросок). Но самое важное - Пол был неутомимым выдумщиком и фантазёром.  

Бросок из 70-х, или Величайшая игра в истории?.. Часть 1

  Великий баскетбольный хитрец – блестящий Пол Уэстфал.

   Вот что вспоминает он сам о том, как развивал свой неповторимый стиль (причём даже не на профессиональной площадке), и в том числе о своей визитной уловке: «Я просто пробовал все обманные движения и проходы, которые приходили мне в голову; я проводил за этим занятием на заднем дворе своего дома немало часов. Не то чтобы я точно знал, что обязательно использую какой-нибудь из этих трюков в игре, но если это был единственный способ поразить кольцо, когда время уже истекало – я мог чисто подсознательно, инстинктивно вытянуть из себя что-нибудь эдакое, хотя тренировал я это уже очень давно. И даже не планировал в тот момент применить это на практике. Думаю, что эксперименты – это всегда здорово и полезно. Вы никогда не планируете заранее, что вот сейчас вы уйдёте от кольца, развернётесь на 360 градусов и бросите, но если в своё время вы частенько тренировали такие движения – в нужный момент ваше тело просто сработает само, даже без участия разума, и это может стать залогом успеха. Дирк Новицки постоянно делает что-то в этом роде – например, нередко кажется, что его работа ног неправильна, но в то же время видно – броски из, казалось бы, не очень удобных, безопорных положений у него отработаны настолько, что они уже являются для него чем-то абсолютно естественным и эффективным. Или, например, Пит Маравич со своими фокусами на ведении мяча – ясно, что он никогда не использовал в игре все из них, но если вы знаете, что вы на это способны – это придаёт вам уверенности и может выскочить из вас, даже когда вы этого совсем не ждёте».   Судя по тому, что я читал об этом игроке, и по тем играм, которые видел с ним – главной чертой Уэстфала была именно игровая мудрость. Хотя нет, это не самое удачное слово. Лучше будет сказать, что Пол был на паркете «хитёр, аки змей». Пола можно назвать «спортивным обманщиком» – настолько экстравагантную и неожиданную штуку он мог выкинуть, и оппонент при этом выглядел круглым дураком.  Настоящий Одиссей-Улисс в баскетбольных трусах. Или Остап Бендер. И эта его изворотливость ещё проявится…   И всё же «Финикс», несмотря на наличие Адамса и Уэстфала, котировался совсем невысоко. Для того же Уэстфала это был лишь первый сезон, когда он демонстрировал лиге, кто он такой, и весь золотой дождь в виде символических сборных и сборных звёзд начнёт литься на него со следующего чемпионата. Проблем с попаданием в плэй-офф у них не возникло только по той причине, что показатели команд Запада в том сезоне были совсем плохи, и «Санз» с совершенно невпечатляющим балансом побед-поражений 42-40 заняли аж 4-е место в конференции, что дало им право, как и «Бостону», стартовать уже с полуфинала. Иногда команда начинала откровенно валиться, выдавая на гора серии поражений (как в памятном эпизоде с собранием в автобусе). И здесь будет уместно вспомнить ещё одного абсолютно легендарного человека, который занимался в «Финиксе» поддержанием боевого духа. Главным образом – в раздевалке и на скамейке, потому что на площадке появлялся уже редко (в финале не сыграл ни минуты)… Хотя - нет. Уж если говорить о нём - непременно  нужно упомянуть и о его сопернике из «Бостона». Ибо вспомнить об одном – и забыть при этом о втором было бы совершенно непростительным проявлением неуважения с моей стороны и форменным безобразием.      Этот второй - конечно же, великий Дон Нельсон. И пусть заслуги и значимость Нельсона как игрока и как тренера несоизмеримы (если, конечно, не брать в расчёт того, что будучи не самым заметным игроком, он выиграл с «Селтикс» 5 титулов, а вот за всю свою несравнимо более яркую тренерскую карьеру не смог сделать этого ни разу) – в «Бостоне» он был на своём месте. Дон на момент финала являлся одним из главных старожилов (Нелли тоже успел застать Расселла в качестве одного из партнёров – правда, уже без Коузи) и авторитетов команды и уже успел объявить, что завершает карьеру. Но вполне справлялся со своей ролью – игрока на подхвате, готового выйти со скамейки, выполнить свою черновую работу на площадке, дать передохнуть лидерам – и вновь вернуться на лавку. Впрочем, и в старте появлялся нередко, и вообще – времени на площадке проводил много. Больше всего запоминалась весьма оригинальная манера, в которой он пробивал штрафные – положив мяч на правую руку, затем он в довольно изящной, даже какой-то немного балетной подпрыжке (назвать это просто «прыжком» не могу) направлял его в корзину движением кисти, словно из катапульты.     В противовес Нельсону, в запасе у «Финикса» сидела личность, которой в будущем суждено стать ещё более авторитетной и харизматичной. Речь идёт о самом Пэте Райли. В начале того сезона «Финикс» выменял его у «Лэйкерс». И, хотя как игрок Райли был даже ещё гораздо более… э-э-э… средним, чем Нельсон (всё-таки о Доне так сказать нельзя – как-никак майка с его номером висит не где-нибудь, а под сводами «Бостон Гарден»), Пэт тоже пригодился «Санз». Фил Лампкин, партнёр Райли по тому «Финиксу», одним из переломных моментов сезона называет следующий: «Мы только что потерпели разгромное поражение в Чикаго и, помню, Пэт Райли встал и обратился к команде. Он указал на пару парней, имён которых я не буду сейчас называть, и сказал, что они сегодня играли в «товарищеский» баскетбол и совсем не боролись. Он сказал нам, остальным, что мы зависим от этих ребят, и если всё будет продолжаться в том же духе – о плэй-офф и вообще о победах мы можем забыть». «Да, я любил поговорить, - вспоминает сам Райли. – И пусть я не играл много, но я был кем-то вроде старейшины».   Впрочем, непосредственно на паркете Пэт иногда тоже приносил пользу. Словно по заказу, последней игрой в той регулярке для «Лэйкерс» стал матч как раз с «Финиксом». Для «Санз» в нём решалось очень многое – перед началом игры у них было 40 побед при 40-а же поражениях. Ну а для «Озёрников» (уже с Джаббаром) она превратилась и вовсе в «матч жизни и смерти» - у них были те же 40 побед, но при 41-м поражении. И, чтобы выходить в плэй-офф, они должны были «кровь из носу» обыгрывать прямых конкурентов. Но «Санз» оставили победу за собой – более, чем уверенно (113:98), а вместе с ней – оставили за бортом «Лэйкерс». И Райли не упустил возможности забить пару-тройку гвоздей в гроб недавних одноклубников. Дэннис Отри, резервный центр «Финикса», вспоминает, что у него челюсть отвисла, когда он увидел, как Пэт левым крюком отправил мяч в корзину: «Я вообще не знал, что он это умеет. Я такого от него и на тренировках-то ни разу не видел, не то что в игре! И здесь, в концовке матча, он со спокойным видом исполняет этот крюк и окончательно хоронит свою бывшую команду…»  

 

Бросок из 70-х, или Величайшая игра в истории?.. Часть 1

  Эти люди проводили свои последние сезоны в качестве игроков НБА. Но их главный вклад в развитие игры и лиги был ещё впереди. Надеюсь, все их узнали, но на всякий случай: мачо с пышными усами слева – Пэт Райли; справа – Дон Нельсон как раз в момент исполнения штрафного броска. Прямо скажем, не самые великие игроки в настоящем – и величайшие тренеры в будущем.

  Вот так, преодолевая затяжные пораженческие серии, падение боевого духа, непонимание в команде (впрочем, с этим «Бостон» тоже столкнулся, о чём говорилось выше), травмы, «Финикс» и втащился в плэй-офф. Так что ту команду по праву все аналитики и журналисты окрестили «Sunderell`ой» (игра слов: от ангийского «Cinderella»  - Золушка). А весь тот сезон стал «Sunderella`s season». Впрочем, тот «Финикс» вошёл в историю и под другим названием: «Маленькая команда, которая могла» (можно добавить: но, увы, так и не смогла. Как в том бородатом анекдоте: «Ну, не шмогла я, не шмогла…»)   Дорога «Финикса» к финалу была ещё более драматичной, чем у «Селтикс» (ну, а как же иначе: Золушка – она и есть Золушка). Сначала был повержен «Сиэтл», который тренировал не кто-нибудь – сам Билл Расселл. Потом… следующая серия заслуживает отдельного повествования сама по себе, но сейчас я этим заниматься, конечно, не буду. Скажу лишь, что «Финиксу» в противостоянии с «Голден Стэйтом» - действующим чемпионом – не давал шансов никто: ни журналисты, ни аналитики, ни большинство болельщиков. Если «Кельты» были восточной dream-team, то «Воины» - западной. У них в All-Star Game-76 тоже приняли участие сразу три человека: Фил Смит, Джамаал Уилкс и, конечно же, один из бриллиантов лиги – Рик Бэрри.   И первая игра все прогнозы оправдала: «Санз» были закатаны в паркет 128:103. Но затем, неожиданно для всех, серия стала раскачиваться, как на качелях. Команды поочерёдно обыгрывали друг друга – во многом благодаря бешеной поддержке своих болельщиков. Недаром Arizona Veterans Memorial Coliseum, на котором играл «Финикс», как раз примерно в те дни получил неофициальное название «сумасшедший дом на Макдауэлл», или, если переводить более буквально, но не так благозвучно – «психушка на Макдауэлл». 4-я игра серии завершилась двумя овертаймами («Санз» выиграли – 133:129), и некоторые СМИ поспешили объявить её «величайшей игрой в истории». Они же не знали, что произойдёт меньше, чем через месяц… Дело дошло до 7-о матча, который «Финикс» проводил в гостях. Вспоминает Эл МакКой, который вёл репортаж для Финикса: «Я позвонил домой, и мне сказали: город словно вымер. Все сидели у себя дома, перед телевизорами, настроенными на трансляцию CBS. Жизнь в Финиксе остановилась на два с половиной часа…» «Санз» сразу же продемонстрировали, что настроены серьёзно: вскоре после начала матча новичок «Финикса» Рики Соберс вступил в стычку не с кем-нибудь – с одним из идолов лиги, самим Риком Бэрри. Арбитры, кажется, были настолько потрясены наглостью «молодого да раннего», что никого не изгнали с паркета: ни авторитетного Бэрри, ни первогодка Соберса. Та схватка наложила отпечаток на всю игру, которую «Санз» оставили за собой – и вышли в финал! «Санз» будут играть в финале чемпионата мира! – надрывался МакКой. – Вы не ослышались, а я не оговорился – «Санз» будут играть в финале чемпионата мира!»

Автор:simplydim

Источник:http://allbasketball.ru/37221-brosok-iz-70-h-ili-velichayshaya-igra-v-istorii.html