«Многие признаются, что им нравится женский футбол, потому что в нем нет симуляций». Рассказываем, как сейчас живет женский футбол
В последние годы заметно возрос интерес к женскому футболу – он стал зрелищнее, матчи женских клубов и сборных собирают полные стадионы, некоторые футболистки превратились в настоящих звезд, а экранизированные истории о женском футболе стали кинохитами. Рассказываем о главных успехах женского футбола последних лет.
Аудитория
Женский футбол впервые породил интерес широкого круга болельщиков на Олимпиаде в Лондоне почти десять лет назад. Тогда матч сборных Англии и Бразилии на групповом этапе собрал на «Уэмбли» 70 000 человек, а на финал США – Япония пришли аж 80 000. Для сравнения, матчи женского ЧМ в Швеции в 1995 году в среднем посещали всего 4 000 человек.
С тех пор количество болельщиков на трибунах только росло. Например, финалы Кубка Англии теперь регулярно собирают 40-50 тысяч болельщиков, а в 2019 году случилось сразу несколько рекордов посещаемости: четвертьфинал Кубка Испании «Атлетик Бильбао» – «Атлетико Мадрид» собрал 48 000, а на матч между «Атлетико Мадрид» и «Барселоной» пришли 60 000 болельщиков – это европейский клубный рекорд. В английской Women’s Super League в 2019 году два дерби суммарно собрали более 60 000: на мерсисайдском дерби «Ливерпуль» – «Эвертон» присутствовали 23 500 зрителей, а на матче «Арсенала» и «Тоттенхэма» больше 38 000.
Но все же главное вау в плане посещаемости – ЧМ-2019 во Франции. Во-первых, матчи по телевизору суммарно посмотрели миллиард человек (!), во-вторых, суммарная аудитория на трибунах перевалила за миллион болельщиков. Ну и обратите внимание на скорость покупки билетов: билеты на финал раскупили онлайн за полчаса, а за сутки организаторы продали 600 000 билетов на все матчи.
А еще на матчи теперь ходят активные фанаты (многие признаются, что им нравится женский футбол, потому что в нем нет симуляций): сборную Голландии на последнем ЧМ поддерживали почти 30 000 активных фанатов, а болельщики «Ювентуса» даже устроили перформанс на матче против «Фиорентины» – пришло, кстати, 39 000 человек.
Большой вклад в расширение аудитории до сих пор вносит телевидение: матчи FA WSL транслируются на BBC Sport (там же выходит еженедельное шоу The Women’s Football Show) и BT Sports, а американская National Women’s Super League и вовсе показывает феноменальные цифры – годовой прирост ТВ-аудитории составил 500% (в среднем каждый матч на канале CBS смотрели 383 000 человек), а финал летнего Challenge Cup на Twitch посмотрели 653 000 болельщиков.
Конкуренция и развитие футбола
Уровень женского футбола действительно серьезно вырос за последние годы: количество клубов увеличивается, появляются сильные сборные – на последнем ЧМ в плей-офф вышли Нигерия, Камерун и Китай. Во многом из-за возрастающей конкуренции и успеха французского мундиаля ФИФА решило расширить количество сборных-участниц ЧМ-2023 до 32 команд.
В женский футбол сегодня приходят совершенно нефутбольные персоны, повышая тем самым его популярность. В 2022 году в NWSL – главной женской футбольной лиге США – начнет свое выступление клуб Angel City FC из Лос-Анджелеса, одна из владелиц которого – актриса Натали Портман, а среди акционеров – легендарная теннисистка Серена Уильямс.
Кстати, новые клубы появляются повсеместно: за пять лет английская WSL выросла аж на 4 клуба, также был создан полноценный второй дивизион (Women’s Championship), где сегодня играют 11 клубов, включая «Ливерпуль».
Женщин в футболе все больше. Угадайте, какое решение приняла женщина, а какое – мужчина
Но глобальная задача – сделать женский футбол доступнее для простых девчонок, которые хотят им заниматься. Сегодня в Англии только четверть школьниц может полноценно тренироваться, для остальных, к сожалению, не хватает инфраструктуры. Чтобы исправить ситуацию Barclay’s инвестировал около £18 млн в женский футбол в стране, часть из которых получит FA Girls’ Football School Partnerships – организация, которая к 2024 году планирует построить 100 тренировочных комплексов для девочек из 6 000 английских школ. Кстати, британский сервис бронирования футбольных полей Playfinder заметил, что во время ЧМ-2019 женщины в два раза чаще, чем обычно, бронировали поля.
В российской Суперлиге сейчас 10 клубов, некоторые появились совсем недавно: женская команда у «Зенита» – в 2020 году, а у «Ростова» и «Рубина» – в этом году.
Буквально пару недель назад о создании женской команды объявило еще и московское «Динамо». Женских клубов со временем должно появиться еще больше: теперь все клубы, которые хотят получить лицензию РПЛ, должны будут создать собственную женскую команду.
Маркетинг
Пожалуй, главный маркетинговый драйвер футбольного клуба – игровая форма. В этом плане клубы американской NWSL на голову выше всего футбольного мира. Игровые джерси здесь не просто очень красивые (почти у каждого клуба свой индивидуальный дизайн), но и интересные с точки зрения футбольной культуры. «Чикаго Ред Старс» нанесли на футболки названия всех районов города и сняли классную видеопрезентацию формы: болельщики, сотрудники клуба и сами футболистки рассказали, почему они любят район, в котором живут – практически эталонный вариант «Support Your Local Club» для болельщиков. Еще очень красивые футболки у «Портленда» – на домашней форме красуются очертания бутонов роз, а на выездном варианте изображены стебли с шипами.
У игравшей в NWSL до 2020 года «Юты» на футболках были изображены горы, а у «Готэма» из Нью-Йорка и Нью-Джерси темную футболку рассекают голубые молнии.
В футбольных симуляторах сегодня тоже есть возможность поиграть за женские команды. Но только в серии игр FIFA. Женские команды здесь появились еще в 2015 году – тогда же Алекс Морган попала на обложку игры. В свежей версии доступно сразу 16 женских сборных, а рейтинги футболисток настолько высоки, что скучно не будет: у Меган Рапино – 93, у Саманты Керр – 92, у Алекс Морган – 90, а еще у десятка известных футболисток рейтинг не ниже 90.
А еще в женском футболе тоже есть фэнтези-лиги. Самый популярный сервис – ShePlays – запустился в Австралии в 2016-м и сегодня здесь доступна австралийская W-League, английская WSL и чемпионат мира. Игроков на ShePlays не так много, но один из создателей сервиса Бен Лоус говорит, что интерес к W-League за последние годы вырос на 55% благодаря фэнтези.
Контракты
В женский футбол постепенно приходят большие деньги, и в этом большая заслуга главной бунтарки современного женского футбола Меган Рапино. Активная позиция по многим вопросам – равная зарплата для игроков мужской и женской сборной, поддержка ЛГБТ, критика действующего правительства, – сделала американку не только лицом Nike, Samsung, Hulu и других брендов, но и одной из самых обсуждаемых персон в США наряду с Дональдом Трампом.
Но, несмотря на свою медийную известность, у Рапино не самый высокий доход – около $3 млн в год. Другая звезда сборной США Алекс Морган не просто зарабатывает больше всех в женском футболе, но еще и входит в десятку самых высокооплачиваемых спортсменок мира, выше нее – только топовые теннисистки.
Морган зарабатывает около $4,6 млн в год: лишь $450 000 из них – это контракт с клубом.
Культура
Знаете, какой самый успешный фильм про футбол всех времен? Это не трилогия «Гол!» (собрала в прокате 35 млн долларов) и не «Хулиганы Зеленой улицы» (всего 4 млн), а «Играй как Бекхэм» (76 млн) – кино, в котором дочь иммигрантов из Индии делает футбольную карьеру бок о бок с Кирой Найтли. Фильм 2002 года не только рассказал историю о любви, дружбе, футболе и британском обществе, но и застолбил место для женского футбола в культуре. Затем фильмы «Офсайд» и «Футбол в хиджабах» о болельщицах и футболистках из Ирана брали награды на Берлинском кинофестивале.
В российском кинематографе прорыва пришлось ждать довольно долго, но он случился – в мае 2022-го на more.tv вышел сериал «Домашнее поле» (адаптация норвежского сериала Heimebane), в котором героиня Светланы Устиновой внезапно оказывается в роли тренера мужской команды.
Она уже добивалась успеха с женским клубом, выведя его в Лигу чемпионов, но в мире мужского футбола ее никто не ждет – и ей предстоит не только доказывать свой профессионализм, но и бороться с предрассудками в одном из самых популярных, но при этом консервативных видов спорта.
Возможно, именно «Домашнее поле» станет точкой входа женского футбола в российскую поп-культуру.
Смотрите «Домашнее поле» на more.tv – 30 дней подписки бесплатно по промокоду SPORTS
Фото: Gettyimages.ru/Robert Cianflone, Elsa, Valerio Pennicino / Stringer, Katharine Lotze, Abbie Parr / Stringer, Richard Heathcote, Steph Chambers; fc-zenit.ru/Евгений Васильев; more.tv
- Оскорбление
- Мат
- Спам
- Расизм
- Провокации
- Угрозы
- Систематический оффтоп
- Мульти-аккаунтинг
- Прочее
- Спам
- Оскорбления
- Расизм
- Мат
- Угрозы
- Прочее
- Мультиаккаунтинг
- Систематический оффтоп
- Провокации
- Повторить попытку оплаты
- Оставить комментарий без доната
- Изменить комментарий
- Удалить комментарий
Зато теперь каждый может увидеть механизм раскрутки, понять, как нас заставляют хавать новое гуано.
Есть, правда, ещё один момент - исторически соккер в штатах женский вид спорта. Но он оставался на задворках, пока не включились центры пропаганды.
P.S. Даже ветеранские и юношеские турниры смотреть интереснее, чем женский футбол.
Хуже только любительские женские турниры. Я подрабатываю оператором на любитель ском футболе. Иногда снимаю женские матчи. Ребята, там кровь из глаз идет порою.
Единственный контрпример - детские турниры. Работал тут на матчах 11-леток. И там девчонки из "Чертаново" разнесли всех пацанов, и играли оч хорошо. Но девочки в этом возрасте физически более развиты чем мальчики, это неудивительно.
Кто не понял, исторически кетчуп просто название соуса, прошли годы прежде чем этот термин закрепился именно за соусами из томатов.
ПС Соус из огурцов тоже существует, только за ним закрепилось название релиш
=============
Я так понимаю успехов в игре с мячом там особо нет?)
Сейчас по факту женский футбол - это одно из самых бездарных спортивных зрелищ. Смотреть это невозможно. Называть это футболом - тоже невозможно