9 мин.

Два шага вперед, один – назад

Первый пост блога в этом сезоне был посвящен новичкам нашей команды. Сейчас, когда появилось больше информации, давайте вернемся к этой теме.

Мы заменили одного баскетболиста – Дэвида Вантерпула (или Оскара Торреса) – двумя, Никосом Зисисом и Рамунасом Шишкаускасом. И мы заменили нашего центрового Томаса Ван ден Шпигеля Маркусом Гори, который больше действует на позиции тяжелого форварда. На периметре мы привыкли к ротации четырех защитников и иногда использовали Захара Пашутина или Антона Понкрашова в качестве пятого. Сейчас ротация состоит из пяти игроков. Это означает, что в прошлом сезоне каждому из четверых наших защитников было гарантировано достаточно времени на площадке. Если a) у нас не было травм или b) ни у кого не было проблем с фолами (в плей-офф такое случалось), то все было нормально. Мы увеличили число защитников, чтобы держать под контролем и эти два фактора.

Сейчас команде приходится учиться тому, как взаимодействовать с двумя признанными снайперами – Лэнгдоном и Шишкаускасом, в отличие от прошлогоднего варианта с одним Лэнгдоном. Каждый из них набирает очки по-разному. Лэнгдон полагается на способность атаковать с прыжка, и потому ему требуется заслон или кто-то вроде Тео или Джей Ар, способный пройти под кольцо и сделать передачу, когда туда стянется защита. Должен сказать, что команда достигла хорошего баланса с этой опцией. Шишкаускас любит проходить под щит с дриблингом. И к тому же, у него отличный бросок.

Приспособиться к двум снайперам, играющим в разных стилях, – большая перемена для остальных игроков. Это как в футбольной команде, которая старается интегрировать еще одного центрфорварда в состав, в то же время сохранив прежнего. Чтобы все сработало, каждому из них и всем одноклубникам необходимо четко понимать, что форвардов нужно обеспечивать мячом в разных позициях, таким образом используя их сильные стороны. Гораздо проще привыкнуть к двум нападающим с идентичными характеристиками. В нашем случае это требует времени, но и делает нас более универсальной и непредсказуемой командой.

Если говорить о личностях, то Никос Зисис привык в «Бенеттоне» играть только на позиции плеймейкера, причем по 30 минут за матч. Во-первых, в ЦСКА мы не можем гарантировать ему эту позицию. Потому, как большинству наших баскетболистов (Джей Ар, Тео, Шишкаускасу), ему требуется выработать умение действовать как минимум в двух амплуа. Естественно, разыгрывающий и атакующий защитник – две совершенно разные работы. В нашей системе, если ты атакующий защитник, от тебя требуется быть более агрессивным, чтобы набирать очки, если ты разыгрывающий защитник, нужно быть более агрессивным, чтобы «разгонять» быстрый отрыв, распоряжаться мячом и создавать возможности для снайперов. Во-вторых, Никосу приходится учиться, как качественно проводить гораздо более короткие отрезки времени. Это накладывает на игрока большое давление. Когда в его распоряжении 30 минут, он может совершить 2-3 ошибки и оставаться на площадке. В команде с более высоким уровнем конкуренции он окажется на скамейке после 1-2 ошибок, поскольку там есть много других хороших игроков, и тренер постарается дать им шанс.

То же касается и Маркуса Гори. В «Бенеттоне», в Испании, во Франкфурте он привык проводить на площадке много времени и доказал, что может в эти минуты быть эффективным. Сейчас ему приходится учиться показывать то же качество в более короткие промежутки времени. Нам нужно, чтобы он играл ближе к кольцу, и чтобы товарищи по команде обеспечивали его там мячами.

Люди, которые критикуют и сомневаются в нем сейчас – это те же самые люди, кто ставил под серьезное сомнение Лэнгдона, Вантерпула и Смодиша в их первый год в команде. Если честно, мне наплевать на мнение этих так называемых специалистов, потому что большинство из них не имело смелости признать, что они ошибались в случае с Лэнгдоном, Вантерпулом и Смодишем. Я уважаю мнение каждого, но через подобное мне довелось пройти и в Италии, и в мой первый год в России. Очень легко критиковать и не верить. Это самое простое на свете. Тем, кто критикует Маркуса, нужно спросить себя: если ЦСКА пригласил его, может быть, они знают, что делают, может быть, видят, как он может помочь команде?

Конечно, есть шанс, что один из новичков, в конце концов, не подойдет для ЦСКА. Но я не вижу смысла в том, чтобы лишать человека возможности проявить себя только потому, что для достижения результата нужно время. Кстати, в матче с «Олимпиакосом» Маркус забросил два мяча, сделал два подбора и дважды здорово сыграл в защите в последние пару минут. Это здорово помогло нам добиться победы. Так что давайте будем терпеливыми.

Рамунас более привычен к подобному давлению. Он провел год в «Панатинаикосе», команде с очень «длинной скамейкой», где у него никогда не было больше 20-22 минут за матч. Чем хорош Рамунас – и это главная причина, по которой мы пригласили его – это то, что он заставляет соперника набирать много фолов и в результате бросает много штрафных. В важных встречах иногда получается, что ты добиваешься победы не за счет высокого процента попаданий, а за счет подборов и количества исполненных штрафных. Он всегда зарабатывает на себе 5-6 фолов для оппонентов, что означает, что в каждом матче он провоцирует одно удаление, а это огромное достижение.

Как умный игрок, в первые недели Рамунас старался понять расположение игроков, пространство в атаке, чтобы знать, где он может пройти под кольцо. Наше нападение отличается от схем «Панатинаикоса» и «Бенеттона», потому ему нужно было понять, как лучше использовать свои сильные стороны. Затем он старался осознать, какую ответственность он может взять на себя и какую ответственность на него хочет возложить команда. Обычно это дается нелегко. Думаю, ему здорово помог опыт выступлений за «Пао» и результаты, которых он достиг лично и с командой. Это дает ему больше уверенности, чтобы сказать самому себе в сложные мгновения: «Эй, я – Рамунас Шишкаускас. Я был ключевым фактором победы в Евролиге. Я отлично выступил на чемпионате Европы за сборную Литвы. Так что, подожди минутку, даже если я играю плохо, я не потеряю уверенности в себе». И я вижу, что он не поддается давлению.

Команда учится, как использовать его. Мы стараемся организовать больше ситуаций, в которых даем ему больше возможностей движения без мяча вместо того, чтобы ждать передачи. С другой стороны, мы учимся, как использовать его в этом движении, не на завершении входа, а на ходу, когда Рамунаса очень сложно сдержать.

Никос, более молодой и менее опытный, только в трех последних матчах (я впервые использовал его в ключевые моменты без Тео) доказывал высокую эффективность в последние минуты и показывал хорошие лидерские качества. И это были лучшие новости в этих поединках.

Плюс, у нас есть Дэвид Андерсен, который вернулся на естественную позицию центрового после года выступлений в качестве тяжелого форварда, что было логично при наличии Саврасенко и Ван ден Шпигеля.

Суммируя сказанное: многие игроки меняют свои позиции и приспосабливаются к новым ролям в команде. И как команда мы работаем, чтобы найти новый баланс с новыми ответственностями и ролями. Работа все еще идет. Так что, если вы спросите меня, кому будет доверен последний бросок в решающий момент, у меня пока нет ответа. Это нужно определять в каждом отдельном матче – кому команда считает более удобным отдать мяч в такой особой ситуации. Так же я не уверен, какие пять человек будут находиться на площадке в этот момент. Против «Сиены» я старался использовать игроков, которые провели здесь как минимум два сезона и отлично знают друг друга. Мне нужен был состав, который был бы сбалансирован и понимал, что нашим главным приоритетом в нападении был Матьяж. Мы стараемся постепенно интегрировать новичков, чтобы они могли проявить себя, но, чтобы находиться на площадке в ключевые моменты, им нужно понимать наши приоритеты и действовать соответственно.

Главная причина, по которой мы проиграли уже дважды, – наша защита. Это может показаться странным, ведь в обоих случаях счет был невелик – около 70-80 очков. Мы просто позволили забросить слишком много легких мячей. Мы могли бы добиться побед, даже набрав 70 очков, если бы были более стабильны в обороне. Мы пробуем много различных вариантов действий не только в нападении, но и в защите, чтобы понять, как лучше подстроить под команду в смысле тактики нашу персональную опеку. Ведь наша персональная опека включает множество элементов «зоны». Нам необходимо понять, когда лучше переключаться, как действовать против разных видов «двоек». В первые два-три месяца нужно найти один способ, некоторые базовые правила, которые подходят команде, помогают чувствовать себя комфортабельно в специфических ситуациях, а оттого приносят уверенность. После этого вы можете улучшить защиту, добавив новые элементы для использования в различных случаях.

Сейчас, когда у нас есть один «чистый» центровой, один четвертый-пятый и два четвертых номера – новая комбинация «больших», – я стараюсь понять, какие принципы пик-н-роллов, смен, помощи и другого лучше нам подойдут. Поскольку мы в защите использовали различные опции, мы совершали много ошибок в нашей персональной защите и позволяли соперникам делать много подборов в нападении. Плохая игра на отскоке была вторым ключевым фактором в обеих встречах.

Третья причина в том, что мы были недисциплинированны. Игроки на площадке не были уверены в наших приоритетах в нападении в особые моменты, что, в основном, является моей ответственностью. Потому мы делали то, что не вытекало логически из наших приоритетов. В результате броски совершали те, кто не имел преимущества над соперниками в эти мгновения, хотя обычно мы очень точно, я бы сказал, хирургически точно, выбираем, кто имеет преимущество перед оппонентом. И если защита стягивается, чтобы прикрыть свою слабость, мы находим открытого игрока с помощью передачи. В те моменты мы этого не делали.

В матче с «Олимпиакосом» был первый случай, когда мы переиграли на подборе команду, которая была больше, выше нас. И это был первый раз, когда мы выиграли 16 подборов в нападении. Этот компонент мы улучшаем, но на это требуется немного больше времени.

Хорошо, что мы победили «Олимпиакос» после двух поражений. Третье повлияло бы не столько на результат, сколько на мораль команды. Что здорово в моей команде – пусть я продолжаю пробовать, экспериментировать, игроки каждый день приходят на тренировки и пытаются всем сердцем выполнять то, что от них требуется. Надеюсь, что мы продолжим прогрессировать в ближайших матчах.

Сейчас я могу сказать это. Все мы ожидали, что процесс интеграции новичков будет короче. Затем мы поняли, что он займет больше времени: возможно, два-три месяца, возможно, он будет стоить нам нескольких поражений, немного боли, дополнительных тренировок. Это немного огорчительно для баскетболистов. Мы были на хорошем уровне. И, стараясь выйти на немного более высокий уровень, мы делаем несколько шагов назад. Но это нормально. Это первая реакция. Ведь мы продолжаем усердно работать, чтобы повысить уровень. В то же время я вижу желание игроков помочь товарищам. Все мы верим, что с этими новичками мы можем играть немного лучше, чем в прошлом сезоне, и это дает нам больше шансов на титул. Но наверняка мы этого пока не знаем, и никто не знает. Может, у нас и не получится. Посмотрим.