4 мин.

Взгляд европейца из-за океана

Если говорить об основных отличиях между европейским и американским баскетболом, то первое, что приходит в голову, это габариты игроков. Просто потрясающе, насколько велики и атлетичны баскетболисты НБА. Меня особенно удивили в этом смысле позиции защитников и мощных форвардов. Именно здесь разница в физической подготовке между нашими парнями и игроками НБА особенно существенна. Посмотрите, что Блэйк Гриффин вытворил на днях, и у вас будет полное представление.

Кроме того, парни в НБА – от разыгрывающих до центровых – обычно очень мускулистые, широкие в плечах. Это означает, что помимо всего прочего они занимают много пространства при игре в защите и, даже несмотря на наличие правила трех секунд в защите, все равно могут закрыть «слабую» сторону, когда игрок атакующей команды пытается прорваться к кольцу.

Это правило [трех секунд в защите], к слову, само по себе довольно удивительно. По сути, оно не дает защитникам возможности стоять под кольцом, не держа кого-либо или не вступая в контакт с атакующими игроками. Это приводит к принципиально иной организации противодействия на «слабой» стороне, которая требует по-настоящему умного и быстрого движения со стороны обороняющихся, особенно в тех ситуациях, где мы должны «захлопнуть коробочку», то есть быстро переместиться к лицевой, чтобы заблокировать проход под щит.

Эффективность этого правила приумножена более отдаленной трехочковой линией. Если вкратце, вы гораздо меньше волнуетесь из-за трехочковых бросков соперника, нежели в Европе, где зачастую главная оборонительная задача сводится к тому, чтобы закрыть снайперов на «слабой» стороне. В НБА самое важное – защита «краски», за исключением тех немногих матчей, когда вам противостоит команда, полагающаяся на дальние и средние броски.

Еще одна вещь, которая меня поражает, это то, насколько у игроков здесь быстрые руки. Попробуйте вести мяч в скоплении игроков, и у вас сразу же будут проблемы. А если вы «большой» и получаете мяч в «краске», то не следует опускать его ниже уровне пояса или даже плеча, потому что в суматохе кто-нибудь обязательно постарается выхватить его, или в самом лучшем случае вам просто будет очень сложно завершить момент.

Еще одна из впечатляющих черт, которые я бы хотел отменить – скорость при боковых перемещениях в защитной стойке. Игроки очень часто находят решение проблем в обороне, просто совершая невероятно быстрые движения, чтобы восстановить позицию. И это становится тем фактором, который оказывает решающее значение на ход встреч.

Должен признаться, что когда только собирался приехать сюда, как и многие европейцы, я ошибочно считал, что в Европе гораздо лучше бросают по сравнению с НБА. Правда в том, что здесь процент попадания во многом определяется выдающимся атлетизмом и умными действиями защитников. Если вы дадите среднему игроку совершить открытый бросок, он забьет с той же вероятностью, что и любой европеец.

Также стоит упомянуть продолжительность матча в НБА. У меня уже была возможность принять участие в 48-минутных встречах во время игр в рамках NBA Live Tour как в Москве, так и в Америке. Вместе с правилом шести фолов это заставляет вас иначе подходить к ротации и заменам. В Европе, где играют по 40 минут, первые и последние четыре-пять минут каждой половины имеют решающее значение для исхода встречи. Напротив, здесь игроков традиционно отправляют на скамейку в конце второй четверти и в начале третьей. Более того, в Европе, если вы, скажем, уступаете 15 очков в конце третьей четверти, это значит, что шансов на спасение у вас практически нет, и игра, по сути, закончена. В НБА же даже отставание в 15-18 очков в третьей четверти это еще не конец света, потому что у вас впереди еще целая половина европейского матча.

При этом большое количество тайм-аутов означает, что вы можете разработать такую стратегию на важный матч, которая позволит держать на площадке лидеров по 45 минут, а то и больше. Необходимо просто более мудро распоряжаться тайм-аутами, чтобы игроки имели достаточное количество времени на отдых. Можно взять пару тайм-аутов в течение одной минуты. Таким образом, если игрок садится на скамейку перед первым тайм-аутом и возвращается после второго, то он получает достаточно времени на отдых (особенно, если учесть, что иногда тайм-ауты длятся по 3-4 минуты), и при этом почти ничего не пропускает.

Наконец, нельзя уйти и от того, что нынешний сезон является уникальным в смысле значения каждого матча. Вы знакомы с достаточно распространенным в Европе мнением, что регулярному сезону в НБА не хватает напряжения, а игроки спят на ходу первые две-три четверти? Ну что ж, в сезоне, состоящем из 66 матчей, такого не увидишь. Каждый поединок важен. Каждое поражение может сказаться на ваших шансах попасть в плей-офф или получить достаточно высокий посев. То, что у «Лейкерс» новый тренер, новый штаб и новая система, не оставляет времени на благодушное настроение. Каждый понимает, что нам нужно провести хороший сезон. Я пока не видел ни одного матча, где бы уровень напряженности не был максимальным с первой же минуты. И нужно понимать, что по мере развития регулярного сезона и приближения к плей-офф игра будет становиться все жестче и интенсивнее.

В настоящий момент турнирные показатели «Лейкерс» составляют 12 побед и 9 поражений, включая несколько очень болезненных, особенно на выезде, где мы уступили в 7 матчах из 9. Естественно, мы надеялись, что на этом этапе сезона у нас будут другие результаты. И после матча с «Шарлотт» в Staples Center мы отправляемся в 12-дневное турне на Восток, которое будет состоять из 7 матчей. Там мы должны по-настоящему прибавить, чтобы быть конкурентоспособными в решающей стадии сезона.