7 мин.

Летний график беспощаден к вратарям. Из-за травм на ровном месте выбыли все три кипера сборной

В РПЛ пугающая тенденция — Гильерме попросил замену в матче с «Крыльями» и вернулся лишь к игре против ЦСКА, хотя поначалу врачи говорили о небольшом спазме. Травма оказалась серьезнее, причем сложно точно назвать момент ее получения. Неудачных падений не было, в жестких столкновениях Гильерме не участвовал.

Через неделю на ровном месте травмировался еще один вратарь сборной – Андрей Лунев. Голкипер «Зенита» вполне буднично выносил мяч от ворот, но внезапно схватился за бедро и даже не смог самостоятельно покинуть поле.

Сослан Джанаев получил повреждение на разминке перед матчем со «Спартаком». Подробнее о травме и сроках возвращения клуб не рассказывает, но практически всегда повреждения на разминке – мышечные. Узнать, сколько пропустит Джанаев, сложно, потому что «Сочи», кажется, уже собрался в отпуск.

Чем эти случаи похожи?

Несмотря на то, что вратари получили разные мышечные травмы, механизм повреждений общий – неконтактный (речь прежде всего о Луневе и Гильерме – как получил травму Джанаев, мы не знаем, но предполагаем, что таким же образом). Так называются повреждения, возникшие из-за неудачного приземления, резкого движения и других подобных несчастных случаев. 

Важную роль играет предрасположенность – неконтактным травмам в подавляющем большинстве случаев предшествует перегрузка мышцы: слишком частые и/или слишком тяжелые тренировки, отсутствие полноценного отдыха после тяжелой игры, быстрый рост нагрузки после отпуска или травмы и так далее. Из-за этого мышца теряет эластичность и может не выдержать даже обычной для нее нагрузки.

А теперь подробнее разберем анатомию травм вратарей. У Гильерме повреждение икроножной мышцы – в спорте она играет ключевую роль при ходьбе, беге и прыжках (отрыв пятки от земли), плюс участвует в правильной постановке стопы при приземлении.

У икроножной мышцы не так много синергистов – мышц, выполняющих ту же функцию. У этого есть как положительная, так и отрицательная стороны. С одной – диагностика редко вызывает проблемы, боль появляется довольно рано, а выбор, что в этой области может болеть, невелик. С другой – дискомфорт легко можно принять за обычную усталость после интенсивного отрезка (что и случилось у Гильерме), а разгрузить мышцу не так просто – уж слишком важную роль она играет при ходьбе. Ведь никто не отправляет спортсмена лежать неделю из-за банального чувства усталости.

Случай Лунева сложнее. Прямая мышца бедра – часть четырехглавой, расположена на передней поверхности бедра и отвечает за сгибание в тазобедренном суставе. В футболе это прыжки, отчасти бег и самое главное – удар. Во многом именно от ее силы и зависит сила удара (привет огромным банкам Роберто Карлоса).

С травмой прямой мышцы бедра ситуация обратная: множество мышц-синергистов (она сама – часть одной большой) могут облегчить восстановление, нагрузки легче дозировать, можно раньше начинать восстановление. Но это и усложняет диагностику: боль может появляться лишь в ответ на высокие нагрузки, либо распространяться практически на все бедро.

Кроме того, в сухожилие прямой мышцы вплетен надколенник (коленная чашечка), а четырехглавая мышца – стабилизатор коленного сустава. В итоге слишком быстрое возвращение или перегрузка мышцы может спровоцировать неустойчивость в коленном суставе и еще более серьезные травмы. Например, разрыв крестообразных связок.

Выходит, вратарей просто перегрузили?

Да, но не спешите винить тренеров и медперсонал. Это глобальная проблема. Для полевых игроков ввели правило пяти замен, но о вратарях как-то не подумали. 

В командах РПЛ вторые вратари выходили на поле после рестарта крайне редко: либо из-за травмы основного (Заболотный вместо Джанаева), либо из-за неопределенности с первым номером (Шамов-Лодыгин-Левашов в Туле). Также на игру против «Краснодара» в воротах «Урала» не появился Годзюр (возможно, небольшая травма), а капитан «Уфы» Беленов мистически пропал (а вместе с ним еще шесть человек) прямо перед игрой с «Динамо». Выход Кержакова после оформления чемпионства мы обсудим чуть позже.

В топовых чемпионатах картина аналогичная: слишком велика разница между первым и вторым номером, чтобы в концовке чемпионата проводить ротацию. Даже Алиссон продолжает стабильно выходить в старте за чемпионский «Ливерпуль».

В Ла Лиге «Реал» взял титул, выиграв все матчи после рестарта, и Куртуа бессменно занимал место в воротах — в итоге бельгиец был близок к собственному рекорду: не пропускал аж 507 минут. Если предложить сменить Тер Стегена хотя бы на одну игру, фанат «Барсы» вызовет вам скорую до ближайшей психиатрической лечебницы – без его невероятных сейвов (даже с явными аутсайдерами) ни о какой чемпионской гонке не могло быть и речи.

В Серии А то же самое со всеми потенциальными участниками еврокубков: Стракоша и Ханданович играют без замен с самого рестарта лиги. Шченсны и Голлини пропустили лишь по одному матчу (из-за небольшого дискомфорта), причина ротации в «Наполи» – травма Оспины.

В конце сезона риск потери очков выше риска мышечной травмы, поэтому вряд ли мы увидим какие-либо изменения в ротации, а вот новые мышечные травмы голкиперов – очень вероятно.

С «Локо» ясно, а почему «Зенит» не поберег Лунева после оформления чемпионства?

Поначалу я задался этим вопросом, но замысел Семака понятнее, если оценить оборону петербуржцев в игре с «Ахматом». 

В центре вышли Осорио и Прохин, а они не обладают и близко таким первым пасом, как Ракицкий или Иванович, с этим нужно было что-то делать. Один из вариантов – помощь вратаря. Лунев после карантина хорош в передачах: например, по словам коллег из СБГ аналитики, в матче против «Краснодара» вклад Лунева в xGChain (общий вес ударов с комбинаций, в которых он принял участие) – третий после Азмуна и Дзюбы. В домашней игре против «Сочи» можно было обойтись без Лунева, потому что задачу первого паса взял на себя Ракицкий, а против «Ахмата» Семак полностью поменял центр обороны (Иванович был в Сербии, Ярослав не полетел в Грозный). 

Важен и еще один момент: Андрей не просто не играл с «Сочи», он был даже вне заявки. Почему это так важно? После пары полноценных выходных игрокам нужно несколько тренировок, чтобы войти в рабочий режим. Объясню разницу. Игрок с лавки участвует в предматчевой, а если не получил достаточно игрового времени, и послематчевой тренировке. Это нужно, чтобы уровень нагрузки для всего состава был примерно одинаков. 

Лунев же вернулся слишком резко и к тому же поехал на дальний и сложный для «Зенита» выезд (последний раз питерцы в рамках чемпионата России побеждали в Грозном аж в 2015-м). Это риск, но его тоже можно понять — никаких предпосылок, говорящих о потенциальном повреждении (хронических или недавних травм) у Андрея не было. Говорить, будто бы Семак рисковал здоровьем Лунева – чересчур.

Тем не менее поберечь основного кипера было вполне возможно. Возможно, Андрей был тактически необходим изначально, но к перерыву стало ясно: без Азмуна и Дзюбы (тем более после удаления Ригони) цепляться за длинные пасы особо некому, а результативная ошибка намекала, что Лунев еще где-то в чемпионском автобусе.

Замена реальна и исходя из скамейки: менять Караваева на Смольникова не было смысла. Готовность Мамманы еще вызывает сомнения, а Шамкин и так сменил бы Ригони или Дриусси, не случись удаления. В итоге на лавке оставались лишь Васютин и Кержаков.

Но вспомните, когда вы видели последний раз замену вратаря не из-за травмы? Верно, в товарищеских матчах. Но если «Зенит» выйдет в финал Кубка России, следующий сезон для питерцев начнется спустя неделю с момента последнего матча. Получается, «Зенит» на предсезонке уже сейчас. При внятном объяснении (самому Луневу и фанатам) замена бы не вызвала никаких вопросов.

Но в идеале Андрей должен был остаться на скамейке в Грозном, чтобы провести два полных цикла тренировок и спокойно выйти на еле живой «Оренбург» для подготовки к «Спартаку». Теперь же он пропустит остаток сезона.

Селихов лечился два года. Почему так долго и что за неудачная операция, о которой говорил Кононов?

Делать ли операцию после надрыва мениска? Кинезиотейпирование – это обман? Медицинский блогер ответил на ваши вопросы

Фото: РПЛ/Константин Рыбин, Магомед Абасов, Вячеслав Евдокимов